Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности "Программа внеурочной деятельности "Путь к успеху"

Разделы: Внеклассная работа


Срок реализации программы 2015-2019 год

Пояснительная записка

В национальном проекте «Образование», в Приоритетах реализации современной модели образования на период до 2020 года особое место занимает создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

По-прежнему остается актуальной важная задача этих проектов: обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление, но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Для работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности при поступлении ребенка в первый класс использую педагогическую диагностику стартовой готовности к обучению в школе «Хочу, могу, действую»*.
_____________

* М.Р.Битянова, Т.В.Беглова «Хочу, могу, действую».

Диагностика помогает мне  «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом, оказать адресную педагогическую помощь и психологическую поддержку каждому ученику, создать условия для достижения образовательных результатов и спроектировать программу формирования УУД.  На рисунке 1 показаны результаты обучающегося, прошедшего диагностику «Хочу, могу, действую». Охарактеризовав личностную («хочу») и инструментальную («могу») готовность ребенка, определяю уровень развития умений, необходимых для успешного освоения учебного материала. Обучающийся готов  выполнять задания высокого уровня сложности,  демонстрирует высокий интерес  к учебному процессу, будет стремиться преодолевать учебные трудности. Он умеет выделять признаки в образе наблюдаемого объекта (анализ),  находить сходства и различия при сравнении объектов, выполнять простые действия по аналогии (подобным образом), относить наблюдаемый объект к известному понятию, устанавливать логические связи «причина — следствие», оперировать информацией с помощью схем и образов.

Рисунок 1. Диагностика стартовой готовности «Хочу, могу, действую»

Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида.  Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент для обучающегося, так как обеспечивает развитие общеинтеллектуальных  умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развивать образное мышление;
  • развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать творческие способности;
  • увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
  • содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Связь содержания программы с учебными предметами

Разработанная программа «Путь к успеху» усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, технологией, математикой, информатикой).

Особенность данной программы ориентирована на обогащение содержания программы за счет установления связей между темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа предполагает обучение ребенка разнообразным способам и приемам работы. Занятия планируются таким образом, чтобы у обучающегося оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду его одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Участвовать врайонных, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конкурсах.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Диагностическая составляющая (5 часов)

«Хочу, могу, действую». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С.). «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. (М.Р. Битянова). Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)

Форма организации: индивидуальная.

Интеллектуальные игры (4 часа)

Игра с подбором пропущенных слов с опорой на логическую цепочку и рифму слов. Веселая грамматика. Решение кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад. Игра «Буква потерялась».

Виды деятельности: объяснять  значение слов и выражений, составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, излагать свои мысли ясно и последовательно, пользоваться облегчёнными приёмами запоминания.

Форма организации: групповая.

Занимательная математика и геометрия (5 часа)

Волшебные точки. Загадки о геометрических фигурах. Загадки о животных. Составление фигурок животных из геометрических фигур. Интеллектуальный конкурс по математике. Математические задачи в стихах. Ребусы. Рисование по цифрам. Математические лабиринты. Задания на решение примеров, задач, прохождение лабиринтов на картинке.

Виды деятельности: ориентироваться в пространстве листа, давать несложные определения понятиям, определять на глаз размеры предмета, описывать признаки геометрических фигур.

Форма организации: групповая.

Литературные викторины и конкурсы (5 часов)

Бабушкины сказки. Старые знакомые. Рифма. Былинный эпос. Жила-была книжка. Литературные кроссворды. Новогодняя пьеса.

Виды деятельности: демонстрировать способность переключать, распределять внимание, объяснять  значение слов и выражений,  составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, декламировать стихи, играть роли.

Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.

Проектная деятельность (4 часа)

Учимся составлять проект в бумажном и электронном варианте. Мини-проекты: «Моё домашнее животное», «Мой класс», «Мой дом», «Моя школа».

Виды деятельности: демонстрировать способность переключать, распределять внимание, работать с компьютером. Объяснять  значение слов и выражений.

Форма организации: индивидуальная.

Участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях различных уровней (10 часов)

Районная олимпиада младших школьников по предметам. Муниципальные художественные конкурсы-выставки. Краевой конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги». Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». Онлайн-олимпиады по русскому языку, математике. Конкурсы и олимпиады, проводимые ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина».

Форма организации: индивидуальная.

2 класс (34 часа)

Диагностическая составляющая ( 3 часа)

«Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. (М.Р.Битянова). Методика «Карта одаренности» (А.И.Савенков). «Как я вижу себя». Методика самооценки для обучающегося.

Форма организации: индивидуальная.

Интеллектуальные игры (5 часов)

Игры с буквами и словами. Фонетика. Графика. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. Грамматические сказки и рассказы. Фразеология.
Виды деятельности: выполнять лингвистические, грамматические и фонетические задания, составлять рассказы, сочинять сказки, излагать свои мысли.

Форма организации: групповая.

Занимательная математика и геометрия (5 часов)

Рационализация вычислений. Игры с квадратами и зеркалами. Метрическая система мер. Меры времени и календарь. Игры на клетчатой бумаги. Комбинаторные задачи.

Виды деятельности: ориентироваться в пространстве листа, давать определения понятиям, определять на глаз размеры предмета, описывать признаки геометрических фигур, решать логические и комбинаторные задачи, уметь делать вычисления с единицами времени.

Форма организации: групповая.

Литературные викторины и конкурсы (6 часов)

Литературно-библиографические викторины. Литературные кроссворды. Занимательные лингвистические задания. Составление маленьких пьес. Сочинение сказок, рассказов.

Виды деятельности: демонстрировать способность переключать, распределять внимание, объяснять значение слов и выражений,  составлять  загадки,  рассказы, сочинять сказки, декламировать стихи, играть роли.

Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.

Проектная деятельность (5 часов)

Составлять проект в бумажном и электронном варианте. Проекты: «В гостях у слова», «Моё село», «Мой любимый детский писатель», «Составление родословной». «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».

Виды деятельности: составлять и защищать проекты по русскому языку, математике, окружающему миру.

Форма организации: индивидуальная.

Участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях различных уровней (10 часов)

Районная олимпиада младших школьников по предметам. Муниципальные художественные конкурсы-выставки. Краевой конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги». Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». Онлайн-олимпиады по русскому языку, математике. Конкурсы и олимпиады, проводимые ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина».

Форма организации: индивидуальная.

3 класс (34 часа)

Диагностическая составляющая (2 часа)

«Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. (М.Р.Битянова). Тест дивергентного (творческого) мышления.

Форма организации: индивидуальная.

Интеллектуальные игры (5 часов)

Морфология. Фонетика. Графика. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. Фразеология.

Виды деятельности: выполнять лингвистические, грамматические и фонетические задания, составлять рассказы, сочинять сказки, излагать свои мысли.

Форма организации: групповая.

Занимательная математика и геометрия (6 часов)

Комбинаторные задачи. Неоднозначные задачи. Игра в случай. Задачи, имеющие несколько решений. Геометрия на «кубе».

Виды деятельности: давать определения понятиям, описывать признаки геометрических фигур, решать логические, комбинаторные и неоднозначные задачи, работать с геометрическим материалом.

Форма организации: групповая.

Литературные викторины и конкурсы (6 часов)

Художественное слово. Литературно-библиографические викторины. Сочинение сказок, рассказов.

Виды деятельности: демонстрировать способность переключать, распределять внимание, объяснять значение слов и выражений,  составлять  загадки, рассказы, сочинять сказки, декламировать стихи, играть роли.

Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.

Проектная деятельность (5 часов) 

Составлять проект в бумажном и электронном варианте. Проекты: «Математика вокруг нас», «Мой край», «Сельское хозяйство глазами детей»
Виды деятельности: составлять и защищать проекты по русскому языку, математике, окружающему миру.

Форма организации: индивидуальная.

Участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях различных уровней (10 часов)

Районная олимпиада младших школьников по предметам. Муниципальные художественные конкурсы-выставки. Краевой конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги». Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». Онлайн-олимпиады по русскому языку, математике. Конкурсы и олимпиады, проводимые ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина». Конкурс детского и юношеского творчества «КТК – талантливым детям».

Форма организации: индивидуальная.

4 класс (34 часа)

Диагностическая составляющая (2 часа)

«Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. (М.Р.Битянова). Тест личностных творческих характеристик.

Форма организации: индивидуальная.

Интеллектуальные игры (5 часов)

Морфология. Фонетика. Графика. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. Фразеология.

Виды деятельности: выполнять лингвистические, грамматические и фонетические задания, составлять рассказы, сочинять сказки, излагать свои мысли.

Форма организации: групповая.

Занимательная математика и геометрия (6 часов)

Вероятностные задачи. Неоднозначные задачи. Игра в случай. Задачи, имеющие несколько решений. Геометрия на «кубе». Логические задачи. Поиск закономерностей.

Виды деятельности: давать определения понятиям, описывать признаки геометрических фигур, решать логические,  комбинаторные и неоднозначные задачи, работать с геометрическим материалом.

Форма организации: групповая.

Литературные викторины и конкурсы (6 часов)

Художественное слово. Литературно-библиографические викторины. Сочинение сказок, рассказов.

Виды деятельности: демонстрировать способность переключать, распределять внимание, объяснять  значение слов и выражений, составлять  загадки, рассказы, сочинять сказки, декламировать стихи, играть роли.

Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.

Проектная деятельность (5 часов)

Составлять проект в бумажном и электронном варианте. Проекты: «Математика вокруг нас», «Моя Россия», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Виды деятельности: составлять и защищать проекты по русскому языку, математике, окружающему миру.

Форма организации: индивидуальная.

Участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях различных уровней (10 часов)

Районная олимпиада младших школьников по предметам. Муниципальные художественные конкурсы-выставки. Краевой конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги». Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». Онлайн-олимпиады по русскому языку, математике. Конкурсы и олимпиады, проводимые ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина». Конкурс детского и юношеского творчества «КТК – талантливым детям». Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры.

Форма организации: индивидуальная.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, проявившего выдающиеся способности.

Список литературных источников

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г.

2. Беглова Т.В., Битянова М.Р. Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. - Из-во «Учебная литература», 2013 г.

3. Беглова Т.В., Битянова М.Р. Методические рекомендации. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - Из-во «Учебная литература», 2012 г.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Из-во «Учебная литература», 2010 г.

5.< http://pravolimp/ru/ и http://opk.pravolimp/ru/

6. http://ovio.pravolimp/ru/