Разработка урока по Отечественной истории "СССР в 30-е г. ХХ века"

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: игра, СССР, ХХ век


Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения – дидактическая игра.

Время игры - 45 минут.

Цели урока:

Деятельностная: 

  • научить детей структуризации полученного знания по истории СССР в период 30-х гг. ХХ века,
  • развивать умение перехода от частного к общему и наоборот,
  • научить видеть каждое новое знание,
  • в игровой форме повторить изученный материал.

Содержательная:

  • научить обобщению,
  • развивать умение строить теоретические предположения,
  • научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным и его значение для последующего обучения.

Воспитательная:

  • способствовать формированию интереса и уважения к прошлому своей страны,
  • формировать чувство ответственности за свои поступки,
  • воспитание толерантности, уважения к мнению своих одноклассников.

Оборудование урока:

  • сгруппированные парты,
  • бумага для записей, ручки
  • призы для победителей
  • классная доска с графическим отображением туров игры

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Игра.
  4. Обобщение
  5. Подведение итогов игры, выставление оценок.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование интереса и уважения к прошлому своей страны;
  • формирование исторического мышления;
  • умение применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • формирование личностного отношения к пониманию процесса модернизации в СССР и «культу личности» Сталина;
  • формирование толерантности, уважения к мнению своих одноклассников.

Метапредметные:

  • умение делать осознанный выбор: выбирать задание и способ решения;
  • умение соотносить действия с результатами, корректировать действия в связи с изменившейся ситуацией;
  • умение строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группе;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

  • иметь целостное представление об изучаемой эпохе;
  • формировать способность применять исторические знания и понятийный аппарат;
  • уметь систематизировать историческую информацию, давать оценку историческим событиям и процессам.

Ход урока

1. Организационный момент

  • учащиеся рассаживаются за столами произвольными группами по 5-6 человек,(всего – 4 группы)
  • на столах – листы бумаги для записей и подсчёта очков, ручки

2. Вступительное слово учителя

  • постановка цели урока,
  • объяснение задач, стоящих перед учащимися на уроке,
  • объяснение правил игры.

Правила игры

Игра проходит в три тура. На каждый тур отводится 10 минут. Задача каждой команды – зарабатывать очки, правильно отвечая на выбранные вопросы. Вопросы сгруппированы по темам, имеют разную «стоимость».

Когда вопрос назван, право ответа получает та команда, которая выбирала вопрос. Если сразу ответа нет, то команды получают 30 секунд для обсуждения, потом команды должны дать ответ. Право ответа получает тот, кто первым поднимет руку.

Если команда ответила на вопрос верно, то она получает очки, соответствующие стоимости вопроса. Если команда дала неверный ответ, то дать правильный ответ могут другие команды.

Если команды не смогли ответить верно, то правильный ответ называет ведущий. Каждая команда ведёт подсчёт полученных очков.

2. Игра

Ведущий игры – учитель. Он предоставляет командам право выбирать вопрос, зачитывает вопрос, контролирует выполнение правил игры. Все участники игры по очереди выбирают тему и категорию вопроса. Обсуждают задание и стараются выбрать или найти правильный ответ. Учащиеся могут использовать учебные пособия или тетради по предмету.

4. Обобщение

В конце игры каждой группе предлагается задание: «Назвать основные черты жизни советского общества 30-х гг.»

Таким образом завершается обобщение изученного материала (задание может выполняться как устно, так и письменно, в зависимости от оставшегося времени урока). В ходе выполнения этого задания учащиеся каждой группы совместно ищут ответ на поставленный вопрос и необходимую формулировку записи (для сдачи работы или устного ответа).

5. Подведение итогов

Каждая команда подсчитывает количество заработанных очков и выставляет оценки участникам игры. Учитель также в конце урока имеет возможность оценить работу учащихся, их знания по предмету и активность.

Проведение урока именно в такой форме имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным уроком.

  • Учащиеся могут применить свои знания в нестандартной ситуации.
  • Есть возможность повторить большой объём материала без умственной и эмоциональной перегрузки учащихся.
  • Название темы в каждом туре игры стимулирует интерес учеников.
  • Можно сразу увидеть «пробелы», т.к. есть темы, которые стараются не выбирать.
  • Группы формируются произвольно, объединяют ребят разного уровня подготовленности.
  • Реализуется личностно-деятельный дифференцированный подход: даже «слабые» ученики могут ответить на вопросы и заработать очки.
  • Идёт процесс укрепления классного коллектива.

Недостатком повторения учебного материала в такой форме можно считать отсутствие «логики», т.к. вопросы расположены и выбираются хаотично.

Но игровая форма проведения урока концентрирует и «переключает» внимание детей, что в конечном счёте даёт хороший результат в получении прочных знаний, мировоззренческих понятий и способствует формированию универсальных учебных действий.

Приложения