Анализ пособий по сольфеджио (методика преподавания сольфеджио)

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Классификация учебных пособий

Общая характеристика:

а) сборники-хрестоматии из отрывков музыкальных произведений;

б) сборники музыкальных примеров, сочиненные автором пособия;

в) учебники сольфеджио для ДМШ.

По назначению (для сольфеджирования, диктанта, слухового анализа, усвоения теоретических знаний);

По методической направленности (как использование определенной системы музыкального слуха, так и собственного педагогического опыта);

По принципу подбора и систематизации музыкального материала (тональный, теоретический, стилистический, вокально-интонационный, тесситурный и др.)

«Классические» советские издания

  1. Б.Калмыков и Г.Фридкин. Сольфеджио (Однологосие. Двухголосие) без комментариев и заданий. Рубрикатор по классам. В поздних изданиях по массивным разделам.
  2. Н.Баева, Т.Зебряк. Сольфеджио для 1-2 классов. С вкраплением вокально-интонационных упражнений. Рубрикатор по классам и крупным темам.
  3. А.Барабошкина. Сольфеджио. С заданиями и картинками. Рубрикатор по небольшим разделам (практически по урокам).
  4. Е.Давыдова. Сольфеджио. С более детальными упражнениями и домашними заданиями. Рубрикатор по разделам и темам. 

Достоинства:

  • Упор на вокально-интонационные упражнения и чтения с листа;
  • Достаточное количество примеров для сольфеджирования.

Недостатки:

  • В целом (Калмыков-Фридкин и Баева-Зебряк) отсутствие теоретических заданий;
  • Отсутствие разделов с объяснением правил;
  • Отсутствие поурочного планирования.

Поколение «90-х»

Ж. Металлиди, А. Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем.

  • Поурочный рубрикатор;
  • Обилие муз примеров для анализа, сольфеджирования, ансамблевого пения с сопровождением и без;
  • В конце учебника комментарии с заданиями;
  • Имеются ритмические партитура для шумового оркестра (по Орфу).

Т. Боровик. Комплексная методика (с УМК).

  • Пособия для различных возрастных групп (с подробным планированием);
  • Множество примеров ритмодекламации;
  • Пение под фонограмму;
  • Взаимодействие с Орф-методикой.

Учебные пособия 2000 годов

  1. Е. Золина. Учебник с комплектом рабочих тетрадей.
  2. Г. Калинина. Комплект рабочих тетрадей.
  3. Ю. Фролова. Сольфеджио. Учебник + рабочая тетрадь.

Достоинства:

  • Ясное поурочное планирование;
  • Учебник выступает в комплексе с рабочей тетрадью или уже внутри содержит задания с местом для выполнения (Фролова);
  • Присутствие правил и таблиц.

Недостатки:

  • Уменьшается количество номеров для сольфеджирования, чтения с листа.
  • Теоретизация предмета.

Новейшее поколение пособий, разработанное или переизданное с ориентировкой на новые образовательные стандарты

  1. Ю. Фролова. Занимательное сольфеджио (для общеразвивающих программ).
  2. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Учиться музыке легко.
  3. Д. Шайхутдинова. Проблемно-модульное обучение (УМК).

Основные достоинства:

  • Детальное поурочное планирование (иногда с методическими рекомендациями);
  • Полное аудио сопровождение;
  • Ориентировка на ПП и ОП;
  • Стремление к преодолению «сухости предмета»;
  • Упор на ансамблевое музицирование/

Недостаток:

  • Меньшее количество вокально-интонационных упражнений и примеров для чтения с листа.