Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ы]"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • уточнить произношение звука [ы];
  • учить интонировать звук [ы];
  • выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику;
  • упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.

Оборудование:

  • зеркала,
  • символы гласных звуков,
  • сигнальные фонарики,
  • схема анализа артикуляции звука,
  • презентация к теме,
  • тетради,
  • карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент (слайд 3)

Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 4)

Чередование «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко» — «Хоботок». «Прятки».

3. Знакомство со звуком [ы] (слайд 5)

а) Дети смотрят на экран и рассматривают картинку в левом верхнем углу.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревет

— Ы-ы-ы —

Покусали меня пчелы!

— Как ревет медведь?

б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артикуляцией звука в зеркале.

в) Анализ артикуляции звука [ы] (слайд 6)

Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;

— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему звук [ы] обозначаем красной фишкой?

г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.

4. Развитие фонематического слуха (слайд 7, 8)

а) «Зажги фонарик».

  1. Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы, у, э, ы.
  2. Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
  3. Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.

б) 

— Видим мы зеленый холм,
В глубине его есть дом.
В доме том живет семья:
Папа, мама, брат, сестра.

Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)

5. Звуковой анализ (слайд 9)

а)

— Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.

Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] всхеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и«раскладывают» продукты по корзинам.

Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.

б) «Запомни, повтори, составь».

Логопед произносит ряд гласных. Дети повторяют и изо­бражают его символами:

о      у      а       ы
у     ы       а       о
а     ы       у       э

6.  Физминутка

а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.

Вот идет черный кот,

Ходьба на месте

Притаился, мышку ждет.

Присесть.

Мышка норку обойдет
И к коту не попадет.

Ходьба на носочках по кругу.

б) Пальчиковая гимнастика. «Мышки — шалунишки».

В нашем маленьком домишке

Дети изображают дом,

Завелись серые мышки,

мышек,

Так и шмыгают кругом,
Все на кухне кувырком.
То топочут за столом,

стол,

Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят

скамейку,

И пугают там ребят.
То на шкаф залезут мышки,

шкаф,

То на стуле шалунишки!

стул,

Так и хочется поймать,
А они — шмыг под кровать.

Быстро прячут мышек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа в тетрадях. Штрихование (слайд 10)

8. Упражнение в образовании множественного числа существительных (слайд 11)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

На берегу растет сосна,
А рядом с нею ... (сосны).

Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею ... (звезды). (слайд 12)

Стал красным-красным помидор,
А рядом ... (помидоры). (слайд 13)

Вот гном один,
Вот гном второй.
А вместе это ... (гномы). (слайд 14)

9. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных (слайд 15)

1. Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)

2. Мышки сказали: «Мы будем слово называть, а вы к слову картинку подбирать».

спелые... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое... (мыло)
дырявая... (крыша)

10. Упражнение в согласовании числительных и существительных (слайд 16)

— Мышки предложили игру «Сосчитайка».

Один — два — три — четыре — пять —
Будем тыквы мы считать.

11. Итог занятия (слайд 17)

— Что вы узнали о звуке [ы]?