Формирование познавательных УУД учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


В эпоху стремительного развития науки и техники, коренным образом меняется жизнь людей. Одной из приоритетных целей школьного образования является учить ребенка учиться. Этому способствует формирование системы универсальных учебных действий.

Система универсальных учебных действий подразумевает способность обучающихся самостоятельно усваивать новые знания, определять цели своего обучения, ставить новые задачи в познавательной деятельности.

Для того, чтобы овладеть умением учиться, ученикам необходимо освоить составляющие учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы, учебные цели и задачи, учебные действия и операции (контроль и оценка, преобразование материала).

Чем разнообразней виды универсальных действий, тем качественней усвоение знаний. УУД подразделяются на: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Остановлюсь подробнее на познавательных УУД. К познавательным УУД относятся умения:

- четко осознавать поставленную задачу;

- самостоятельно извлекать нужную информацию из материалов учебников, научно-познавательной литературы;

- уметь выполнять операции анализа и синтеза, классифицировать, обобщать, делать выводы;

- получать информацию из рисунков, схем, графиков.

Для их формирования подбираются задания, способы выполнения которых не даются в готовом виде, а требуют от обучающихся способности к познанию окружающего мира, вести направленный поиск, обработку и использование информации.

Среди различных видов деятельности часто применяется моделирование. Это одно из действий, которое в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова должно быть сформированос окончанием начальной школы.

К концу обучения в начальной школе дети должны уметь не только использовать наглядные модели, но и самостоятельно строить схемы, чертежи, планы.

Обучающий курс «Математика, конструирование и моделирование» представляет собой авторский интегрированный курс, объединяющий математику и технологию. Основной задачей курса является развитие плоскостного и пространственного воображения школьников, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, развитие конструкторских способностей, технического мышления.

Рассмотрим на примере занятия во 2 классе «Объемные тела. Пирамиды», как реализуются данные задачи.

Цель занятия: знакомство с объемным телом – пирамидой.

Задачи занятия: - знакомить с различными способами изображения объемных тел на плоскости, устанавливать сходство предметов окружающего мира с данным объемным телом, развивать навыки исследовательской деятельности, прививать умение проектировать, самостоятельно и с помощью учителя, планировать свои действия.

Начинаем с самоопределения к учебной деятельности. Необходимо мотивировать учащихся, определить содержание занятия. Далее следует постановка проблемы: «Мы знаем, что существуют объемные фигуры. Знаем даже как они выглядят и как называются. Но какая фигура связывает между собой пакет молока, камни, тетрадь? »

Следующие этапы занятия посвящены исследованию, конструированию и моделированию. Далее – определяем «новое» в системе знаний: как его использовать? Для чего? И др.

Детям моего класса не свойственно равнодушное «поглощение» учебного материала. Они стремятся к преобразованиям, творчески подходят к любому делу, ищут варианты и закономерности, исследуют, фантазируют и домысливают.

Целью нашего сотрудничества считаю формирование активной, созидательной жизненной позиции. Ученик должен стремиться:

- ясно осознавать поставленную задачу;

- искать пути для ее решения;

- стараться решить ее собственными силами;

- использовать различные источники информации;

- уметь применять открытые знания в жизни;

- открывать новые знания, опираясь на жизненный опыт;

- уметь адекватно оценивать результат деятельности;

- планировать дальнейшее самосовершенствование.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, проблемного, частично-поискового методов открытия новых знаний.