Театрализация на уроках истории. 5–7-е классы

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: театр


«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму»

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Нам часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного школьника, который проводит массу времени за компьютером, причем в позиции активного игрока?

Я задалась этим вопросом придя работать в школу.

Для решения этого вопроса я  на уроках использую различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии.

С появлением новых информационных технологий, как и многие старые методические формы работы, «театр» был отодвинут на второй план. И причины этому вполне объяснимы.

Появление на уроке мультимедийного проектора и экрана увеличило количество наглядности, у меня в арсенале появился не только богатый иллюстративный материал, но и аудио, видео записи (художественные, документальные фильмы на исторические темы).

В своей педагогической деятельности я стала совмещать преподавание истории и обществознания с атмосферой театра, чтобы перевести процесс учебы на новый уровень. К тому же профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Безусловно, приходиться много работать над тем, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Но только заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Поэтому я разнообразила свои уроки элементами театрализации.

Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.
Требования, применяемые к театрализованной игре:

Психологические: обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.

Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т. п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.

Приемы использования элементов театрализации:

Персонификация – исторический персонаж участвует на уроке как помощник учителя. Это может быть выступлением учеников от имени каких-либо исторических героев, рассказом «за кадром» в качестве автора о исторической личности, разыгрывание небольшой сценки по заранее отрепетированному сценарию с театральными атрибутами.

Такие приемы требуют от учителя и его помощников написание сценария, распределение ролей, подготовку костюмов, реквизита, репетиции.
Когда я начала вводить этот прием, дети стали проявлять инициативу в написании сценариев. Они сами стали предлагать рассмотреть интересные для них исторические события в рамках программы.

Ролевые игры - предполагают перевоплощение, например, в журналистов, людей др. профессий, съемочную группу. Такая игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом.

Дети пробуют себя в разных профессиях. Недавно у меня был урок-суд, где ученики  познакомились с профессией адвоката, судьи, прокурора. Я считаю, что такой опыт и знания о той или иной профессии, могут в дальнейшем помочь учащимся определиться с выбором той или иной профессии (специальности).

Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

Школьники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученной темы, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

На уроках в 5-х классах мы ставили постановку «Мифы и легенды в древней Греции», дети вжились в роли! Прекраснейшие богини выяснили кто из них самая красивая, Посейдон рассказал о силе и могуществе своего трезубца!

Не обошли мы стороной Китай и Индию! Как Вы видите, у нас был и Конфуций, который рассказал о своих учениях, девушки из Индии и Китая поведали о своих странах.

А еще мы «совершили» путешествие в Древний Египет!! Посмотрите на наших героев!! Нефертити, Клеопатра, Нут, Исида!

Учащиеся 7 класса судили Ивана Грозного! Ребята перевоплотились в Андрея Курбского, Алексея Адашева, Анастасию Романовну, Малюту Скуратова! После завершения урока дети настоятельно требовали: «Хотим еще!»

В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области этнографии, культуры, религии, литературы, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу). Иногда обращаются за помощью ко мне и я выступаю в роли тьютора для формирования навыков самообразования.

Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Между учащимися и мной складывается демократичный тип отношений, когда я передаю учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрываюсь перед ними как личность.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются и родителями.

Я заметила, как у ребят меняется отношение к предмету. Они с большим интересов изучают мой предмет и готовы «совершить» новые путешествия.
Уроки истории и обществознания призваны научить человека думать, отстаивать свои убеждения, но при этом не забывать уроков прошлого.

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: "Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам". Я очень хочу, чтоб мои ученики знали, что им делать, и делали это потому что им самим этого хочется.