Методическая разработка урока по теме "Икона"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Каждый человек — это икона, которую нужно
отреставрировать, чтобы увидеть Лик
Божий.
Митрополит Антоний Сурожский

Урок 15

Цель урока: раскрыть содержание и смысл православного искусства – иконописи.

Задачи урока:

  • дать сведения об основных религиозных понятиях: иконопись, икона;
  • формировать интерес к истории Православия;
  • воспитывать любовь и уважение к культуре, святыням.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представления, что есть икона, как она устроена, что изображают на иконе;
  • умение отличать икону от картины.

Метапредметные:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • оценка собственных результатов, действий.

Личностные:

  • приобщение детей к нравственным устоям православной культуры;
  • раскрытие, для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства.

Оборудование: презентация.

В классе сумрак. Горят свечи. На экране слова: Храм… Литература… искусство… Звучит музыка.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: - Храм… Литература… Искусство… Такие разные слова.

Может ли быть связь между ними? Если есть, то какая?

Давайте попытаемся в этом разобраться.

Учитель: Закройте глаза и послушайте стихотворение…

В ХРАМЕ. В.Афанасьев

В тишине лишь голос чтицы
Слышен — Псалмопевца речь.
Полыхают на свещнице
Огоньки церковных свеч, —
Словно лес какой огнистый,
Приношенье наших рук,
Разливая пламень чистый,
Занимает медный круг.
Как приятен он для взгляда,
Этот огненный венок!
А над ним царит лампады
Потаённый огонёк, —
Алым, праздничным рубином,
Словно Ангела уста,
Он горит перед старинным
Тёмным образом Христа.

Учитель: - Откройте глаза. Какую картину нарисовало ваше воображение? Какие чувства вы при этом испытывали?

Ученики: - Я в храме. Везде свечи, иконы и тишина. Звучит музыка. Наверное, в моей голове. Откуда-то слышно чей-то голос. Сразу почувствовал - такой покой и смирение, надежду на чудо.

Учитель: - На предыдущем уроке мы посетили храм. Какова была цель посещения храма? Что вы узнали?

Ученики: - Как устроен храм?

- Что люди делают в храме?

Учитель: - Я думаю, что вы неоднократно бывали в храме. Что было  для вас самым запоминающимся?

Ученики: - Чудесные иконы и иконостас.

Ученики: - Алтарь и само убранство храма.

Учитель: - Что такое алтарь и иконостас?

Ученики: - Алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Ученики: - Иконостас – многоярусна преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма.

Учитель: - Как устроен классический русский иконостас?

Ученики: - Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов, или рядов или по-другому чинов.

Учитель: - Назовите все ряды иконостаса. Какие иконы в нём присутствуют всегда?

Ученики:

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Ученики: Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Ученики: Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Ученики: Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

Ученики: В пятом, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя, сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

Учитель: - Прочитайте самостоятельно стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд – человеку, и Богу – свечу.

Учитель: - В чём и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

Ученики: Наверное, чтобы быть трудолюбивым, как пчела, и своим трудом приносить пользу человечеству, а в молитвах и раскаянии всей душой стремиться к Богу.

2. Определение темы урока. Учитель читает стихотворение Эндрю Фриза «Икона»

Учитель: - Послушайте, я вам прочитаю ещё одно стихотворение Эдрю Фриза. Подумайте, о чём оно, определите его название.

Взглянула не в глаза мои, 
А через них смотрела в Душу. 
Я об одном её просил — 
Помочь всем тем, кому я нужен.
Никто не слышал, лишь Она, 
Мою беззвучную молитву. 
Перечисляя имена 
Тех, кто любим, и кто мне близок,
Не упустил ни одного, 
И верю в то, что был услышан. 
И посветлевший лик её — 
Как знак общения с Всевышним.
Слова от Сердца и Души 
Господь — Наш Отче — все услышит. 
Он любит всех детей своих, 
И от несчастий оградит их…

Ученики: - Это стихотворение про икону. И озаглавить его можно «Икона».

Учитель: - И это правильно. Так о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Ученики: - Мы будем говорить об иконах в православном храме.

Учитель: - Ваше предположение, какие вопросы мы сможем обсудить сегодня на уроке?

Ученики:

- Что такое икона?

- Кто на ней изображен?

- Какие бывают иконы?

- Почему она так необычна?

- Как связана икона с молитвой?

- Кто может писать иконы?

- Чем отличается икона от картины?

3. Самостоятельная работа

Учитель: - Перед вами таблица. Её надо заполнить. В первую колонку вам надо записать вопрос, решаемый по теме. Во второй колонке записываете свой ответ на этот вопрос, как вы его понимаете. В третьей колонке записываете то, что показалось вам интересным и нужным для вашего знания по этому вопросу из объяснения учителя.

Вопросы решаемые по теме

Мое понимание

Объяснение учителя

Что такое икона?

Ученики: - Наверное, это какая – то необычная картина – портрет.

Учитель: 1) Ико́на (ср.-греч. Εἰκόνα от др.-греч. Εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
2) В искусствоведении иконами, обычно, называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. 3) Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:
Икона, являясь, как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» (Вл. Лосский) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.
[ru.wikipedia.org]
Функции иконы. Икона и образ В.В.Лепахин

Кто на ней изображен?

Ученики: - На иконе изображён святой.

Учитель: - На иконе изображено лицо или событие из Библии или церковной истории.

Какие бывают иконы?

Ученики: - Иконы бывают разные. Есть чудотворные иконы. Есть просто святые.

Учитель:
1) Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам.
2) По размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик.
3) По технике выделяют:  живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.
4) Отдельно можно назвать сводчатые алтари – конструкция из нескольких образов с различными изображениями.
5) Иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.

Почему она так необычна?

Ученики:- Она необычна потому, что к ней обращаются, перед ней молятся, от неё ждут чуда.

Учитель:- Для верующего человека жизни Христа и святых так дороги, что при виде их образов он хотя бы вкратце молится им. Икона приглашает людей к молитве, к подражанию жизни святых. К такой жизни, в которой главное не эгоизм, а любовь.
В православии святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.
(«По образу и подобию» епископ Иларион (Алфеев))

Как связана икона с молитвой?

Ученики: - Когда просто молишься, то икону представляешь. А когда перед ней стоишь, то она как – будто слушает тебя, понимает и помогает. Молитва более сильной становится перед иконой.

Учитель: - Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем,  Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.
Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

- Кто может писать иконы?

Ученики: - Писать икону могут только специально обученные художники. Они должны быть истинно верующими людьми. Или служить в храме.

Учитель: - Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности.
Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев.
Иконописец – это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача – стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично, освободиться от подобных внутренних проблем: «конкуренция», «плагиат», «заимствование». (www.Ukona.ru)

Чем отличается икона от картины?

Ученики: - Она отличается изображением лиц, меньше используется оттенков.

Учитель: - Живописная икона заметно отличается от картины. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда.
Свет – главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. Голову святого окружает золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Он часто выходит за края иконного пространства. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Иногда и нога святого заступает за пределы иконы. Это потому, что икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.
Удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.
Самое поразительное, что есть в иконе это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие».
(Икона и картина. С.В. Алексеев)

3. Самостоятельная работа

Учитель: - Я предлагаю заполнить таблицу отличия иконы от картины. Укажи стрелками, какие характеристики характерны для картины, а какие для икон.

Икона

Характеристика

Картина

+

показать сокровенный мир души святого человека

 

 

показывать борьбу добра и зла в человеке

+

+

каким станет человек, если победит в  борьбе добра и зла

 

 

отбрасывает тени

+

+

нет тени

 

+

свет проступает через лицо и фигуру

 

 

свет падает извне

+

 

человек – это как бы планета

+

+

каждый человек – звезда

 

+

Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений

 

+

нимб – знак Божией благодати

 

+

 нет беспорядка

 

 

есть беспорядок

+

+

нет заднего плана и горизонта

 

 

есть задний план и горизонт

+

+

светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой

 

+

Самое поразительное – это лица и глаза

 

+

золотой фон

 

 

любой фон

+

4. Беседа об иконописцах

Учитель: - Мы уже сказали, что икону пишет иконописец. Теперь немного поговорим об этих удивительных людях.

ЕВАНГЕЛИСТ И ИКОНОПИСЕЦ ЛУКА (I век)

Существует церковное предание, говорящее о том, что первым иконописцем в христианской истории стал Евангелист и Апостол Лука, написавший первый образ Пресвятой Богородицы. Евангелист Лука родился в Антиохии в греческой семье, он не был иудеем. Апостол Лука был в непосредственном окружении Господа Иисуса Христа, по преданию являлся свидетелем Распятия Господа. Евангелист Лука записал одну из четырёх канонических книг Евангелия и книгу деяний апостольских, являлся горячим проповедником слова Божия. Апостолу приписывается икона, именуемая «Владимирская». Существуют предположения, что иконы Богородицы «Тихвинская» и «Смоленская» также написаны св.Лукой. О том, что св. Лука писал образ Божьей Матери повествует его житие и церковное предание.

АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (11–12 вв.)

Алипий Печерский жил в Киевской Руси и был известен как инок Киево-Печерского монастыря. Кисти преподобного Алипия принадлежит множество икон Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа. С образами, вышедшими из под кисти преподобного Алипия, связано множество чудес, чрез них множество раз происходили чудесные исцеления. Его иконы всегда оставались невредимыми во время пожаров и разрушений храмов, с образами не происходило никаких повреждений. Церковное предание приписывает авторству прп.Алипия икону «Предста Царица», пребывающая в Успенском соборе Московского Кремля.

ФЕОФАН ГРЕК (14–15 вв.)

Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ (14–15 вв.)

Великий иконописец земли русской, основавший иконописную школу и отразивший в своих работах величие Православной Руси - Андрей Рублев. Андрей Рублев расписывал многие храмы и монастыри Древней Руси. Кисти Андрея Рублева принадлежат несколько древних икон, самая значимая из которых - «Троица» Ветхозаветная. Андрей Рублев также написал многие прекрасные иконы - "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря"; "Вход в Иерусалим».

Учитель: -  За историю иконописи, творили разные мастера, и четыре величайших иконописца, конечно, далеко не весь список выдающихся мастеров. Русская земля всегда славилась дарованиями. Работы русских мастеров известны по всему миру, и высоко ценятся даже в тех странах, где собственная иконописная традиция очень развита. Просмотрев источники информации, и на следующем уроке расскажите об одном из иконописцев, о котором мы сегодня не говорили.

5. Рефлексия

Учитель: -  Храм… Литература… Искусство… Такие разные слова.

Может ли быть связь между ними? Если есть, то какая?

Ученики:- К литературе относится поэзия. Стихотворения, которые читали, более ярко и точно описывали те чувства, которые наполняют человека стоящего в храме перед иконой.

Ученики:- Художники и иконописцы – это совершенно разные люди. Но это люди искусства. Художник должен показать и передать красоту картины, а иконописец – правильно написать образы святых.

Ученики:- Благодаря иконописцам, храм выглядит настоящим произведением искусства.

Ученики: - А ещё в храме особая музыка, которая звучит отовсюду. Она успокаивает, наполняет душу добром.

Учитель: - Я предлагаю вам написать синквейн по теме урока. Вспомним, как он пишется. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

1-я строка. Кто? Что? (1существительное)

2-я строка.  Какой? (2 прилагательных)

3-я строка.  Что делает? (3 глагола)

4-я строка. Что автор думает о теме? (Фраза из 4 слов)

5-я строка. Кто? Что? Новое звучание темы. (1 существительное)

Ученики: - Икона.

Светлая, чудодейственная.
Смотрит, помогает, успокаивает.
Вселяет веру, надежду, любовь.
Ангел – хранитель мой.

Учитель: (читает стихотворение © Александра Андриянова)

Иконы — это небольшие двери.
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них дано по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.

6. Домашнее задание

Ответьте на вопросы письменно, чтобы получилось сочинение.

Вопросы и задания

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Литература

  1. Православное учение о почитании святых икон архиеп. Сергий (Спасский)
  2. Икона и картина С.В.Алексеев
  3. «По образу и подобию» епископ Иларион (Алфеев)
  4. Как устроить домашний иконостас С.В.Алексеев
  5. Функции иконы. Икона и образ В.В.Лепахин
  6. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи Е.Н.Трубецкой
  7. Богословие иконы И.К.Языкова
  8. Иконостас П.А.Флоренский
  9. Икона в Библии диакон Андрей
  10. Иконы в нашем доме священник Сергий Николаев
  11. Икона в Церкви, икона в доме свящ. Дионисий Свечников
  12. Православие и иконопочитание Сергей Говорун
  13. Богословие иконы Православной Церкви Л.А.Успенский
  14. «Намоленная икона». Что это такое? Дмитрий Марченко

25.06.2019