Игровые технологии и опорные схемы и как средство активизации внимания детей с ОВЗ на примере урока математики в 4-м классе. Тема: «Задачи на встречное движение»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: интерес, внимание, игровые технологии, задачи на движение


Учебник: Математика, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Часть 2. Авт.: М. И.Моро, М.А.Бантова и др.: Москва, «Просвещение», 2014.

Цель: организовать деятельность обучающихся при знакомстве с задачами на встречное движение.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

создать условия для:

  • развития математического мышления через  усвоение приёмов решения задач на встречное движение;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

регулятивных:

  • создать условия для формирования умения  принимать и сохранять цели учебной деятельности; самоконтроля и самооценки учебных действий;

познавательных:

  • создать условия для  использования знаково-символические средств представления  информации (модели, памятки);
  • для  усвоения действий при анализе задач, чтении схем, сопоставления способов решения задач

коммуникативных:

  • создать условия для  работы в парах, учебного диалога

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • создать условия для познавательной деятельности по усвоения способов решения задач на встречное движение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование к уроку:

  1. учебник «Математика 4 класс с электронным приложением». Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Москва, «Просвещение», 2014;
  2. С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику. Москва, «Просвещение», 2014 г.;
  3. С.И.Волкова. Проверочные работы. Москва, «Просвещение», 2014 г.;
  4. С.И.Волкова. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2014 г.;
  5. компьютер, проектор, экран, СD-диск
  6. мультимедийная презентация к математической разминке
  7. опорные схемы-«помогайки» (алгоритм письменного умножения (модель) на круглое число, опорная схема-модель (встречное движение)
  8. средства обратной связи у учащихся (сигналка, веер цифр), ручка с зеленой пастой для проверки.

Современные технологии:

  • информационно-компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые технологии.

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мобилизующий этап

Цель: сконцентрировать внимание на учебной деятельности

Настроимся на работу:

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушаем, запоминаем!
Ни минутки не теряем.

-Улыбнитесь друг другу.
Желаю вам удачи на уроке.
Оформите начало работы.

Хором проговаривают. Настраиваются на работу.

 

 

 

 

Записывают число.

2. Актуализация знаний, определение темы урока

Цель: вспомнить связь между величинами «скорость», «время», «расстояние»

 

1) Начнём с математической разминки - математического диктанта. Не попасть в ловушку вам помощью игры «день–ночь». (Ночь – дети закрывают глазки, кладут голову на руки, представляя мысленно задание, день – показывают ответ с помощью веера). Если трудно, можно прописать пример перед собой в воздухе.

- 25 увеличить в 100 раз.

- Чему равно второе слагаемое, если первое слагаемое - 60, а сумма- 310?

- Найди частное 360 и 4.

- 500 без 50.

- На сколько надо увеличить 170, чтобы получить 25?

- Сколько центнеров в 8 т?

- Сколько дней в 3 неделях?

- Найди произведение 7 и 400.

- 2000 г. Сколько это кг?

- Отцу 36 лет, сын в 4 раза моложе отца. Сколько лет сыну?

1 ученик – за шторкой.

2) Работа над задачей. (Презентация к уроку 1)

- Рассмотри внимательно схему и определи тип задачи.

(Карточки с величинами учитель переворачивает на наборном полотне.)

скорость
время
расстояние
Схема к задачам на движение.

- Как эти величины «дружат» между собой? Повторим по карточке-помогайке.

(Учитель переворачивает карточку)

скорость * время = расстояние

расстояние : скорость = время

расстояние : время = скорость

Проговаривают формулы.

- Кто может двигаться с такой скоростью?

- Составь задачу про спортсмена.

- Запиши решение. (Проверка)

Аналогично составляют 2 обратные задачи. Записывают решения.


Высказываются.
Спортсмен пробежал 90 м за 10 секунд. С какой скоростью бежал спортсмен?
По 1 у доски за шторкой
- Какие задачи составили? Докажи.
- Оцени работу над задачами.
- Сможет ли догнать этого бегуна другой, скорость которого 8 м/с?

Составили обратные задачи. Известную величину в первой задаче принимали за неизвестную в следующей.

Объясняют. (Не сможет, так как скорость второго бегуна меньше, чем скорость первого)

3) Работа с диском. (Работа с комментированием в режиме «старт-пауза»)
До текста.
- Рассмотри иллюстрацию-схему. Какую информацию она содержит?
- Сравни с теми задачами, которые уже решали.
Движутся автобус и автомобиль.
Сходство в том, что задачи на движение. Отличие в том, что решали задачи на движение одного объекта, а в этой задаче движутся два объекта.

- Как движутся автобус и автомобиль?
- Покажите с помощью ладошек способ движения. (Дети с закрытыми глазками выполняют)
- Какова тема сегодняшнего урока?

Итак, сегодня задача на встречное движение – «именинница».

- Какие вопросы задаёт тема?

- Вы постараетесь сами найти ответы на эти вопросы с помощью учебника и моих вопросов.

Движутся навстречу друг другу.


Решение задач на встречное движение. (Тема записана на доске)

Как решать задачи на встречное движение? Как составлять схемы к этим задачам?

3. Коммуникация, формулировка способов решения задач. (25 мин)

Цель: познакомить со способами решения задач на встречное движение; учить составлять обратные задачи и соотносить текстовое содержание со схемой

1) Работа с диском. Тема: Задачи на встречное движение. (Работа режиме «старт-пауза» для комментариев,  предположений детей, записи решения задач)
- Продолжим работу над задачами. Какие величины необходимо обозначить на схеме?

 

 

Скорость каждого автомобиля, время.

  Старт.
- Что важно отметить?
- Что происходит при движении автобуса и автомобиля?
- Запишите выражение, которое обозначает, на сколько км сблизятся автобус и автомобиль за первый час.
Слушание текста задачи.
Автобус и автомобиль начали движение одновременно.
Автобус и автомобиль сближаются
60+90
 

- Предположи, как будет изменяться расстояние между автомобилем и автобусом за второй час? За третий час? Почему?
- Эта величина называется скорость сближения. (Учитель вывешивает карточку).

сканы

За каждый час автобус и автомобиль сближаются на одинаковое расстояние.
Хоровое чтение с карточки
  - Сколько времени сближались автобус и автомобиль?
- Заверши запись выражения.

3 часа.
(60+90)*3=450 (км)
Ответ: 450 км расстояние между городами.

  - Проверим. Пауза.
- Что добавите к  нашему решению?
Слушают объяснение с диска.
Мы решили задачу верно. Но есть и другой способ её решения. Можно найти расстояния каждого транспорта за 3 часа, а потом сложить их.
  - Что означает число 450? 450 км - это расстояние, которое за 3 часа проехали автобус и автомобиль вместе?
  - Какой способ более рациональный? Тот, в котором находили скорость сближения первым действием. Он короче.
  - Как вы думаете, какое задание далее на диске?
- Что можно принять за неизвестное?
Предположения детей.
Время в пути автобуса и автомобиля.
  - Слушаем вторую задачу.
- Какие предложения по её решению? Обсудите план в парах.
Скорость автобуса или автомобиля.
Слушание текста с диска.
Обсуждение, выбор рационального способа.
450 : (60+90) = 3ч
Ответ: через 3 часа автобус и автомобиль встретятся.
  - Проверим.
Аналогично организуется работа над третьей задачей.
Слушают диск (решение)
Запись решения с помощью выражения:
(450 : 3) – 90 =60 (км/ч)
Ответ: 60 км/ч скорость автомобиля.
  - Проверяем.
Итак, сколько задач на движение вы решили? С какой новой величиной познакомились? Как помогает нахождение скорости сближения при решении задач?

Слушание диска, обсуждение способов решения задачи, выбор рационального.

Скоростью сближения.

 

Физкультминутка. (различные варианты)
1 часть на двигательную активность. (Отдыхает спинка, шея)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

2 часть. Отдыхают глазки.
Вариант 1.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

Вариант 2.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Вариант 3.
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(квадраты можно рисовать в воздухе в разных направлениях)

Вариант 4.
Зажмурьте глазки крепко-крепко. Посмотрите в окошко. Любуемся зимним (осенним..) пейзажем). Смотрим вдаль. Рассмотрите небо. Какое они? А теперь деревья. Переводим взгляд на цветочки (в кабинете). (Дети поворачивают голову в противоположную сторону. Любуемся их зеленью
Упражнение на психологическую разгрузку.

3 часть. Отдыхают мысли.
- Ночь: представили себе озеро голубое-голубое. На берегу зелёная травка, жёлтые одуванчики. Мы любуемся их красотой, вдыхаем свежий аромат, слушаем как поют птички. Кругом так тихо, что слышно, как плещется рыбка в прозрачной воде озера. Мы хорошо отдохнули, и с новыми силами продолжаем работу. День
Упражнение на концентрацию внимания.
- Вслушаемся в тишину за окошком (тишину на 1 ряду), как тихо падают снежинки (листики).
Продолжаем работать.

 
  2) Работа по учебнику. (стр.16)
Рассмотрите страничку. Какой № содержит задачи по теме урока?
№61.
 

- Что дано в помощь к решению задач?

- Внимательно рассмотрите схемы. Какие это задачи?
Докажи.

Схемы.

Обратные.
Объясняют.

  - Что обозначает красный флажок? Место встречи транспортных средств.
 

- Какой вопрос задаёт каждая задача?

Какое расстояние между посёлками. Найди время, через которое объекты встретились. Найди скорость второго объекта.
  - Кто может двигаться с такой скоростью? Высказывают предположения.
  - Прочитаем схему: назови известные величины к первой задаче.
(Схема  на доске)

1 ученик вносит данные в таблицу на доске.

Скорость

Время

Расстояние

 

 

 

 

 

 

  - Прочитайте задачу. Верно ли мы прочли схему? Высказываются.
  - Составьте план и запишите решение. 1 ученик работает за шторкой.
  - Проверяем. (12+14) * 3= 78 (км)
Ответ: 78км расстояние между посёлками.
  - Кто другим способом решил задачу? Обсуждение: 12*3+14*3= 78 (км)
  - Что означает расстояние между посёлками? Это расстояние, которое прошли оба лыжника за 3 часа.
  - Почему такой вывод можно сделать? Скорость не изменялась, вышли в путь одновременно, каждый был в пути 3ч.
  - Повторим вопрос задаёт второй задачи ? (Схема в учебнике и на доске)
- Назови известные величины.
Через какое время лыжники встретятся?
1 ученик  вносит данные в таблицу на доске.
12 км/ч – скорость движения первого лыжник, 14 км/ч скорость движения второго лыжника, 78 км – это расстояние между посёлками.
  - Прочитайте задачу.
- Что можно добавить о времени? Почему?
Читают
Время в пути у лыжников одинаковое, так как начали движение одновременно.
  - Составь план и запиши решение. Сам. работа.1 ученик – у доски. (За шторкой)
78 : (12+14) = 3 (ч)
  - Проверяем. Ответ: через 3 часа лыжники встретятся.
  - Повтори вопрос к третьей задаче.
- Назови известные величины.
С какой скоростью двигался второй лыжник.
1 ученик называет каждую величину и показывает на схеме.
  - Прочитайте задачу. Сравните с тем, что мы прочитали по схеме.
- Запиши решение и ответ.
- Проверяем.
Высказывают мнения.
Обсуждение разных способов решения.
1 сп. (78:3)-14=12 (км/ч)
2 сп. 1)12*3= 36 (км) расстояние 1 лыжника до встречи
2) 78-36= 42 (км) расстояние 2 лыжника до встречи.
3) 42: 3 =14 (км/ч)
Ответ: 14 км/ч скорость второго лыжника.

 

- Оцените свою работу над задачами, учитывая самостоятельность и правильность решения.
Дома вы решите задачу № 30 на стр. 21. из Тетради на печатной основе.
Задание для любознательных: выполните задачу №53 на стр. 34 из тетради Для тех, кто любит математику.

Оценивают с помощью значков-смайликов.

4.Отработка письменных вычислительных приёмов умножения на круглое число.

Цель: закрепить изученные вычислительные приёмы

- Рассмотрите выражения из задания для самоконтроля.
- Какие вычислительные приёмы предлагается повторить?
- Напомним правило оформления примеров на умножение на круглое число. (карточка-помогайка)

****000
    470___

Проверяем.

- Дома решите примеры под № 64.

Письменные приёмы умножения на круглое число, вычитания, сложения. Устный приём деления на 10.
Сам. работа. (2 ученика за шторкой)

 

 

Соотносят результаты, вносят пометки зелёной пастой, на полях – количество ошибок.

5. Рефлексия.

Цель: соотносить результаты работы с поставленными учебными задачами.

Подведём итоги урока. Какие задачи учились решать?
- Сколько видов задач на встречное движение решили?
- С какой новой величиной познакомились?
- Как найти скорость сближения?

- Вспомните, какие задачи-вопросы мы поставили в начале урока. Удалось решить?

- Оцените по критериям свою работу за весь урок. Встаньте, кто самостоятельно и без ошибок справился c каждым заданием.
Кто из ребят помогал другим с помощью вопросов?
Я тоже внимательно наблюдала за вашей работой. (Оценивание работы)
Спасибо всем за работу.

Задачи на встречное движение.

Скоростью сближения.
Сложить скорости обоих транспортных средств.

Учились читать схемы к задачам на встречное движение, находить разные способы решения таких задач.

Литература

  1. Т.Н. Ситникова. Поурочные разработки. Москва «ВАКО», 2014.
  2. С. И. Волкова Математика. Устные упражнения. Москва, «Просвещение», 2014.
  3. С. И. Волкова Математика. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2014.
  4. С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. Математика. Методические рекомендации. Москва, «Просвещение», 2014.
  5. С. Р. Бережнова. Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах. Москва, АРКТИ, 2007.
  6. С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику. Математика. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2014.
  7. С. И. Волкова. Математика. Проверочные работы. Москва, «Просвещение», 2014.
  8. Электронное приложение к учебнику.