Конспект урока по теме "Глагол". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: часть речи, глагол


Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

 Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались.

Кто поможет мне?

Написаны слова на доске: «начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»

(Ответ: «С малой удачи начинается успех!»)

- Как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

(В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.)

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)

Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)

В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?

Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)

Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?

Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?

Полученное слово – глагол.

НО... сначала Повторим части речи!

Цель: вспомнить части речи.

Задание: заполните таблицу «Части речи».

Части речи делятся на … (самостоятельные и служебные)

части речи

Название

Вопрос

 Грамматическое значение

 

Что делать?
что сделать?

 

 

Кто?
что?

 

 

Какой? Какая?
Какое? Чей?

 

 

Сколько? который? и др.

 

 

Кто? что? который? сколько? чей?

 

 

Как? куда? откуда? где? зачем? почему?

 

части речи

Название

Какую роль выполняет в языке.

Пример

 

Служит для связи слов в предложении и словосочетании

 

 

Служит для связи одно-родных членов и частей сложного предложения

 

 

Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д.

 

2. Целеполагание

 - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».

- А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан.

У нас вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений».

Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны? 

Активизируем знания учащихся.

Создаём проблемную ситуацию.

«Верные – неверные утверждения»

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
  3. Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Формулирование темы, цели урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют).

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

- Вы согласны?... Запишите число и тему урока в тетрадь.

(Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

- Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

 - Составление «таблички». (запись в теоретическую тетрадь)

Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

- Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)

План урока:

1. Найти информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?

4. Работа с учебником…

Чтение параграфа… «Глагол как часть речи»

5. Тренировочно-закрепляющие упражнения…

(упражнение, которое сразу после правила…)

Цель: научиться отличать глагол от существительных.

Задание: В предложениях выделите грамматическую основу, найдите омонимы и определите, какой частью речи они выражены.

(Предложения записаны на доске..)

1. Катюша в хоре запевала, она все песни запевала.
2. Иди домой, но сначала коридор домой.
3.

Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.

4.

В углу раздался детский плач,
И кто-то вдруг сказал: «Не плач!»

7. Физминутка…

- Прошу встать возле своих парт… Сейчас я буду называть части речи, а вы будете поднимать руки вверх… Когда я называю глагол, вы поднимаете правую руку…

Если я называю другую самост. часть речи: сущ., прилаг., наречие, числит., местоим., то вы поднимаете ЛЕВУЮ руку…

Если называю служебные части речи: предлог, союз, частицу, то вы поднимаете обе руки вверх и слегка потягиваетесь…

Задание понятно?..Итак, начали…..

Я, РИСОВАТЬ, НАД, ВЛЕВО, СОЛНЫШКО, КРАСИВЫЙ, ГОВОРИЛ, ЗА, ПЯТЬ, МОЯ, РАБОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЧТОБЫ, А, ЖЕЛТЫЙ, …

6. Работа по карточкам… (по вариантам)

Задание-загадка: Прочитайте четверостишье, определите автора, найдите глаголы и выпишите их, выделите окончание, укажите грамматическое значение.

1 вариант

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

2 вариант

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

7. Самостоятельная работа… (в парах)

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

(Текст записывается на доске, или детям раздаются распечатки.)

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискри­лись, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весе­лые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

(По Н.Толмачевой)

(Работы ребята сдают для проверки учителю…На следующий урок будет редактирование работ)…

8. Подведение итога урока

- Какова была тема урока?

- Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

- Давайте подведем итог…Что вам известно о глаголе?

- Поднимите руки те ребята, кому урок понравился…

…теперь те, кто не совсем разобрался в сегодняшней теме….

… и те, кто ничего не понял……

- Спасибо вам, ребята, за работу!.. Удачных, веселых каникул!

9. Домашнее задание

1).Теоретич.материал о Глаголе…

2). Написать сочинение «В стране Глаголии…»