Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Введение

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Хорошо воспитать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое.

Прежде всего – надо любить ребенка. Мы должны любить детей не за то, что они «хорошие», а просто за то, что они есть, что это наши дети. Культура любви к ребенку – самое человеческое, что можно себе представить.

Мы должны расти вместе со своими детьми. Вспомним слова замечательного русского врача и автора глубоких педагогических работ Н.И. Пирогова: «…чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Воспитывая ребенка, мы как бы заново переживаем и собственное детство, на этот раз умудренные и знанием законов его, и жизненным опытом. И возможно, в самих себе мы открываем какие-то черты, взявшие начало в далекие детские годы, - и если эти черты нас не очень устраивают, то вот причина задуматься не только над тем, как бы они не повторились в ребенке, но и над тем, как избежать их в себе…

Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Но необходимое условие для этого – правильно организованные условия жизни в семье, педагогическая компетентность семейных воспитателей. Поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания подрастающего поколения обусловлено самой природой нашего общества, пропаганда педагогических знаний среди родителей является составной частью работы дошкольных учреждений.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования: формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Цель исследования:

1. Изучить общетеоретические основы семейного воспитания.

2.Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на опыте работы воспитателей ГБОУ Школа №1568 дошкольное отделение №3.

Задачи исследования:

1. Показать особенности семьи как малой социальной группы, ее функции и факторы семейного воспитания.

2. Раскрыть понятия внутрисемейная ситуация развития, семейный долг и семейные обязанности.

3. Обобщив опыт практической работы дошкольного учреждения ГБОУ Школа №1568 по семейному воспитанию, показать важность единства требований родителей и работников дошкольного учреждения в успешности решения проблем воспитания детей.

4. Рассмотреть формы взаимодействия и сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, как важного фактора успешности воспитания личности ребенка

Гипотеза исследования:

1. Условия семейного воспитания зависят от микроклимата в семье (Семья должна давать ребенку ощущение безопасности и защищенности).

2. Успешность воспитания личности ребенка зависит от сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимодействие ДОУ и семьи

1. Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой учреждение, где малыши проводят достаточно много времени, пока их родители работают. В саду с детьми проводят занятия, прогулки, игры.

Таким образом, можно сказать что большая часть времени приходится на воспитание ребенка в стенах ДОУ. И что бы воспитание ребенка было последовательным и непрерывным дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с семьей ребенка.

Значительный опыт накоплен ДОУ в вопросе взаимодействия с семьей дошкольников, потому, как и педагогические работники (методисты и воспитатели) понимают, что только при тесном сотрудничестве родителей и дошкольного образовательного учреждения будет совершаться педагогическое воздействие на дошкольника. В сотрудничестве с родителями усовершенствуется нравственное, художественно-эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание дошкольника.

Педагогические работники детского сада на постоянной основе усовершенствуют формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников. Педагоги ставят своей целью достичь органичного сочетания педагогических воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника.

В наше время в Российской Федерации отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодействие педагогов и родителей становится насущной проблемой дошкольного воспитания и образования.

Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами, таким как А.К. Васильева, Л.В. Загик, С.В. Ковалев, Т.А. Куликова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.А. Сухомлинский и др.

В этих работах раскрываются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные черты личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и др.
При этом необходимо отметить, что в педагогической науке издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок с рук и губ матери.

В противоположность ему, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из бедствий на пути формирования нового человека. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

Данная проблема подробно рассматривается в трудах А.С. Макаренко, который считал, что «семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представитель государственного воспитания. Школа должна управлять семьей».

В дальнейшем в 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро. В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания.

Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность».

На сегодня в дошкольной педагогике начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, основанные на взаимосвязи двух систем детского сада и семьи. Таким образом, обозначилась проблема, рассматриваемая в данном исследовании, заключается в обосновании современных проблем взаимодействия детских дошкольных учреждений и семей в вопросах воспитания и образования дошкольников.

Данная проблема определяет цель данной исследованной темы охарактеризовать современное состояние проблемы семейного воспитания и необходимости взаимодействия семей и детских садов в вопросах воспитания и образования дошкольников, анализ возможностей объективной диагностики уровня взаимодействия семьи и детских садов как главных участников воспитательного и образовательного процесса.

Семья была, есть и, очевидно, всегда будет важнейшим средой духовно-нравственного формирования личности ребенка.

Семья — это важнейший институт социализации, так как является средой обитания, развития человека от самого рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.

Социализация — это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе.

Это происходит в процессе общения и деятельности.

К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.

Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи культурных ценностей. Каждый институт воспитания семья и детский сад имеет свой особый смысл, которого нет у другого.

Опыт, приобретаемый дошкольником в детском саду и семье разный: в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения (или, наоборот), в детском саду равноправный член социальной группы.

В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является единство и ясность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие его взрослые, в том числе родители и воспитатели. И задача педагогического коллектива современного детского сада уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования.

Проблеме диагностики уровня взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и образования дошкольников посвящены ряд работ, в частности пособие А.В. Козловой, Р.П. Дешеулиной «Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг», а также книга Е.С. Евдокимовой «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника».

В работе «Робота дошкольного образовательного учреждения с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг» А.В. Козловой и Р.П. Дешеулиной раскрывается необходимость саморазвития воспитателей детского сада и родителей. Пособие содержит материалы по диагностике, тематические планы, конспекты лекций, консультации, мониторинг все, что может быть полезным.

Книга Е.С. Евдокимовой «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» посвящена проблеме педагогической поддержке семьи в воспитании детей дошкольного возраста. В ней раскрываются сущность, значение педагогической помощи и поддержки современной семье в новой социокультурной ситуации; представлены результаты исследований и практический опыт взаимодействия с семьей педагогов детского сада. Внимания заслуживает монография Н.В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей», в которой представлена комплексная методика диагностики условий и функций сотрудничества родителей и педагогов в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В данных работах уровень взаимодействия детского дошкольного учреждения с семьями воспитанников рекомендуют изучать на основе проведения тестовых опросов. Результаты опросов обрабатываются с помощью «ключа» и делается вывод о том или ином уровень взаимодействия детских садов с семьями.

Несомненно, что такая методика имеет право на существование и ее результаты могут быть использованы, особенно в части изучения мнения родителей об уровне сотрудничества ДОУ с семьей, но все же она несовершенна, поскольку несет в себе элементы субъективизма.

Как воспитатели, так и родители заинтересованы в прямых участниках образовательного процесса. Их мнения об уровне взаимодействия детского сада и семьи могут носить прямо противоположный характер, не всегда соответствовать истине и в этой связи методики, не всегда способны отразить истинное положение дел в вопросах сотрудничества семей и детских садов в вопросах воспитания и образования дошкольников.

В этой связи, по нашему мнению, эффективным средством диагностики состояния данной проблемы может быть метод экспертов, поскольку данная методика предполагает «взгляд со стороны» и на ее основе возможно представить объективную картину.

В целом, метод экспертов предполагает получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этого метода заключается в возможности разностороннего анализа проблем.

Приведем пример, каким образом данный метод может быть использован. На начальном этапе отбираются эксперты из числа воспитателей, не имеющие отношения к исследуемому детскому учреждению.

В течение нескольких дней они изучают работу детского учреждения.

После этого им предлагается оценить уровень сотрудничества детского сада и семьи по следующим критериям:

1. Количество посещений работниками детского сада семей воспитанников.

2. Разнообразие форм работы детского сада с семьями.

3. Количество мероприятий, проведенных детским садом вместе с семьями.

4. Количество родителей, которые непосредственно принимают участие в работе детского сада.

5. Количество проведенных родительских собраний, уровень их посещаемости.

Каждый фактор оценивается по трехбалльной шкале, где 1 балл характеризует низкий показатель уровня сотрудничества, 2 – средний уровень сотрудничества. 3 высокий уровень сотрудничества.

После этого все баллы суммируются, и данная сумма отражает реальный уровень сотрудничества детского сада и семьи.

1.2 Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: «Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», «Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье» и др. К примеру, посещая малообеспеченную семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

См. продолжение статьи

Список используемой литературы

  1. Е.С.Брускова. - М.: 2007. – 164 с.
  2. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи/ И.В.Гребенников.- М.: 2005. - 204 с.
  3. Как помочь ребенку войти в современный мир? / под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2005. - 168 с.
  4. Коломинский Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.А.Коломинский.- М.: 2006. - 238 с.
  5. ЛисковаТ.Е. Обществознание/Т.Е.Лискова; под ред. Л.Н.Боголюбова.-М.: Просвещение, 2009. – 416с.
  6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети / Т.И.Маленкова. -М.:2004.-223с.
  7. Медведев Г.П. В семье растут дети/ Г.П.Медведев, А.В.Надъярный. - М.: 2006. - 146 с.
  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебных заведений, 2е изд. /Р.С.Немов - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 576 с.
  9. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства /Л.Ф.Островская. -М.: 2008.- 76 с.
  10. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) /А.С.Спиваковская.- М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
  11. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В.Я.Титаренко.-М.: 2007. - 112с.
  12. Торе А.Д. Ошибки родителей. Пер. с итальянского / А.Д.Торе. –М.: 2004. – 12 с.
  13. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. — 2004. − № 3. − С. 82−85.
  14. Баранникова Н.А. Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Дис. …канд. пед. наук. − М., 2009. − 246с.
  15. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. − М.: ТЦ Сфера, 2009. − С. 15.
  16. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — С. 63.
  17. Кудрявцева Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: Автореф. дис. … канд. пед. наук. − Волгоград, 2009. − 26с.
  18. Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада / Л.А. Ягодина // Психолог в детском саду. – 2013. – №3. – С. 118.
  19. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Рн/Д.: Феникс, 2013 – С.74.
  20. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка: сборник научных трудов / Институт педагогики и психологии образования. – М.: МГПУ, 2011.