Как сохранить здоровье, честь и достоинство учителю, работающему в «трудных» классах

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: коррекционные классы


Современная система оценки успешности работы школы имеет, конечно, свои неоспоримые экономические преимущества: школы, где учебный процесс организован безукоризненно, имеют высокие образовательные результаты, получают больше баллов, а, значит, и большие материальные вложения от государства. Такие школы лучше оборудованы, и, следовательно, привлекают всё больше учеников, каждый из которых опять же приносит в школу новые денежные средства. В результате каждый педагогический коллектив «борется» за каждого ученика, невзирая на его интеллектуальные способности и органические возможности получать среднее образование в условиях массовой школы.

Ещё одним результатом описанного процесса является сокращение количества школ, специально оборудованных и укомплектованных высокообразованными специалистами, способными работать с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также учебных заведений для педагогически запущенных учащихся, характеризующихся девиантным поведением. Теперь эти учащиеся пришли в массовую школу и сели за парты рядом с остальными нашими детьми.

Но, пожалуй, главным отличием современной российской школы от прежней, советской является готовность удовлетворять практически все запросы родителей относительно образования их детей. По желанию родителей для учеников начальной школы открываются новые кружки, спортивные секции, группы продленного дня, где организуются занятия по интересам. По запросам большого количества родителей, заинтересованных в более глубоких знаниях своих детей, в среднем и старшем звене появились профильные классы – физико-математические, инженерные, медицинские, гуманитарные и т.п. В эти классы попали наиболее подготовленные и мотивированные на получение дополнительных знаний дети.

Дети, которым учение даётся с трудом, а также дети из неблагополучных семей, учащиеся с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями здоровья оказались в невыгодной для их образования ситуации. Таких учеников объединяют в один (как правило, он есть в каждой параллели) класс, что  уже является непоправимой ошибкой. В результате те учащиеся, которые очень хотят учиться, но испытывают реальные трудности в усвоении материала, всё время находятся под давлением распоясанных «хулиганов», у которых в семье не сформировано положительного отношения к учебе. Эти ученики с трудом отбывают время в школе, всячески стараются сорвать урок, дабы получить как можно меньше информации – «не перегружаться». Для этого используются любые методы: достать телефон и играть весь урок в различные игры, слушать музыку, смотреть фильмы и пр. В ответ на замечание учителя –  нагрубить, учитель выйдет из себя и не сможет нормально вести урок. Учитель же не имеет права ни отобрать телефон, ни выгнать зарвавшегося хама с урока, и это отлично известно всем, кто не хочет учиться. Конечно, учитель имеет

  • право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Но нет никаких механизмов, обеспечивающих эти права, «гарантированные» законом об образовании, учителю непосредственно на уроке в таком «трудном» классе.

С другой стороны в трудовом кодексе говорится…

Каждый работник имеет право на:

  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами), до устранения такой опасности;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.*

То есть, следуя трудовому кодексу, учитель имеет право прекратить вести урок, если чувствует, что дальнейшее общение с учащимися, проявляющими вопиюще непристойное поведение (матерная брань в ответ на замечания, полное игнорирование требований педагога, разговоры вслух на посторонние темы и вовлечение всех учеников класса в конфронтацию с учителем),  грозит ему нервным срывом или гипертоническим кризом?

А как же быть с несчастными учениками, которым трудно даётся обучение? Ведь они сидят в этом же классе и вместо обучения наблюдают воспитательный процесс исправления «трудновоспитуемых»?

Честно говоря, учитель, получивший образование на обычном факультете педагогического ВУЗа мало чем может помочь этим ученикам, т.к.
«Для работы в образовательных организациях определенных типов и видов требуется не только образование соответствующего уровня, но и специальная подготовка».

* текст, выделенный жирным курсивом – цитаты из федерального закона

Так, образовательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанной организации, что предусмотрено в п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.»

Как мы видим, трудовой кодекс вовсе не отрицает существование коррекционных школ и классов, но, главное, в этой статье четко прописано, что такую работу могут выполнять только специально подготовленные люди – выпускники дефектологических факультетов или педагоги, прошедшие переподготовку. Это – высокообразованные специалисты, обладающие широким спектром методов и приёмов работы с коррекционными детьми и подростками.

А как учителю, не имеющему специальной подготовки, всё-таки действовать на уроке в патовой ситуации, когда он видит нарушения дисциплины, но не имеет возможности адекватно отреагировать на эти проявления девиантного поведения? Вывод напрашивается сам собой: администрация школы обязана создать свой инструментарий, которым необходимо вооружить учителя. Абсолютно необходимо разработать алгоритм действий учителя в критических ситуациях. Этот алгоритм может быть разработан комиссией, в которую входят члены Управляющего Совета и администрации школы, педагоги, работающие в «трудных» классах, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог (специалист по коррекционной работе), представитель профсоюзной организации школы, представитель ОДН и, по возможности, врач-педиатр или подростковый врач. Данный порядок действий учителя должен быть утвержден на Педагогическом совете школы и опубликован в качестве подзаконного акта в официальных документах школы. С алгоритмом действия учителя на уроке должны быть ознакомлены родители на родительском собрании под роспись. (Предварительно отдельные положения можно обсудить с родителями на общем родительском собрании.)

Для контроля порядка на уроках (в первую очередь на уроках в «трудных» классах) во время учебного процесса администрация школы должна организовать дежурство педагогического сотрудника (или группы сотрудников), который мог бы по сообщению учителя вмешаться в ход урока, разобраться в ситуации и навести порядок, отчитать нарушителя. При необходимости, уполномоченный сотрудник школы может изолировать нарушителя порядка до конца урока в отдельном помещении, где тот обязан выполнить задание учителя на урок.

Истины ради нужно признать, что существуют школы, в которых уже не первый год действует аналогичный порядок. Администрация этих школ сразу поняла, что нельзя замалчивать данную проблему, т.к. это может привести к манифестации не выявленных вовремя психических заболеваний, психологических травм и неврозов, как со стороны учеников, так и со стороны учителей. Такие ситуации очень опасны и могут закончиться трагически. СМИ приводят нам массу примеров на эту тему.

ВЫВОДЫ

  1. С сожалением могу констатировать, что наработанный многими годами работы педагогический опыт советской и российской школы в организации коррекционных школ и классов незаслуженно забыт, а отлаженная система отбора детей в такие учебные заведения полностью разрушена.
  2. Дети с ограниченными физическими возможностями оказались в одном классе с педагогически запущенными детьми чаще всего из неблагополучных семей, и теперь не имеют прежних льгот при получении образования. (Теперь это называется «равные возможности»)
  3. Педагогические коллективы поставлены перед необходимостью разрабатывать новые методы работы в «трудных» классах, алгоритмы поведения учителя в критических ситуациях (которых раньше просто не было!), формировать группы взаимопомощи на уроках… А специалисты-дефектологи, которые могли бы помочь в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, видимо, остались без работы.

ВОПРОСЫ

- КОМУ ЭТО БЫЛО ВЫГОДНО? Ответ на этот вопрос даёт ответ на вопрос:

- КТО ВИНОВАТ?

Но этот ответ не решает вопроса

- ЧТО ДЕЛАТЬ?

Может стоит признать ошибку и сделать шаг назад – к коррекционным и дисциплинарным школам?...