Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ

Разделы: Литература, Начальная школа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, дисграфия, дизартрия, дислексия, алалия


Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняют познавательную, эстетическую и воспитательную функции.

Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения. Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Овладение чтением является непростой и напряженной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Не все обучающиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Для обучающихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении (ГБОУ ОКШ № 19) обучаются дети, имеющие задержку психического развития. Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Так, вплоть до IV класса большинство учеников с ЗПР преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период (от II к IV классу) интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание.

В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, дети-инвалиды. Часто наши обучающиеся имеют несколько диагнозов.

У большинства из них имеются различные речевые нарушения (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у обучающихся совершенствуется навык правильности чтения. Обучающиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.

Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций", у дислектиков наблюдаются нарушения внимания им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками.. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами".

Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны. Основная работа по коррекции дислексии ведётся на логопедических занятиях в системе комплексной коррекционной работы с помощью известных приёмов.

Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Уровень предлагаемого программного материала зачастую не соответствует способностям, возможностям наших обучающихся. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у обучающихся в формировании необходимого навыка.

Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в ОУ.

Работая много лет с детьми, обучающимися в коррекционных ОУ, мы можем утверждать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению у обучающихся. «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - утверждает Е.Лупан.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

а) Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.

Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

б) Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных.

ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу аоу
оиа аыи уаи
уоа иаа эуэ оао
ыээ оуо аооа
уауа аыуо уыао

Прочитайте на одном выдохе.

а-о-у-э-ы
о-у-ы-а-э
а-ы-о-э-у

Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном.

ра-ро-ру-ры-рэ
ря-рё-рю-ри-ре
арь-орь-урь-ырь-ерь

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.

Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей обучающихся позволяет достичь определенных результатов. Также в нашей школе проводятся «библиотечные уроки», которые проводит библиотекарь школы. Обучающиеся с интересом стали читать. Всем известно, что дети любят сказки. С каким удовольствием ждут наши обучающиеся увлекательные занятия сказки-терапии, где они учатся слушать и слышать сказку, думать, отвечать на вопросы, рисовать, создавать иллюстрации к сказкам. У нас создан Театральный кружок, куда дети с удовольствием ходят.

Не менее важным в достижении положительных результатов у детей является работа с родителями. Родители наших обучающихся не всегда понимают серьёзности проблемы, имеют низкий уровень образованности, сами являются нечитающими, и, конечно, не могут быть примером для своих детей в овладении чтением. У большинства семей нет понимания ценности книги, литературы как искусства. Родители не имеют представлений о необходимости прививать любовь, интерес к чтению; детям. Для этого организуются совместные с ними мероприятия (родительские собрания с целью пропаганды необходимой информации о чтении, о роли книг, индивидуальные беседы и консультации).