Урок-викторина в 10-м классе "Памяти поколений – дни воинской славы" по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: история, Родина, герои, память, Отечество, предки, воин , слава , армия , поколения , прошлое , победители


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • познакомить учащихся с днями воинской славы (победными днями) России;
  • сформировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества (слайд 2).

Задачи:

  • определить уровень знаний о днях воинской славы и исторических событиях, соответствующих этим датам и героях России;
  • способствовать развитию у школьников интереса к героическому прошлому нашей Родины;
  • выявить наиболее подготовленных обучающихся по данной теме.

Участники: команды учащихся 10-х классов по 5-6 человек.

Состав жюри: преподаватель-организатор ОБЖ, обучающиеся старших классов.

Порядок и форма проведения: викторина проводится в форме устного и письменного опроса в два этапа.

Организационный этап. Обучающиеся делятся на 3-4 команды по 5-6 человек. В бланках ответов записывают название своей команды. Ведущий из числа преподавательского состава (или учащийся из 11-го класса) знакомит участников с правилами игры и раздаёт бланки для ответов на первый этап.

Первый этап. Ведущий зачитывает вопросы. Участники команд записывают в бланки правильные ответы. Время на каждый вопрос – 1 минута (слайд 5).

Вопрос 1. Кому принадлежат слова? «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять земля русская!» (слайд 6).

Вопрос 2. Кто из Московских князей, ранее отлучённый от церкви, за ратные подвиги в год тысячелетия Крещения Руси, был причислен к лику святых? (слайд 7).

Вопрос 3. Кому установлен памятник на Красной площади в Москве, уменьшенная копия которого находится в Нижнем Новгороде на площади Народного единства? (слайд 8).

Вопрос 4. О ком идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина «Стансы»? «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье, не призирал страны родной, он знал её предназначенье. То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник» (слайд 9).

Вопрос 5. Назовите автора известного выражения: «Сам погибай, а товарища выручай!» (слайд 10).

Вопрос 6. Великий флотоводец, автор строк: «Смерть предпочитаю я бесчестному служению» (слайд 11).

Вопрос 7. Кто автор афоризма? «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву» (слайд 12).

Вопрос 8. Русский Адмирал, автор слов «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь и мундир, который носишь» (слайд 13).

Вопрос 9. Маршал Советского Союза, который на обвинение его в бонапартизме ответил: «Сравнениеневерное. Бонапарт войну проиграл, а я выиграл» (слайд 14).

Участники сдают бланки с ответами за первый этап для подсчёта баллов. Жюри подсчитывает баллы за первый этап и записывает их в общий протокол.

Учитель знакомит обучающихся с правильными ответами на вопросы первого этапа викторины (слайды 15-17).

Вопрос 1. Кому принадлежат слова? «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять земля русская!» (Александр Невский)

Вопрос 2. Кто из Московских князей, ранее отлучённый от церкви, за ратные подвиги в год тысячелетия Крещения Руси, был причислен к лику святых? (Дмитрий Донской)

Вопрос 3. Кому установлен памятник на Красной площади в Москве, уменьшенная копия которого находится в Нижнем Новгороде на площади Народного единства? (Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому)

Вопрос 4.О ком идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина «Стансы»? «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье, не призирал страны родной, он знал её предназначенье. То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник» (О Петре I)

Вопрос 5. Назовите автора известного выражения: «Сам погибай, а товарища выручай!» (Александр Васильевич Суворов)

Вопрос 6. Великий флотоводец, автор строк: «Смерть предпочитаю я бесчестному служению» (Фёдор Фёдорович Ушаков)

Вопрос 7. Кто автор афоризма? «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». (Михаил Илларионович Кутузов)

Вопрос 8. Русский Адмирал, автор слов «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь и мундир, который носишь». (Павел Степанович Нахимов)
Вопрос 9.Маршал Советского Союза, который на обвинение его в бонапартизмеответил:«Сравнениеневерное. Бонапарт войну проиграл, а я выиграл». (Георгий Константинович Жуков)

Второй этап. Ведущий раздаёт бланки для ответов второго этапа. Оглашает правила второго этапа. По картинке с изображением одного их памятных дней истории из числа Дней воинской славы и подсказкам, участникам необходимо вспомнить и записать в бланк ответов День воинской славы, соответствующий приведённым данным. Участники команд записывают в бланки правильные ответы. Время на каждый вопрос – 1 минута (слайд 18).

Вопрос 1 (слайд 19).

Подсказки:18 апреля 1242 г., Александр Невский, «Ливонский орден был вынужден заключить мир, крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли».

Вопрос 2 (слайд 20).

Подсказки: 7 ноября, 24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, «Гитлеровские войска рвались к Москве. Прямо с Красной площади советские солдаты шли в бой, чтобы защищать свою Родину».

Вопрос 3 (слайд 21).

Подсказки: 24 декабря 1790г., Александр Васильевич Суворов, «Выдающаяся победа русско-турецкой войны 1787-1891 гг., в результате которой Ясский мир подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани».

Вопрос 4 (слайд 22).

Подсказки: 23 августа 1943г., Константин Константинович Рокоссовский, «Разгром гитлеровских войск и выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в войне».

Вопрос 5 (слайд 23).

Подсказки:8 сентября 1812г., Михаил Илларионович Кутузов, «Потери французов в сражении во многом предопределили поражение Наполеона в войне с Россией».

Вопрос 6 (слайд 24).

Подсказки: 21 сентября 1380г., Дмитрий Донской, «Победа нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив ее распад, способствовала усилению авторитета Москвы и ее роли в образовании единого Русского государства».

Вопрос 7 (слайд 25).

Подсказки: 27 января 1944г., Ладожское озеро, Леонид Александрович Говоров, «Триумф беспримерной стойкости защитников Невской твердыни в самой продолжительной битве Второй мировой войны».

Вопрос 8 (слайд 26).

Подсказка: 9 августа 1714, Пётр Алексеевич Романов, «Победа над сильнейшим в то время шведским флотом, которую Петр I назвал «второй Полтавой» усилила позиции России».

Вопрос 9 (слайд 27).

Подсказки:1 декабря 1853г., Павел Степанович Нахимов, «Победа в последнем крупном сражении парусного флота обеспечила господство России на Черном море, сорвало планы высадки десанта турок на Кавказе».

Вопрос 10 (слайд 28).

Подсказки: 5 декабря 1941г., Георгий Константинович Жуков, «Первая крупная победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. над фашистской Германией, которая развеяла миф о её непобедимости».

Участники сдают бланки с ответами за второй этап для подсчёта баллов. Учитель знакомит обучающихся с правильными ответами на вопросы второго этапа викторины (слайды 29-33).

Вопрос 1. Правильный ответ – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Вопрос 2. Правильный ответ – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Вопрос 3. Правильный ответ – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова.

Вопрос 4.Правильный ответ – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

Вопрос 5.Правильный ответ – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией.

Вопрос 6.Правильный ответ – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войскам в Куликовой битве.

Вопрос 7. Правильный ответ – День снятия блокады города Ленинграда.

Вопрос 8. Правильный ответ – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут.

Вопрос 9. Правильный ответ – День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

Вопрос 10.

Правильный ответ – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.

Жюри подсчитывают баллы и заносят в протокол (слайд 34).

Первый этап – за каждый правильный ответ команды получают по 1 (одному) баллу.

Второй этап – за верный и полный ответ на поставленный вопрос участнику начисляется 2 балла, не совсем точный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.

При равенстве баллов командам-претендентам даётся дополнительный вопрос (слайд 34). Назовите русского флотоводца, адмирала, командующего Черноморским флотом, который не потерял в боях ни одного корабля, ни один подчинённый, которого не попал в плен, в честь которого в 1944 году были учреждены Орден и медаль. И День воинской славы, связанный с его именем.

Правильный ответ (слайд 35) – Ушаков Федор Федорович (1 балл); День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1 балл); 11 сентября 1790г. (1 балл).

Если и в этом случае у команд равное количество баллов, то предпочтение отдаётся команде, давшей наибольшее количество правильных полных вопросов.

Жюри записывают баллы за каждый вопрос в протокол:

Название команды ____________________________________

Первый этап, баллы

Второй этап, баллы

Итого
(сумма баллов)

Место

Вопросы

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение победителей: Баллы за все ответы суммируются. По итогам определяются победитель и призёры викторины.

Награждение победителей: победители и призёры, занявшие I, II, III места награждаются грамотами и призами.

Приложение