Использование инновационных методов в работе педагога-психолога дополнительного образования

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4


Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.

Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья. Поэтому нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения. Обозначенные выше проблемы призвана решать сенсорная комната.

Цель занятий в сенсорной комнате: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
  • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
  • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Занятия в сенсорной комнате, оказывают многогранное положительное влияние на организм.

После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Все занятия, проводимые в сенсорной комнате, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особен­ностей детей младшего школьного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Материально-техническое обеспечение (оборудование сенсорной комнаты)

В оснащение сенсорной комнаты входит:

  • комплект «Сенсорный уголок»;
  • зеркальный шар,
  • панно «Бесконечность»;
  • тактильная панель с декоративными элементами;
  • световой стол с песком;
  • световой оптоволоконный модуль «Разноцветная гроза»;
  • пушка световая узконаправленная «Зебра-50»;
  • настенное интерактивное световое панно «Звездное небо»;
  • тактильная дорожка.

На занятиях в сенсорной комнате применяются различные источники света и звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нём внимание, выполнять определённые действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как другие проекторы одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Методы и приемы работы в сенсорной комнате

  • Цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
  • Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).

Помимо инновационных форм работы, на занятиях, используются такие психологические технологии как:

  1. Дыхательно-координационные упражнения (активизация и энергетизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария).
  2. Симметричные рисунки (развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга).
  3. Релаксационные упражнения на снятия тревожности и напряжения.
  4. Пальчиковая гимнастика (развитие психических функций, а также подвижности и гибкости кистей рук).
  5. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта должны соблюдаться следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:

  1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
  2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
  3. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.

Программа предусматривает использование следующих приемов развивающего обучения:

  • начало занятий должен быть непривычным;
  • не спешить, стимулируя включению мыслительной деятельности у детей;
  • выслушивать все до одного ответы детей;
  • развивать речь детей на всех этапах занятия;
  • на занятии должно быть ощущение правильности и успешности.

Оценка эффективности работы

Эффективность работы, проводимой с использованием мультисенсорной среды, отслеживается как по результатам наблюдений педагога-психолога за учащимися, так и по данным входящей и выходящей психодиагностики. На каждого учащегося заполняется индивидуальная карта наблюдения, в которой фиксируются такие компоненты, как

  • интеллектуальная готовность;
  • эмоционально-волевая готовность;
  • коммуникативная готовность.

В свою очередь, каждый компонент готовности имеет свое структурное содержание, которое оценивается следующим образом: низкий, средний и высокий уровень.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат представленного вида деятельности, в первую очередь, характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; стремлением к здоровому образу жизни, отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Кроме того, это:

1) отсутствие психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) умение переключать энергию тревоги в конструктивное русло;

3) сформированность адекватной самооценки, преодоление застенчивости;

4) умение преодолевать стресс и кризисные ситуации;

5) открыто выражать свои чувства.

Применение инновационных форм работы (мильтисенсорной среды) происходит как в групповой, так и в индивидуальной работе.