Политехническое творчество как фактор успешности ребенка во взрослой жизни

Разделы: Дополнительное образование


В современном мире, полном различной техники, каким-то странным образом существует пренебрежительное отношение к материальному производству. Особенно настораживает  представление молодежи об инженерах, как о неудачниках. А вместе с тем, как сказал Михаил Леонович Гаспаров, академик РАН, «Естественные науки существуют для того, чтобы человечество не погибло от голода, а гуманитарные – чтобы не погибло от самоистребления».

Научное обеспечение политехнического образования должно иметь межпредметный характер и охватывать как научно-технические дисциплины, так и социологию, психологию и философию. Суммарное требование современного производства - обеспечение максимального роста творческих способностей человека – предполагает признание в качестве ведущей функцией политехнического образования развитие способностей  учащегося, необходимых им для успешной дальнейшей работы в различных областях. В содержании базового компонента общего среднего образования наряду с основными естественно- и общественно-научных знаний должен быть представлен и технологический аспект. Связанный с синтезом искусственных объектов, с технологическим освоением мира, а не его научным и художественным познанием. Технология в этом случае понимается как способ использования научных знаний в качестве средств преобразовательной деятельности человека. В современных условиях среднего образования технологическое освоение действительности, в широком смысле, невозможно из-за недостаточного материально-технического оснащения кабинетов, вследствие чего страдает трудовая  культура подрастающего поколения. Решение данной проблемы могут стать учреждения дополнительного образования.

Политехническое творчество - вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Политехническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.

Основной путь организации обучения политехническому творчеству - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского характера (см. Конструирование, Моделирование). Процесс политехнического творчества включает ряд последовательных этапов: анализ исходных фактов и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическое развитие идеи и детализация проекта, его воплощение в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное воплощение. Центральный момент политехнического творчества - нахождение гл. идеи технического решения, требующей обоснования, расчётов и экспериментальной проверки.

У детей младшего школьного возраста ещё нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще. В среднем школьном возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определённым видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехнических и других кружках. Учащиеся старшего возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и другим предметам, проявляют интерес к научным основам техники, им уже по силам использовать приёмы математического и кибернетического моделирования.

Обучение направленно на развитие навыков в проектной деятельности, художественного и эстетического вкуса, учащихся творческого объединения. Оригинальность программы в том, что учащийся не просто строит модель, но и разрабатывает для каждой модели индивидуальный внешний вид.

Во время занятий дети осваивают умения и навыки, которые в дальнейшем подготавливают школьников к конструкторско-технологической деятельности, дают ориентацию в выборе профессии.

Занятие в коллективе способствуют развитию творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления ребятами моделей и участия в соревнованиях моделистов, в выставках, а приобретенный детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к технике и профессиональной направленности. Обучение детей основам авиамоделизма ориентирует их на занятия спортивным авиамоделизмом, инженерными профессиями, предлагаемыми техническими колледжами и вузами.

Главной задачей образовательного процесса является формирование у школьников интереса к самостоятельному принятию решений и возникающих проблем, развития творческих способностей, технического мышления и трудовых навыков через обучение основам теории и практики, постройки различных моделей и механизмов, приобщение к техническим видам деятельности. В комплексе решаются такие поставленные задачи как теоретическая подготовка детей в области спортивного авиамоделирования и судостроения в пределах программы, укрепление начальных технически знаний для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике; создание условий для практической реализации полученных знаний, формирование творческого, конструкторского мышления, овладение навыками труда, развитие коммуникативных и творческих способностей детей, воспитание у детей трудолюбия, целеустремленности в процессе работы над моделями, трудовое воспитание.

В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности, успешности и социально-психологическое благополучия.

Материально-техническое обеспечение коллектива, опыт, возможности, а главное желания детей расширить спектр деятельности, позволили перейти от узконаправленной авиационной тематики к политехнической (многотехнической) деятельности. Тематика предполагает изготовление моделей самолетов, кораблей,  машин, их производных и других механизмов.

Результатом реализации программы является не только успешные выступления обучающихся в городских и областных соревнованиях и выставках, но и формирование их трудовой культуры, а не адаптация к сложившимся производственным условиям.