Открытый музыкальный досуг «Путешествие в Подземное царство» в средней группе в рамках проектно-исследовательской работы в области познания «Окружающий мир»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


В нашем проекте: «Подземное царство», мы познаем с детьми слои почвы (чернозем, песок, глина, камни), исследуем их свойства и значимость для окружающего нас мира. Одной из видов продуктивной деятельности проекта является художественно – эстетическое развитие, которое проводится в игровой форме и стимулирует воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче.

 Музыкальный досуг «Путешествие в Подземное царство» является сюрпризным и закрепительным этапом нашего проекта.

Цель проекта: Познакомить детей с почвой, ее структурой и свойствами, со значением ее для жизнедеятельности человека и живой природы. Формировать ответственное отношение к окружающей среде.

В процессе работы решались следующие задачи:

1.Выявить слои почвы (чернозем, песок, глина, камни) и их свойства;

2.Активизировать наглядно-образное мышление детей;

3.Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление у  детей;

4.Развивать интеллектуальные и творческие способности детей;

5.Развивать коммуникативные способности;

6.Развивать художественно-эстетические способности детей;

7.Формировать познавательный интерес, готовность к совместной деятельности;

8.Воспитывать бережное отношение к земле и окружающему миру;

9.Учить детей использовать свои знания в сюжетно-ролевых играх.

Используемые методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.

Продукт проекта: Организация  сюжетно-ролевой игры «Подземное царство»»; создание совместно с детьми плакатов и выставок творческих работ по данной тематике; собрание книг и иллюстраций о подземном мире; посещение «Почвенно-аграрного музея им.Вильямса» Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева; проведение в ДОУ музыкального досуга «Путешествие в Подземное царство» для родителей и детей старших групп.

Дети заходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель («Кормилица Земля»): Здравствуйте, дети! Вы узнаете меня, если отгадаете загадку:

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
Что это? Подскажите дети?

Дети: Земля!

Земля: Правильно, я – Кормилица Земля. А почему меня называют Кормилицей?

Ответы детей (выслушать).

Ребенок:

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.

Земля: Молодцы! Со мной вы встречаетесь каждый день. Меня любят все и складывают обо мне не только стихи, но и пословицы. Вот послушайте:

- Добрая кормилица, Матушка Земля — это общий дом для людей, зверей, птиц, растений…

- Земля кормит людей, как мать детей.

- Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!

- Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.

- Земля заботу любит.

Земля: Но сегодня особенный день – праздничный. Подземный царь дал мне задание проверить и узнать: Отгадали ли вы его загадки?

Дети: Отгадали!

Земля: Хорошо! Сможете все свои знания о Подземном царстве показать?

Дети: Да!

Песня о земле или подземном царстве.

Дети садятся на стулья.

Земля: А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы, сколько во мне слоев и как они называются?

Ответы детей. (Чернозем, песок, глина, камни).

Ребенок:

Земля наша слой за слоем,
Как матрешка состоит:
Камни, глина и песок,
Чернозем и слой листов.
Травы почву украшают
И от солнца закрывают.

Вдруг раздается гром и появляется Подземный царь.

Царь: Ух! Здравствуйте ребята! Не могу больше сидеть один под землей в своих царских палатах! Скучно мне. Решил сам подняться и узнать, как вы справились с моими заданиями.

Земля: Детки молодцы, почти все узнали про меня.

Царь: Хорошо. Вот я и проверю!

Земля: Давайте, ребята, станцуем для царя.

Танец-хоровод «Земелюшка – чернозем».

1.

Земелюшка – чернозем,
Да, земелюшка – чернозем.
Чернозем, чернозем,
Земелюшка – чернозем.

2.

Тут березонька выросла,
Тут березонька выросла.
Выросла, выросла,
Тут березонька выросла.

3.

На березоньке листочки,
Да, на беленькой листочки.
Листочки, листочки,
На березоньке листочки.

4.

Под березонькой травонька,
Да под березонькой травонька.
Травонька, травонька,
Под березонькой травонька.

5.

А на травоньке цветики,
Да на травоньке цветики.
Цветики, цветики,
Да на травоньке цветики.

6.

Земелюшка – чернозем,
Да, земелюшка – чернозем.
Чернозем, чернозем,
Земелюшка – чернозем.

Царь: Молодцы! А знаете ли вы, для чего нужен чернозем на грядках?

Дети: Да! Овощи выращивать!

Песня-танец «Вы умеете сажать капусту?»

Где когда – то круглый год
Было пусто, было пусто,
Зеленеет огород
И растет капуста…

Вот как мы ее рукой
В ямку клали, в ямку клали.

Вот как мы ее землей
Засыпали, засыпали.

Вот как мы ее ногой
Укрепляли, укрепляли.

Вот как мы ее водой
Поливали, поливали!

Дети водят хоровод, движения в соответствии с текстом.

Земля: Видишь, Подземный царь, ребята и про огород знают!

Царь: Для таких умных детей я и сокровища припас в подарок. Только хочу их знания сам проверить в своих лабораториях. А ты Земля Матушка помоги им.

По очереди приглашаются команды к заранее приготовленным для опытов столам: с черноземом,  песком, глиной и камнями.

Царь: Ну, кто у нас ученый по чернозему?

Выходят дети рассказывают о черноземе:

Чернозем получается из старых листьев, цветов, умерших насекомых.

А еще готовят и рыхлят чернозем дождевые черви.

Ребенок:

В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День – деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных.

Ребенок: Мы в группе сделали слои почвы. И поселили в чернозем дождевых червей. Теперь они живут в нашем домике.

Дети проводят опыты с черноземом:

- чернозем имеет запах;

- в нем есть воздух;

- в нем есть травинки, листочки, палочки;

- в нем есть вода ( опыт нарисован).

Ребенок: Чернозем нужен для питания и роста деревьев, цветов, овощей и фруктов.

В группе мы в чернозем посадили лук.

Царь:

Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!

Дети: Песок!

Царь: Правильно! А есть ли у вас знатоки по песку?

Выходят дети, рассказывают о песке и проводят опыты:

Песок есть в слоях земли, на море, в реке.

- песок имеет запах;

- песок бывает желтый, коричневый, красный и даже черный;

- песок состоит из маленьких песчинок;

- сухой песок не лепится и может летать как пыль по ветру;

- из мокрого песка можно лепить куличи и дворцы:

Ребенок:

Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец -
Ай да папа молодец!

- на песке можно рисовать картинки;

<- из песка можно делать красивые поделки (показать поделки)

Ребенок: Из песка люди делают стекла, зеркала. Из песка и глины делают кирпичи для строительства домов.

Царь: И о песке вы все знаете. А есть ли среди вас эксперты по глине?

Выходят дети, рассказывают о глине и проводят опыты:

Глина лежит в слоях земли.

- глина имеет запах;

- глина не пропускает воду и воздух, поэтому растения в глине не растут;

- если глину размять с водой, то она будет как пластилин;

- из нее можно лепить:

Ребенок:

Я возьму кусочек глины,
Разомну его в ладошках.
Захочу слеплю пингвина,
Или лошадь, или кошку.

Ребенок: Гончары из глины лепят посуду, обжигают ее в печи.

Посуда становится прочной и не мякнет от воды.

Дети: Мы тоже из глины лепили посуду. (Показать поделки)

Царь: Молодцы, ребята,  много о глине узнали. А что вы расскажите о камнях?

Выходят дети, рассказывают о камнях и проводят опыты:

Камни есть в земле и горах.

- камни твердые и тяжелые;

- они тонут в воде;

- камни острые, но море может превратить их в гладкую гальку;

- камни бывают разные.

Ребенок: Из камней люди строят: дома, дороги, мосты. Из драгоценных камней делают украшения.

Царь: Да, хорошие из вас ученые получатся! А известно ли вам, кто живет в моем подземном царстве?

Ответы детей: жуки,червяки, гусеницы, улитки, сороконожки, пауки…; животные (лисы, медведи, кроты, мыши…) и человек (метро, подземные парковки и магазины,…).

Царь: Правильно. Но больше всего я люблю дождевого червячка. Он рыхлит землю, готовит чернозем, кормит растения. Хороший помощник.

Давайте с вами поиграем в игру «Деревья и червяки».

Проводится игра «Деревья и червяки».

Земля: Ребята, мы узнали с вами, что дождевые черви являются «поворами» для растений. Они кушают опавшие листочки, превращая их в землю. А еще они рыхлят землю, чтобы в ней было много воздуха. Но для растений нужна и вода. Скажите, откуда в земле появляется вода и даже подземные реки?

Дети: От дождя.

Земля: Правильно!

Давайте с вами поиграем в игру «Капельки и тучка».

Проводится игра под легкую музыку и комментарии Земли:

Летела по небу мама тучка ( Взявшись за руки дети образуют круг.). Выпали из тучки капельки и полетели на землю: попрыгали, поиграли (Дети прыгают на ковре). Капелька с капелькой поздоровались и  потекли по земле и под землей веселые ручейки (Дети берутся парами.) И превратились в речку (Пары бегут друг за другом.)

Дети садятся.

Царь:  Да, в моем царстве много подземных рек и ручейков. А еще много и сокровищ! У меня столько богатств, что и не счесть! И часть своих богатств я дарю людям. Но хочу, чтобы вы берегли мое царство и охраняли нашу Матушку Землю от грязи и мусора.

Земля: Да, если выливать грязь и бензин на землю, поля, в реки и леса, то все живое на мне погибнет: цветы завянут, деревья заболеют, овощи и фрукты перестанут расти. А если выбрасывать мусор где попало, то я превращусь в огромную свалку!

Царь: Не расстраивайся, Матушка Земля! Наши ребята тебя в обиду не дадут:  будут беречь тебя, охранять от загрязнений и мусора. Правда, дети?

Дети: Да!

Царь: Давайте с вами посоревнуемся «Кто быстрее очистит землю от мусора»

Проводится игра.

Земля: Какие славные трудолюбивые хозяева земли растут.

Давайте мы с вами на прощание красиво встанем и напоследок скажем друг другу добрые слова.

Дети встают полукругом и читают «Гимн земле»:

1.

Стою я крепко, не шатнусь,
Тверда, верна всегда,
И на хребте своем ношу
Деревни, города.

2.

И мне вверяет семена
Доверчиво народ:
Рощу я травы, хлеб рощу,
Кормлю людей и скот.

3.

На мне шумят, гудят леса:
Тут всем зверям простор;
Железо, медь скрываю я
Внутри скалистых гор.

4.

Мы взращиваем огороды,
Чтоб была пища на столе.
Земле обязана природа
И мы обязаны земле.

5.

Земля! Важнее нет на свете
Тебе мы дарим эту речь.
Тебя за все заслуги эти
Хвалить мы будем и беречь!

Песня.

Земля: Спасибо вам детки!

Царь: Да, утешили и порадовали меня старика. Теперь я могу быть спокоен за свое царство. А в подарок вам, ребята, как и обещал принес я свои сокровища. (Открывает  сундук с сокровищами).

Вот вам ваша награда!

Земля: Я смотрю тут ребята и корзиночки для твоих подарков смастерили!

Давай, Царь батюшка, наполни их!

Царь: С удовольствием! (Рассыпает в коробочки камешки и приговаривает добрые пожелания.)

Ну, а теперь мне пора возвращаться в свое Подземное царство. До свидания, ребята, может быть, еще встретимся!

Земля: Попрощайтесь, ребята, с Подземным царем.

Дети: Спасибо! До свидания!

Земля: А вам, ребята, пора возвращаться в группу. Смотрите, подарки свои не растеряйте и помните о нашей встрече. До свидания!

Приложение

Список  литературных источников

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика – Синез, 2014.
  2. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: ООО «Карапуз – дидактика». 2005.

3.06.2019