Педагогическое общение средствами информационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС нового поколения

Разделы: Общепедагогические технологии


Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в педагогике, социологии, общей и социальной психологии, философии и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания. Л.П.Буева [1] отмечает, что деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого процесса жизни. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований (В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, А.А.Болдарев, И.В.Страхов и др.) [3,4]. В этих работах рассматриваются аспекты: структура и условия формирования коммуникативных умений педагога; методы активного социального обучения, как способа взаимодействия (ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др.); развитие взаимопонимания между педагогами и обучаемыми; педагогическая этика и такт.

На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А.С.Макаренко [5] подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения.
Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.

Вот почему каждый учитель должен правильно организовать педагогическое общение со своими учениками, тем более в условиях информационно-образовательной среды, когда индивидуализация процесса обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе «живое» общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером».

Общение выступает жизненной основой педагогического процесса, пронизывает все его этапы. Как процесс оно имеет свои стадии, по В.А. Кан-Калику их можно описать так [3]:

  • Моделирование педагогом предстоящего общения в процессе подготовки (прогностический этап).
  • Организация непосредственного общения (начальный период общения).
  • Управление общением в педагогическом процессе.
  • Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.

Сегодня, в условиях формирования, развития информационно-образовательной среды и перехода от классической модели обучения к открытой,  учитель вынужден по-новому, на основе взаимодействия и сотрудничества выстраивать педагогическое общение. Сравнение моделей обучения образовательных парадигм представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1

Как было рассмотрено выше, информационно-образовательная среда влияет на развитие педагогического общения. Это влияние в первую очередь распространяется  на  компоненты структуры общения. В психолого-педагогической литературе выделяют компоненты:

  • коммуникативный - обмен информацией между субъектами общения;
  • интерактивный - общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция;
  • перцептивный - восприятие, изучение, понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Каждый компонент в условиях информационно-образовательной среды  приобретает новые черты, связанные с организаций отношений с учащимися и общения в детском коллективе. В первую очередь, на эти компоненты оказывают влияние  новые информационно-коммуникационные средства общения. При помощи них может быть осуществлена множественная обратная связь от учащихся к учителю и  индивидуальное общение на новом уровне между учителем и учащимся с помощью компьютера. Общение в информационно-образовательной среде является дистанционным (учитель, ученик разделены пространством и временем) и опосредованным (через информационно-коммуникационные средства). Оно осуществляется в подсистемах «ученик-компьютер»/ «учитель-компьютер» и «ученик-учитель»/«ученик-ученик», где под словом компьютер будем понимать информационный ресурс в виде программы.

На сегодняшний день основными формами педагогического общения в подсистеме «ученик-учитель» («ученик-ученик») являются:

  • Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника.
  • Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых.
  • Дискуссия (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
  • Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения.

В подсистемах «ученик-компьютер»/ «учитель-компьютер», как правило, рассматривают учебный «компьютерный» диалог, который не является диалогом в полном смысле этого слова. Учащийся ведет диалог с самим собой, темой этого диалога становится содержание учебного курса, среда - компьютерная программа. Педагогическое общение, в этом случае, призвано исключить негативные факторы «компьютерного» общения, указанные немецким ученым Х.Г.Рольфом:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними.

Определив понятие, структуру и формы педагогического общения, можно сделать выводы:

  • понятие педагогического общения соответствует происходящим изменениям в условиях информационно-образовательной среды;
  • педагогическая деятельность в информационно-образовательной среде требует такой организации, которая не изменяла бы стадии и компоненты педагогического общения;
  • в подсистемах «ученик-компьютер»/ «учитель-компьютер» основной формой педагогического общения является «компьютерный» диалог;
  • работа учащихся с программами в диалоговом режиме, приводит к необходимости изучения проблем общения в информационно-образовательных средах с точки зрения организации педагогического общения без проявления негативных факторов.

Рассмотрим возможности информационно-образовательной среды для организации педагогического общения.Проектирование, разработка и использование информационной образовательной среды школы рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, которая должна обеспечить последующее беспрепятственное объединение информационных образовательных сред школ в единое информационное образовательное пространство.

Для создания среды специалистами разрабатывается специальная система спецификаций для унификации информационных ресурсов. Такие спецификации должны быть учтены при разработке практически всех средств информационно-компьютерных технологий, предназначенных для включения в информационно-образовательную среду. По своей сути, подобные спецификации являются системой требований, которым наряду с другими общепринятыми требованиями, должен обладать информационный ресурс для полноценного вхождения в информационную образовательную среду учебного заведения.

Рассмотрим такие информационные ресурсы как обучающие программы, автоматические тренажеры, которые работают в диалоговом режиме, с точки зрения возможной замены педагогического общения компьютерным.

Во-первых, диалог - это реализованное в педагогическом общении объективное диалектическое противоречие предмета, а противоречие даже самая современная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не приспособлена.

Во-вторых, в большинстве компьютерных программ заранее задаются те “ветви дерева”, по которым движется процесс, инициируемый пользователями конкретных программ, поэтому если пользователь попадет не на ту “ветвь”, компьютер выдаст “реплику” о том, что пользователь ошибся и “забрел” не туда, куда предусмотрено логикой программы и что необходимо повторить попытку или начать с просмотра другой ветви, что совершенно не характерно межличностному общению людей.

По мнению М.В. Иванова [2] “никакого действительного диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной информации, быть принципиально не может». То, что называют «диалоговым режимом», с дидактической точки зрения, представляет собой лишь варьирование последовательностью или объемом выдаваемой информации. Организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции: диалог для управления программой и диалог в терминах предметной области. Организация пользовательского интерфейса отражает внешнюю, видимую сторону диалога учащегося с обучающей программой. Эти функции не соответствуют функциям педагогического общения.

Практическое внедрение информационно-образовательной среды раскрывает нам дополнительные возможности организации педагогического общения с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Подключение к Интернету дает возможность всем участникам образовательного процесса не только пользоваться услугами электронной почты, World Wide Web и скачивать файловые архивы. Интерактивное общение в Интернете позволяет обмениваться текстовыми, звуковыми сообщениями, видеоизображениями в реальном режиме времени.

Благодаря сетевым связям сформируются новые социальные объединения. Учителя и ученики создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами.

Как средства коллективной работы учащихся в зависимости от методики обучения, а также с целью организации совместных диалогов, дискуссий, полилогов для каждой учебной группы могут создаваться «электронные классы» или форумы.

На схеме представлены средства информационно-компьютерных технологий, с помощью которых, можно сохранить и развить  педагогической общение с точки зрения взаимодействия участников педагогического общения.

Педагогическое общение средствами информационно-коммуникационных технологий представлено на Рисунке 2.

Рисунок 2

Применение этих средств может расширить возможности существующих форм традиционного обучения и общения, а также внедрить инновационные формы, такие как система интегративных уроков, мастер - классы, системы ролевых игр и мозговых штурмов, методы проектов с использованием информационно-коммутационных средств, что соответствует парадигме открытого образования.

Например, консультирование может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной учителем или учащимся проблемы:
1. Индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат).

2.Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме в любой из форм дистанционного обучения: телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени.

3. Тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков) и опирающиеся на возможности современных компьютерных технологий (полилог).

Однако, такое общение участников обучения друг с другом в рамках учебного процесса таит в себе немало «подводных камней».

Речь идет, прежде всего, о том, что информационно-образовательная среда, как и Интернет, являются представителями сетевых технологий, средой весьма специфичной, развивающейся по своим законам и правилам. Ведь не случайно в Интернет действуют свои правила телекоммуникационного этикета, распространяющиеся как на переписку по электронной почте, так и на разнообразные по форме телеконференции и дискуссии в режиме реального времени. Следовательно, организуя обучение в информационно-образовательной среде, необходимо учесть особенности этой коммуникационной среды.

Другой проблемой является то, что и ученик, и учитель, начинающие работать в информационно-образовательной среде, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка. К числу подобных трудностей можно отнести, например, неумение вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.), сложности в личном общении с учителем по электронной почте, неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.

Надо понимать, что в информационно-образовательной среде успешность обучения обеспечивается коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторонам общения. В силу этого процесс обучения требует такой организации средств обучения, которая обеспечивала бы работу всех трех элементов общения.

Для подтверждения этих фактов проведем анализ внедрения информационно-образовательной среды в школы г.Москвы. На настоящий момент все школы г.Москвы имеют свой сайт. Как показывает практика, сайты московских школ – это, в первую очередь, информационная среда образовательного учреждения.

Во всех школах г.Москвы внедрен проект МЭШ - Московская электронная школа. Это интернет-платформа, которая автоматизирует большинство организационных, методических и педагогических задач современной школы. Для реализации проекта создана инфраструктура - это Wi-Fi-точки доступа с высокоскоростным интернетом, школьные серверы, управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, ноутбуки учителей и др. Проект состоит из сервисов: электронный журнал и дневник, Библиотека электронных материалов. Возможности данного проекта расширяют общение при совместной учебной деятельности при обмене файлами при назначении домашнего задания, просмотре сценариев урока. Однако, он не поддерживает такие средства информационно-коммуникационных технологий как форумы, телеконференции, почтовая рассылка или доска объявлений. Это говорит о том, что в настоящий момент проект МЭШ не является интегрированным продуктом, имеющим средства организации общения.

Сегодня многие педагоги используют сервисы Google для организации сетевого взаимодействия в сфере образования с учетом возможностей общения. Это множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности [6]:

  • совместное редактирование и обсуждение документов, таблиц, презентаций в сервисе "Документы Google";
  • создание индивидуальных и коллективных блогов и размещение в них различных материалов от документов, календарей до новостей;
  • использование личных и коллективных блокнотов Google, с помощью которых можно комментировать и классифицировать записи, открывать свои записи для общего пользования;
  • разработка персональных календарей и добавление в них описаний событий, в том числе планирование коллективной деятельности, например, проектной.

Постоянная практика использования новых средств информационно-коммуникационных технологий способствует к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей.

С целью определить для учащиеся применяют средства информационно-коммуникационных технологий был проведен опрос 125 учащихся 9-11 классов ГБОУ Школы № 1394 г. Москвы. Результаты социального опроса «Использование средств информационно-коммуникативных технологий учащимися» представлены на диаграмме (Рисунок 3).

Рисунок 3

Мы видим, что учащиеся  имеют опыт информационно-коммуникативного общения, и как правило, он не связан с информационно-образовательной средой школы, но пространнственно охватывает не только Россию, но и другие страны.

Дальнейшие исследование влияния информационно-образовательной среды на развитие именно педагогического общения можно вести по направлениям:

  • Создание методик использования средств общения информационно-образовательной среды в учебном процессе.
  • Мотивация учащихся к созданию и поддержанию работы данных средств информационно-образовательной среды.
  • Разработка новых средств информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов с целью педагогического общения.
  • Профессиональная переподготовка учителя, подготовка к использованию средств информационно-коммуникационных технологий, входящих в информационно-образовательную среду для организации педагогического общения.

Таким образом, мы определили, что:

  • Программы, работающие в диалоговом режиме, не могут заменить педагогическое общение.
  • Информационно-образовательная среда имеет средства информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых можно развивать существующие формы общения, кроме монолога.
  • С помощью этих средств мы можем организовать педагогическое общение, следуя паринципам открытой модели образования с учетом индивидуального подхода.
  • Можно утверждать, что есть возможность вовлечения учащихся именно в педагогическое общение в условиях информационно-образовательной среды, так как разрыв между внедрением информационно-обрвазовательной среды в школы (1%) и использованием для общения информационно-коммукативных средств учащимися в обычной жизни (30%) очень большой.

Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой информационной образовательной среды, главным содержанием которой станет создание новых условий для обучения. Эту информационно-образовательную среду можно рассматривать как с точки зрения, информационной составляющей, так и образовательной, причем последняя является ведущей. Информационная составляющая в современных условиях основана на информационно-коммуникационных технологиях.

Информационно-образовательная среда с использованием информационно-коммуникационных средств является фактором развития педагогического общения. С одной стороны, это доказывает, тот факт, что в структуру информационно-образовательной среды входит коммуникационный компонент, включающий в себя понятие общения. С другой, появление нового участника педагогического общения – «компьютера», вносит в педагогическое общение, как количественное изменение, так и качественное.

В условиях информационно-образовательной среды педагогический процесс, также является многоплановым процессом организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическая деятельность в информационно-образовательной среде требует такой организации, которая не изменяла бы стадии, структурные компоненты педагогического общения.

Общение в информационно-образовательной среде осуществляется в подсистемах «ученик-компьютер» /«учитель-компьютер» и «ученик-учитель»/«ученик-ученик». Однако «компьютерный» диалог в подсистемах «ученик-компьютер»/«учитель-компьютер» не являться формой педагогического общения. В данном случае, особого внимания заслуживает проблема организации педагогического общения без негативных факторов «компьютерного».
Особое внимание надо уделить средствам информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых можно развивать существующие формы общения, приближая их к требованиям открытого образования.

Внедрение информационно-образовательных сред предоставляет возможность использовать средства информационно-коммуникационных технологий для организации педагогического общения, однако, в условиях перехода от системы традиционного образования к открытой эти возможности используются мало. Но современные ученики, как мы видим, уже вовлечены в процесс сетевого общения через Интернет. Поэтому использование средств информационно-коммуникационных технологии для обучения и общения не должны вызывать сложность. Но, такие вопросы как правила ведения сетевой дискуссии, телекоммуникационного этикета, особенности общения в режиме реального времени должны быть изучены. Ю.А.Шрейдер [7] выражает это так: "В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Информационно-образовательная среда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею", в том числе, и умение организовывать педагогическое общение и участвовать в нем.

Список литературы

  1. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.
  2. Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Совр. высш. школа. 1982. № 3. С. 121.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С.190
  4. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. – С. 13-23.
  5. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская – М.: ИТРК, 2003. – 736 с., илл.
  6. О Возможностях сервисов Google для образовательной деятельности В.П.Короповская. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://goo.gl.
  7. Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда/ Ю.А.Шрейдер // Науч.–техн. информ. сер.2. — 1976. — № 1. — С. 3–6