Вводный урок русского языка в 10-м классе. Современник XX века

Разделы: Русский язык

Класс: 10

Ключевые слова: Д.С.Лихачев


Цели урока: познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачёва, формировать внимательного и вдумчивого читателя, продолжить воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ; повторить особенности публицистического стиля речи, закрепить у учащихся понятие «Публицистический стиль речи», совершенствовать навыки разноаспектного анализа текста, готовить к сдаче ЕГЭ.

Ход урока

Тема и задачи урока

Наш первый урок, как обычно, посвящен русскому языку, великому значению слова. «Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает». Это слова удивительного человека – современника 20 века, чьи мысли, дела, письма стали настоящим мерилом нравственности и духовности человека, – академика Д.С. Лихачева. Сегодня на уроке я хочу рассказать об этом человеке, его удивительной жизни, его трудах и помыслах.

Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл своей жизни.

Вот одно из мудрых высказываний ученого — современника XX века:

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».

У этого человека много талантов, но главный среди них - умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко, образно. Это отличает его книги и статьи.Не случайно к текстам Д.С.Лихачёва в последнее время всё чаще стали обращаться составители учебников, учебных пособий, контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. С некоторыми из них и мы будем знакомиться на уроках. Вот и сегодня мы с вами поразмышляем над письмом из книги «Письма о добром и прекрасном». 

Я вам очень советую прочитать ее, а сейчас обращу внимание лишь на названия некоторых писем. (Самая большая ценность – жизнь. В чем смысл жизни. Цель и самооценка. Что объединяет людей. Быть веселым, но не быть смешным. Когда следует обижаться. Честь истинная и ложная. Про зависть. О жадности. Искусство ошибаться. О дурных и хороших влияниях. Уметь спорить с достоинством.)

Слово о Д.С.Лихачеве

Д.С.Лихачева можно назвать человеком ХХ века. Не случайно именно так я и назвала наш первый урок. Его труды невозможно переоценить. Это наш современник, потому что, несмотря на то, что он умер, его помнят, его читают, его изучают, его цитируют и пока это будет продолжаться, он будет жить среди нас…

Д.С.Лихачев имел твердый, закаленный многими жизненными испытаниями характер. Однако твердость характера сочеталась в нем с удивительным миролюбием. Имея мирный нрав, он и вокруг себя всегда источал мир. Одна из его духовно-нравственных заповедей так и гласит: «Люби мир в себе, а не себя в мире». Стоит только всмотреться в фотографии Д.С.Лихачева или посмотреть фильм о нем, чтобы убедиться в его жизнерадостном миролюбии.
Со школьных лет Дмитрий Лихачев полюбил книгу. Причем его занимало не только чтение разных книг, но весьма интересовал и процесс подготовки книги к изданию, книгопечатание. Семья Лихачевых проживала в казенной квартире при типографии нынешнего Печатного Двора. «Запах свежеотпечатанной книги для меня и сейчас — лучший из ароматов, способный поднять настроение», — вспоминал ученый в 1996 году, накануне своего 90-летия.

По окончании гимназии Дмитрий Лихачев с 1923 по 1928 год учится на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета. Здесь он получает первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но, едва окончив университет, молодой ученый в 1928 году попадает в Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно — СЛОН). Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой «Космической Академии Наук» (сокращенно — КАН).

Студент Дмитрий Лихачев написал для этой «Космической Академии» доклад о старой русской орфографии (замененной на новую в 1918 г.), искренне считая старую орфографию более совершенной, чем новая. Этого поступка оказалось достаточно, чтобы обвинить его (как и большинство его товарищей по КАН) в контрреволюционной деятельности! Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров, а закончил свой срок на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Близко знавший академика Д.С.Лихачева писатель Даниил Александрович Гранин так говорит о соловецких впечатлениях ученого-узника: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее».

Сам Дмитрий Сергеевич о Соловках вспоминал так: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни».
Почему самое тяжкое время своей жизни он называет «самым значительным периодом жизни»? Да потому, что именно там, в самых суровых условиях и испытаниях, он научился дорожить каждым днем прожитой жизни, научился ценить жертвенную взаимную помощь. Высоконравственные люди и в нечеловеческих условиях оставались сами собой и даже помогали другим. Злым людям и негодяям было намного труднее переносить жизненные испытания.

Сохранять душевное здоровье на Соловках Дмитрию Сергеевичу помогала, по его собственному признанию, соловецкая природа.

Вот фрагмент его воспоминаний:

«Несмотря на строжайшее запрещение появляться в прибрежной полосе, несколько раз я ходил к Митрополичьим садкам, где в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. На Заячьей Губе у Митрополичьих садков я познакомился с замечательной заячьей семьей. Я лежал в кустах и задремал. Когда я открыл глаза, я увидел прямо против себя на расстоянии чуть большем протянутой руки очаровательную зайчиху и несколько маленьких зайчат. Они смотрели на меня не отрываясь, как на чудо. Монахи приучили животных не бояться человека. Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня. Я не шевелился и они тоже. Мы смотрели друг на друга, вероятно, с одинаковым чувством сердечной приязни. Такое бездумное созерцание не могло продолжаться вечно: я пошевелился, и они исчезли, но надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому».

В 1932–1935 годах Дмитрий Сергеевич работает в Ленинграде литературным редактором. А с 1938 года становится научным сотрудником Института русской литературы Академии наук СССР. Этот институт более известен под названием Пушкинский Дом. В 1941 году за диссертацию «Новгородские летописные своды XII века» он получает степень кандидата филологических наук.

С осени 1941 по весну 1942 года Дмитрий Сергеевич вместе с семьей находится в блокадном Ленинграде. В блокаду умирает его отец. В 1942 году ученый выпускает книгу «Оборона древнерусских городов».

В годы войны Д.С.Лихачев занимается не только научной работой, но и всемерно помогает окружающим его людям. В 1942 году он получает медаль «За оборону Ленинграда», а в 1946 году — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1947 году ученый защищает докторскую диссертацию на тему «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв.». К середине XX века он становится крупнейшим специалистом по древнерусской литературе. Его блестящие исследования текстов «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха», «Слова о Законе и Благодати», «Моления Даниила Заточника» и других памятников древнерусской литературы стали для России XX века настоящим открытием истории и культуры Древней Руси, открытием родных истоков и источников. За эти труды, посвященные древнерусскому летописанию и в целом — литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получает и народное, и международное признание. В 60-е годы 20-го столетия Д.С.Лихачев получает, наконец, и государственное признание: в 1969 году книга «Поэтика древнерусской литературы» (1967) была удостоена Государственной премии СССР.

Даже неполный указатель его трудов содержит более 1000 наименований. Список его наград составляет несколько страниц. Но главной наградой ему стала искренняя любовь его многочисленных читателей, десятки лет с неослабевающим вниманием  читающих его книги и статьи.
Он имел великий дар любви — к родной земле и родному народу, к своим родным, к родной науке, родной литературе и всей родной культуре. Имея такое душевное богатство, он прекрасно знал и ценил мировую литературу и культуру.

22 сентября 1999 года, всего за восемь дней до кончины своей земной жизни, Дмитрий Сергеевич Лихачев передал в книжное издательство рукопись книги «Раздумья о России». Это был новый — исправленный и дополненный  вариант книги, и на первой странице рукописи было начертано: «Современникам и потомкам посвящаю». Значит, и перед самой кончиной Дмитрий Сергеевич больше всего думал о России, о своем любимом Отечестве, и эту преданность Родине он завещал своим современникам и потомкам, то есть всем нам.

Подготовка к анализу текста

Перед вами книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Она обращение к молодым, кому ещё предстоит учиться жизни. Это сборник мудрости. Это художественная публицистика.

А) Словарная работа.

- Что такое публицистика?

Публицистика, - и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная публицистика.

- Каким стилем будет написана такая литература?

Б) Повторение языковых особенностей публицистического стиля речи.

  • Вопросно-ответная форма
  • Побудительные предложения
  • Глаголы в повелительном наклонении
  • Антонимы
  • Слова в переносном значении
  • Фразеологизмы
  • Оценочная лексика
  • Повторы

Сегодня мы поразмышляем над одним из писем Д.С.Лихачева. Как называется это письмо, вы попробуете определить в конце урока.

А вот строчка, которой письмо заканчивается. «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

- Как вы понимаете высказывание автора?

Чтение письма и размышление над ним

Итак, к кому обращается автор текста?

Что важно для автора в этом обращении? Какую задачу он перед собой ставит? (1. передать информацию, 2. оказать воздействие)

*Задача публицистики – сформировать определенное отношение к значимым проблемам в любой области человеческой жизни

  • Какую проблему поднимает автор в этом тексте? (Ценности языка, бережного отношения к языку)
  • Актуальна ли проблема, поднятая Д.С.Лихачевым? (Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования)
  • К чему призывает автор текста? (Постоянно учиться говорить и писать)
  • Давайте посмотрим, какими чертами, кроме призывности и актуальности обладает ПС.
  • Чтобы достичь цели, автор отбирает определённые языковые средства. Найдите их в тексте.
  • Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?(“Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде” – цитата из своего произведения «Письма к молодым читателям) Часто в конце используются пословицы, афоризмы, цитаты.
  • Попробуйте озаглавить этот текст (подсказка в начале текста)

Итоги урока

Домашнее задание: письменно сформулировать основные проблемы текста вопросительными предложениями.