Урок по теме "Религия как одна из форм культуры". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тип урока:Урок открытия новых знаний

Предмет, класс: Обществознание, 8 класс

Оборудование:

Педагогические цели: Создать условия для формирования представлений о роли религии в жизни общества и свободе вероисповедания.

Планируемые результат

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести.
Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков

Познавательные: точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формирование уважительного отношения  к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в новый материал

СЛАЙДЫ 1-8

Решите кроссворд.

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добраи зла, справедливости и несправедливости. (мораль)
  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений. (общество)
  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни. (культура)
  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах. (патриотизм)
  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер. (игра)
  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности. (личность)
  7. Они всегда там, где права. (обязанности)

!!! Найдите ключевое слово (религия).

Объявляется тема урока

СЛАЙД 9

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Религия – один из способов найти ответы на многие вопросы.

- Как вы  думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(ученики высказывают свои предположения.)

СЛАЙД 10

План урока

  1. Особенности религиозной веры
  2. Роль религии в жизни общества
  3. Религиозные организации и объединения
  4. Свобода совести, свобода вероисповедания

СЛАЙД 11

Проблемные вопросы

  1. Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?
  2. Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране?
  3. Какова роль религии в жизни общества?

III. Работа по теме урока

Из уроков истории вам известно, что религиозные представления зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «религия»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «религия»)

СЛАЙД 12

Запись в рабочих листах (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Религия (от лат. Religio – святыня) – совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфические действия.

- Что еще вы знаете о религии из курса истории?

- Какие современные религии имеют наибольшее число верующих? (христианство, ислам, буддизм)

СЛАЙД 13

Как и почему возникли различные верования, пытались объяснить и светские мыслители, многие из которых были неверующими, и представители церкви.

Познакомимся с различными мнениями о происхождении религии.

Работа с раздаточным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

 (Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

СЛАЙД 14

- Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику С.96 учебника 3 абзац

(ответы обучающихся: ученые прошлого объясняли это страхом древнего человека перед могуществом природы, глубоким невежеством людей. Современного человека невежественным не назовешь, наука расширила возможности человека, но, тем не менее, он не отказался от религии, видимо она выполняет очень важные для общества функции)

Работа в группах (получают листы для оформления полученных результатов работы и раздаточный материал)

  • 1 группа: изучает и выделяет «Особенности религиозной веры» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
  • 2 группа: изучает «Роль религии в жизни общества» и определяет функции религии (с.97-98учебника)
  • 3 группа: изучает «Религиозные организации и объединения» и оформляет результаты своей деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Выступление групп:

1 группа: «Особенности религиозной веры»

  • Вера таинственная связь между человеком и Богом,
  • поклонение этим силам,
  • вера (личностное эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной без доказательств),
  • Особые ритуалы, обряды (вершина обрядовых действий – молитва)

Итак, еще раз, что у нас получилось.

СЛАЙД 15

2 группа: «Роль религии в жизни общества»

Функция религии

Её сущность

Регулирующая

Регулирует поведение людей
(религиозные нормы диктуют, как себя вести, вводят ограничения)

Воспитательная

Воспитывает человека
(побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность)

Мировоззренческая

Дает ответ на вечные человеческие вопросы
(о мироустройстве и предназначении человека)

Психологическая (компенсаторная)

Снимает тяжелое психологическое состояние человека
(верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облег­чение, приток сил)

Коммуникативная

Способна избавить человека от одиночества
(объединяет людей в рамках религиозной общины)

Интегративная

Объединяет общество или порождает вражду

Из курса истории России вы знаете, какой важный вклад внесла Русская православная церковь в объединение Руси после политической раздробленности. Она вдохновляла русский народ на борьбу против ордынского владычества. К сожалению, история знает немало примеров и национальной вражды, порожденной религиозной верой.

СЛАЙД 16

Давайте перенесем полученные результаты в наши рабочие листы.

3 группа: «Религиозные организации и объединения»

В чем состоит опасность многих существующих сект? (ограничения прав человека, опасность для жизни и здоровья гра­ждан).

СЛАЙД 17

Заполним схему в рабочих листах

Работа с раздаточным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

(Ответы учеников)

Свобода совести, свобода вероисповедания

СЛАЙД 18

В Российской Федерации проживают представители многих распространенных в мире религий. По данным социологического исследования, проведенного в 2017 г., население России распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: (опрошено чуть более 150000 респондентов)

  1. православные верующие (прихожане Русской православной, грузинской, армянской и других церквей) — 73,6%; (110500 чел)
  2. мусульмане — 10,2%; (15300)
  3. старообрядцы – 1,33%; (2000)
  4. буддисты - 0,67%; (1000)
  5. протестанты - 0,67%; (1000) и др.
  6. 12,1%  без религии

Работа с Конституцией РФ

СЛАЙД 19

Одна из свобод, закрепленная в статье 28 Конституции Рос­сийской Федерации, гласит, что каждому в России гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 14 Конвенции ООН о правах ребенка утверждает, что «государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руковод­ством их родителей».

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

СЛАЙД 20

Свобода совести состоит и в том, что можно быть и атеистом. Что такое атеизм.

Атеизм (от греч. atheos — отрицание бога) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога (божеств) и отвергающая всякую религию.
Как же реализуются принципы свободы совести и свобода вероисповедания в Российской Федерации?

- Изучите и прокомментируйте схему.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Одинаковыми ли правами обладают верующие люди и люди без веры в РФ? (равными)

СЛАЙД 21

Вывод: Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести в РФ является конституционно закрепленный принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии. Религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

СЛАЙД 22

IV. Подведение итогов урока

  • Что такое религия?
  • Каково значение религии в жизни общества?

СЛАЙД 23 

Синквейн

Слово
2 прилагательных
3 глагола
Фраза из 4 слов
Существительное (итог, вывод, синоним)

Религия 
древняя, современная
воспитывает, регулирует, объединяет
Религия способна исцелить душу! 
Вера

СЛАЙД 24

V. Рефлексия

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

СЛАЙД 25

Домашнее задание

1. Прочитать § 12 учебника

Задание на выбор:

2. Задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 101 учебника

3. Заполнить таблицу «Мировые религии»

СЛАЙД 26