Экономические реформы Петра I

Разделы: История и обществознание


Педагогические цели

Создать условия для формирования представления об экономическом положении и развитии России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: создать условия для развития умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по экономической политике Петра I.

Метапредметные:

  • Познавательные: осуществляют поиск и отбор существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).
  • Регулятивные: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание).
  • Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Образовательные ресурсы

  • Учебник «История России. 8 класс». В 2-х ч. Часть 1 / (Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Кукурин, А.Я.Токарева); под редакцией А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2018.
  • Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.Н.Журавлева. - М.:  Просвещение, 2015.
  • И.А.Артасов, А.А.Данилов и др. «История России. Рабочая тетрадь. 8 класс» - М.:  Просвещение, 2016.

Основное содержа­ние темы, понятия и термины

Протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

III. Постановка учебной проблемы

Знакомство с темой урока и формулирование цели и задач урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Роль государства в экономике.

Вмешательство государства в сферу экономики проявилось в двух направлениях: протекционизм и меркантилизм. Мануфактурное производство развивается наиболее успешно. Сравните: XVII в. – 30 мануфактур; первая четверть XVIII в. – более 200 мануфактур. В начале века построены Невьянский, Уктусский и Алапаевский металлургические заводы на Урале. Государство поощряло развитие мануфактурного производства – Главный магистрат и добычу полезных ископаемых – Берг – коллегия. Привлекались иностранные специалисты, русские мастера отправлялись на учебу за границу.

Открывались горные школы.

2. Развитие промышленности. Мануфактуры.

3. Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы.

4. Развитие сельского хозяйства.

Организована работа в группах:

Группа 1. (стр.42-44) Мануфактурное производство

Группа 2. (стр.44) Торговля

Группа 3. (стр. 45) Сельское хозяйство

Заполнение таблицы (приложение 1). Выполнить задание №5 в рабочей тетради на стр.23.

Каковы итоги реформ Петра I?

V. Закрепление знаний и способов действий

- «О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»

Ответ на проблемный вопрос.

Почему А.С.Пушкин охарактеризовал Петра I следующим образом.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Оценивание учащихся.

VII. Информация о домашнем задании

§5, словарные слова, вопросы.

Технологическая карта урока

Приложение 1

Итоги экономических реформ

Положительные

Отрицательные

Рост мануфактурного производства.

Реформы не затронули сельское хозяйство.

Ускорилось экономическое развитие страны.

Реформы проводились за счет простых людей.

Развитие внешней и внутренней торговли.

Рост налогов.

Развитие водных путей, появление каналов.

 

Преобладание экспорта над импортом.

 

Приложение 2

Приложение 3