Урок технологии по теме «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русские народные куклы, русский народный костюм, кукла


Цели:

  • познакомить с историей происхождения куклы и ее назначением;
  • способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства бумажная пластика.

Задачи:

  • учить определять  и формулировать тему и цели урока;
  • совершенствовать навыки навыки и умения работы с бумагой;
  • развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ученика  и формировать у них  опыт художественной деятельности;
  • воспитывать интерес к работе с бумагой, уважение к творческому наследию;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и  групповой работе.

Оборудование и инструменты: бумага белая писчая и цветная, шаблоны, клей ПВА, ножницы.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-творчество.

Методы обучения: рассказ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов выполнения, самостоятельная работа,  демонстрация готовых работ.

Форма организации урока: работа в группе.

Технологии: презентация, работа с интерактивной доской.

Планируемые результаты

Предметные умения:
- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Личностные УУД:
Формировать:
- уважительное отношение к культуре и искусству своей страны;
- коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Регулятивные УУД:
- определять учебную цель и задачи;
- формулировать учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- развивать интерес к декоративно - прикладной деятельности;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщение, анализ объектов с выделением признаков.
Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- приходить к общему решению в совместной деятельности.

Аннотация

Урок входит в систему уроков «Работа с бумагой». Дети знакомятся с новыми приемами работы с бумагой. В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделяю развитию познавательного интереса. На разных этапах урока подбираю методы и приемы, оптимальные с позиции учета возрастных особенностей учащихся: рассказ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов выполнения, самостоятельная работа,  демонстрация готовых работ. Использую работу в группах, что помогает всем быть активными участниками внутри группы. Использование работы с интерактивной доской позволяет активизировать внимание учащихся и прочно усвоить последовательность выполнения работы.

Ход урока

1. Орг. момент

- Сегодня на уроке я приглашаю вас в творческую мастерскую. Работать мы будем в группах, вспомним правила работы.

  • Умей выслушать собеседника – не перебивай.
  • Доказывай свое мнение спокойно, вежливо.
  • Работайте дружно – помогайте друг другу.

2. Введение в тему урока

- А что мы будем изготовлять, отгадайте, выполнив задание в группах.

  • 1 группа –
  • 2 группа –
  • 3 группа –
  • 4 группа –

- Какое получилось слово?

Ответы групп

- Что это за игрушка кукла? (предположения детей)

- Обратимся к словарю.

Кукла-игрушка, изображающая человека или животного (из словаря Ожегова)

- Вы знаете, как появилась кукла?

(Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс.лет назад. Их делали из мамонтовой кости и использовали их в ритуалах. Куклы  были глиняные, соломенные, тряпичные, пластмассовые)

Традиционно куклы были тряпичными.

Куклы-обереги

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Покосница изображала женщину во время сенокоса.
Масленицу делали из соломы. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

- Как называлась одежда куклы? (русский народный костюм)

- Вспомним элементы русского народного костюма.

1) Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой? (РУБАХА)

2) Что держалось на коротких плечевых лямках, подвязывалось под грудью, по центру украшалось вертикальной полосой с позументом? (САРАФАН)

3) Какой элемент одежды надевали специально для работы? Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не испачкаться; в нем носили разные инструменты и прочие нужные вещи. (ФАРТУК)

4) Как назывался головной убор? (КОКОШНИК, ПОВЯЗКА)

В образе женщины, в ее костюме: и в яркости наряда, и  его плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавов – крыльев,которые словно могут нести в тридевятое царство,выражался образ прекрасной мечты – птицы – счастья.

Уже в древности красоте наряда куклы стали придавать большое значение: считалось, что чем красивее кукла, тем краше ее хозяйка.

- В какой технике будем работать, прочитайте зашифрованное словосочетание. (БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА)

3. Формулирование темы и целей урока

- Сформулируйте тему и цели урока, посовещавшись в группах

1 группа – тема урока

2 группа – с чем познакомимся на уроке

3 группа – чему будем учиться

4 группа – что будем развивать

Ответы групп

1 группа - Тема урока: Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика

2 группа – на уроке познакомимся  с …

3 группа – будем учиться изготавливать …

4 группа – будем развивать мелкую моторику

4. Новый материал

- Познакомимся с историей возникновения бумажной пластики. Перед вами текст. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос.

История возникновения бумагопластики берет начало в 18 веке в Италии. Пластика в переводе с итальянского означает лепка, скульптура, ваяние.  
Бумажная пластика – это искусство оживлять бумагу, создавая фигуры людей и животных, вырезая узоры. В технике бумажной пластики создают маски, скульптуры, кукол.

Изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые, эти изделия являются как бы оболочкой предмета, который изображается.
Бумажная пластика именуется как бумажная скульптура или объемное конструирование.

1 группа – Что является родиной бумагопластики? (ИТАЛИЯ)

2 группа – Что такое бумажная пластика?

3 группа – Что представляют из себя изделия, изготовленные в технике бумажная пластика?

4 группа – Как можно по другому назвать эту технику?

- С этой техникой вы уже заочно знакомы, мы выполнили много различных работ из бумаги, используя различные ее виды. Каждая работа – это увлекательное и творческое занятие.

5. Организация рабочего места

- Чтобы приступить к практической части урока, необходимо вспомнить правила рабочего человека. Задание в группах.

1 группа – составьте правила работы с ножницами, правильно расположив строчки в стихотворении

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я  ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положу разомкнутыми –
Может быть беда.

2 группа – составьте правила работы с клеем, собери предложения из слов.

  • Салфеткой, клей, лишний, убирай
  • Слоем, наноси, клей, тонким, равномерно

3 группа – составьте правила работы с бумагой

  • Экономно, бумагу, расходуй
  • Место, порядке, содержи, свое, в

4 группа – пословицы

  • Сам, товарищу, помоги, сделал
  • Раз, раз, один, семь, отмерь, отрежь

6. Физминутка

Ответы групп

Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить.

7. Показ выполнения работы

- Пришло время приступить к самому важному моменту урока, нам предстоит определить порядок работы. Для того, чтобы создавать работы в этой технике, необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии можно создавать любые объемные фигуры. Базовая форма – конус.

Перед вами лежат: листы цветной бумаги и белой бумаги  прямоугольной формы.

  • Скрути большой конус. Выровняй нижнюю часть. Это сарафан.
  • Скрути 2 конуса из белой бумаги. Это рукава. Скрути с помощью карандаша трубочку, разрежь её на 2 части.
  • Вклей трубочки в рукава приклей рукава к сарафану.
  • Возьми 2 детали кокошника, склей их верхнюю часть, приклей овал лица. Готовую часть приклей к изделию.
  • Приклей узор к сарафану.

8. Работа с технологической картой

- Поставьте этапы работы в правильном порядке (на интерактивной доске – определить последовательность работы)

9. Самостоятельное выполнение работы

- Теперь, когда мы знаем порядок работы, приступайте к изготовлению куклы.

Самостоятельная работа детей. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

10. Итог урока

- Традиционным танцем на праздниках на Руси был хоровод и мы устроим хоровод наших кукол. Готовые работы поместим ко мне на стол (согласно обозначенному месту).

(СЛАЙД – видео)

- Какую технику мы применяли для изготовления куклы?

- Что такое бумажная пластика?

- Дополните предложения, выбирая нужное начало …

  • На уроке я узнал …
  • Мне было трудно …
  • Мне было интересно …

Использованная литература

1. В.Долгова «Славянские куклы – обереги своими руками», Феникс, 2012.

Технологическая карта