Технологическая карта урока «Земля и Луна — двойная планета. Луна». 10-й класс

Разделы: Астрономия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Астрономия

Класс

10

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК: Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут

Тема учебного занятия

Природа тел Солнечной системы

Место урока в структуре учебного занятия

Второй урок в теме «Природа тел Солнечной системы»

Тип урока

Комбинированный

Методы, приемы, формы:

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный  (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

Технологии обучения

Технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.

Цель урока

Организовать работу по изучению различных характеристик Луны и выявлению перспектив организации жизни на Луне

Задачи

Помочь учащимся на основании полученных научных данных о Луне и Земле выявить перспективы возможного размещения на Луне обитаемой базы
Вовлечь учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, помочь развитию умения работать в группе, выполнять поставленную задачу
Создать условия для формирования у учащихся теоретических знаний в области астрономия и способов их прикладного использования

Планируемые результаты:

Предметные: определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; анализировать иллюстративно – справочные материалы и сравнивать планету Земля с естественным спутником Луна по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты и Луны как спутника
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования
Личностные: осознание ценностей астрономических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы вообще, в частности – Земля и её спутника – Луны, и себя  как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: извлекать информацию из предлагаемых источников о плане Земля и естественном спутнике Луна, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Технологическая карта урока астрономии

Дидактическая структура учебного занятия (урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационно-ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учеников. Создание комфортной психологической атмосферы урока.

Приветствие учителя, подготовка учебного материала к работе на уроке.

1.2. Актуализация знаний

Презентация Проверка выполнения домашнего задания (опрос в виде игры). Приложение 1
Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности уч-ся и определение причины их возникновения.
Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Демонстрируют знания, отвечают на вопросы. Осуществляют самопроверку, оценивают и проверяют работу товарищей.

1.3. Целеполагание и планирование

Зачитывает  отрывок стихотворения М.Волошина. Предлагает проанализировать отрывок. Ставит перед уч-ся учебную проблему. Приложение 1
Помогает уч-ся формулировать цель урока; формирует представление о социальной и практической значимости изучаемого материала. Организует работу по поиску способа решения проблемной ситуации.

Демонстрируют готовность к активной учебно-познавательной деятельности.
Анализируют отрывок стихотворения.
Формулируют цель урока вместе с учителем.
Предлагают пути решения поставленных задач.

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий

2.1. Организованная групповая исследовательская деятельность

Организует работу учащихся по формированию групп, с целью максимального использования самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладения способами действий. Осуществляет контроль  за работой групп, помогает решать вопросы, связанные с осуществлением работы в группах.
Приложение 2

Формируют группы для изучения характеристик Луны. Организуют работу в группах. Работают с  кейсами (с текстом и рисунками учебника, дополнительными материалами). Решают поставленные задачи, обобщают и формулируют вывод.

2.2 Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки.

Проводят физкультминутку.

 

2.3. Представление результатов

Организует работу по проверке  не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности.

Учащиеся публично представляют результаты работы своей группы (решение задач, анализ прочитанного текста, систематизированный материал в виде таблицы, кластера и др.). Подводят итоги работы, делают выводы. Оценивают работу группы.
Систематизируют результаты своей работы в виде таблицы. Приложение 3

3.Этап применения знаний и способов действий

3.1. Формирование умений самостоятельно применять знаний.

Организует деятельность уч-ся по применению знаний к решению проблемной ситуации.
Предлагает оценить работу группы.

Ребята применяют знания, полученные на уроке к решению поставленной проблемы. Демонстрируют правильность, полноту, осознанность, действенность знаний.
Оценивают работу своей группы и работу каждого в отдельности.

4. Рефлексивно- оценочный

4.1. Формирование домашнего задания

Информирует о наличии индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности),  мотивирует к выполнению д/з.

Записывают д/з в дневник.

4.2. Подведение итогов учебного занятия

Дает качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.

Слушают учителя, анализируют свои результаты.

4.3. Рефлексия

Мобилизует уч-ся на рефлексию своего поведения. Предлагает закончить предложения.
- Я узнал, что…
- Оказывается…

 Осуществляют рефлексию.