Презентация к уроку и индивидуальная технологическая карта обучающегося к уроку русского языка по теме "Правописание наречий". 10-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: наречие, русский язык, технологическая карта


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Индивидуальная карта учащегося

Фамилия, имя_________________________

Дата проведения урока ________________

Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ: СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ

1. Орфоэпическая минутка

Шофер

Киоскер

Кухонный

Красивейший

Мозаичный

Оптовый

Вручит

Нарвала

Ободрить

Дозвонится

Cамооценка «____» баллов (1 балл за слово, максимальное количество – 10)

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.

Работа в парах.

А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Cамооценка «____» баллов (1 балл за предложение, максимальное количество – 5)

3. Анализ теоретического материала. Обучающиеся при изучении материала в таблицах ставят пометки в технологической карте: «+», «–», «?», что имеют значения: «знаю», «не знаю», «не совсем понятно»

Слитно

Раздельно

Через дефис

Наречия, образованные от существительных

 

не употребляемых без предлогов в современном русском языке
вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.
без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

 

с предлогом в и корнем -пол-.
вполоборота, вполголоса, вполсилы

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.
в охапку, без устали, без оглядки

 

в наречие нельзя вставить определение
наотрез, вприпрыжку, сплеча
(Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами
в конце концов, бок о бок

 

предлог в, на +существительное во мн.ч. в сердцах, на радостях

 

Наречия, образованные от прилагательных

От прилагательных и местоимений

в краткой и полной форме
вплотную, вслепую

Начинающихся с гласной
в открытую

С помощью приставки по- и оканчивающиеся на –ому, -ему, -ски, -цки, -ьи
По-доброму, по-дружести, по-собачьи

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

От порядковых числительных

с приставками в-, на-
вдвое, надвое

с предлогом по
по трое, по семеро

При помощи приставки в-, во-
В-третьих, во-первых, в-двадцать-пятых

Наречия с пространственным и временным значением
вверху, ввысь, вдалеке, вначале

!!!Не путать с омонимичными сочетаниями существительного с предлогом в  начале урока – вначале

Образованные путем повтора слов, соединенных синонимов
Быстро-быстро, тихо-мирно

 

 

Образованные с помощью частиц то, -либо, -нибудь, -таки, кое-
Кое-кто, все-таки, откуда-либо
Технический термин на-гора

4. Распределите слова в качестве примеров в графы таблицы, объясняя выбор написания наречий - СЛИТНОГО, РАЗДЕЛЬНОГО, ДЕФИСНОГО.

Работа в парах или индивидуально.  (в)дали, (в)дали моря, (без)умолку, (до)тла, (на)лету, вырос (на)глазах, (по)заячьи, (в)третьих, постройтесь (по)двое, (нежданно)негаданно, (крест)накрест, (по)итальянски, (на)днях, (в)трое, (из)века(в)век, (в)одиночку

5. Тест. (Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)одиночку
2) (в)крутую
3) (в)открытую
4) (в)обхват

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием

1) глядел (в)даль
2) пропал (в)дали туманной
3) виднелся (в)далеке

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием: 

1) (в)добавок 
2) (в)ряд
3) (в)отместку
4) (в)тупик

4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (без)удержу
2) (в)обтяжку
3) (без)устали
4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)перегонки
2) (в)трое
3) (в)двойне
4) (в)обмен

6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)пустую
2) (на)глазок
3) (на)бегу
4) (на)износ

7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)изнанку
2) (на)утек
3) (на)ходу
4) (на)распашку

Cамооценка «____» баллов (1 балл за задание, максимальное количество – 7)

Итого баллов - _______

Оценка за урок - ______

6. Домашнее задание: п. 54, таблица – учить, упр. 293, редактировать текст.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ф.И. ____________

Редактирование текста.

В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал куда то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А.Иллюминаторской)