Лоскутное шитье. Орнамент. Цветовое сочетание в орнаменте. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5

Ключевые слова: орнамент , лоскутное шитье , сочетание цветов


Технологическая карта урока

УМК учебник технологии Н.В.Синица, рабочая программа       

Тип урока

комбинированный.

Формы, приемы, методы:

Групповая, метод развития системного мышления, метод применения знаний.

Педагогические технологии

Информационные, сотрудничества, дифференцированное обучение

Цель урока

Создание условий для изготовления эскиза игольника с традиционным орнаментом народов ханты и манси, используя компьютер и другие приемы

Средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, доска, демонстрационный экран, раздаточный материал, выставка изделий ДПИ, Слайдовая презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметный

Метапредметный

Личностный

Научится

Получит возможность

Регулятивные: ставить новые цели, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения   действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативные: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Развитие инициативности, трудолюбия, осуществлять взаимоконтроль, умение работать в группе.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. (Организационный момент) – время (1 мин)

Вхождение в урок, создание эмоционального настроения, определение исходного состояния учащихся.
Отмечает отсутствующих учащихся, определяет дежурных.
Разбивает учащихся на звенья по 3-4 человека, назначает в группах старших из наиболее дисциплинированных учащихся и поручить им контроль за правильностью выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.

Приветствуют учителя.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2. (Актуализация опорных знаний и способов действий) - 10 мин

Сегодня мы продолжим изучать тему, которую можно считать традиционной, уходящей корнями в прошлое и в то же время яркую, находящуюся на пике современной моды.
Какие виды декоративно-прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение, макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание, резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.
Активно наблюдают, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. Познавательные: умение анализировать,  строить речевые высказывания.
На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Зная изученный материал по теме “Материаловедение”, вы должны разгадать данный кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 8 и 4 вопросов. На эту работу отводится пять минут.
Записываем тему урока и определяем цель.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем о применении лоскутного шитья в рукоделии коренных народов Западной Сибири, и создадим эскиз изделия в лоскутной технике.
(По окончанию времени учащиеся сдают кроссворды, ставят оценку в оценочную карточку).
И сообщают ключевые слова (лоскуток, орнамент, цвет) и определяют тему урока (Лоскутное шитьё.  Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте.)
Записывают в тетради тему урока
 
Мотивация, показ практической значимости использования лоскутков для изготовления различных изделий
(показ презентации)
Смотрят презентацию  
Так какая же наша конечная цель, что мы знаем об орнаменте вообще и об орнаменте коренных народов Западной Сибири в частности? (ответы детей). (ответы детей создание эскиза изделия с орнаментом народов ханты или манси).  

А давайте поиграем. Вам необходимо разобрать в одну колонку орнаменты народов ханты и манси; в другую все остальные орнаменты.
Давайте подумаем и ответим.
Что объединяет эти орнаменты?
В чем различия?

Дети берут картинки и на доске в два столбика прикрепляют (в одну колонку орнаменты ханты в другую все остальные)

Ответы детей

 

3. Формирование ориентировочной основы деятельности

Исторические сведения.

Смысловое чтение. История возникновения лоскутного шитья.
Лоскутное шитье в рукоделии народов Западной Сибири.

Учащиеся читают и отвечают на вопросы и выполняют задание

Как называлось лоскутное шитье в разных странах?

Когда была найдена первая древняя ткань украшенная аппликацией?

Какие растения в России до середины ХVIII служили сырьем для изготовления ткани?

В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

В каком году произошло возрождение лоскутной техники?

Задания:

Вариант I. По ходу рассказа запишите новые для вас слова.

Вариант II. Ответить на вопрос: “В чем особенность изготовления одежды в народов ханты и манси?”

Вариант III. Какие изделия народы ханты и манси создавали из лоскута и для чего использовать эти изделия?

Познавательные: умение анализировать,  строить речевые высказывания
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

Самостоятельная работа «Создание эскиза игольника с традиционным орнаментом, используя программное обеспечение: программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint» и другие приемы

1 группа садятся за компьютер. Для активации внимания допустимо использование изображения цветового круга на экране через проектор. Ограничение в цветовой гамме обостряет ассоциативное мышление учащихся и позволяет создать образную композицию - эскиз для прикладной деятельности. Эскиз выполняется средствами компьютерной графики. Можно работать и в программе текстового редактора Word, графического редактора Paint и в программе PowerPoint.

 

Инструкция «Создание орнамента «Щучьи зубы» в программе PowerPoint. 

1. Пуск выбор программы активировать (щелкнуть левой кнопкой мыши).
2. Горизонтальное меню «Вставка» «Фигуры» «Прямоугольник» (орнамент будем создавать в прямоугольнике).
3. Используем фигуру – треугольник
4. Заливаем ленту ( прямоугольник) светлой краской (горизонтальное меню «Заливка фигуры», при этом заливаемая фигура должна быть активной).
5. Заливаем треугольник красным цветом, используя то же меню.
6. Копируем фигуру треугольника столько раз, сколько необходимо.
7. Выполняем группировку (активируем прямоугольник, затем удерживая кнопку <CTRL> активируем треугольники, нажимаем правую кнопку мышки, выбираем группировать.

Общеучебные (поиск и выделение информации)
Логические (Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами) (рисунки, схемы, знаки)
Регулятивные (коррекция)

2 группа рисует игольник используя шаблона, карандаши, фломастеры

 

Инструкционная карта. Нарисовать эскиз игольника с орнаментом народов ханты и манси.

- Нарисовать квадрат 20x20 см.

- Выбрать шаблоны и с их помощью нарисовать орнамент.

- Раскрасить орнамент.

- Защитить свою работу (как называется орнамент, какой цвет выбрали, для чего нужно данное изделие).

 

3 группа. Создает из цветной бумаги аппликацию орнамента используя трафареты.

Инструкционная карта.  Создать аппликацию из бумаги игольник  с орнаментом народов ханты и манси.

- Нарисовать и вырезать квадрат 20Х20.

- Выбрать шаблоны и обвести их на цветной бумаге.

- Вырезать получившийся орнамент.

- Наклеить на квадрат орнамент.

- Защитить свою работу. (как называется орнамент, какой цвет выбрали, для чего нужно данное изделие)

 

Целевые обходы:

- проверка организации рабочих мест учащихся;
- текущий и дополнительный инструктаж (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом);
- проверка качества выполнения задания;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- рациональное использование учебного времени

Критерии оценки выполнения учебного задания.
- оригинальность
- подбор цветовых сочетаний
- качество и аккуратность выполнения
- объем выполненной работы

 

Результат урока предполагает создание эскизов орнамента для хантыйского игольника. Созданные орнаменты в дальнейшем нужно применить к выполнению изделий. Для создания орнамента использовать мозаику из квадратов, треугольников, полос. Учащимся выдаются эскизы одежды (рубаха, сарафан, юбка, фартук, головной убор).
Выбор данной темы позволяет развить у учащихся навыки компьютерной графики и проявить себя художником дизайнером. Углубленное изучение техники «печворк» воспитывает чувство гордости и патриотизма, и прививает любовь к ручному творчеству. Возврат к истокам народного искусства является мощным источником вдохновения.

4. Рефлексия (подведение итогов занятия) – время (3)

- Что узнали?
- Чему научились?
- Где применили?
- Где еще можно применить? (Ответы записывают на экране)