«Приглядимся внимательнее к Достоевскому…»

Разделы: Литература


…Человек, потрудись на родной ниве;
найди себя в себе, овладей собой –
и узришь правду. Эта правда в твоем
собственном труде над собою. Победишь
себя и станешь свободен и начнешь
великое дело, и других свободными
наконец народ свой и святую правду его.
сделаешь и узришь счастье, и поймешь.
Ф.М.Достоевский

11 ноября 2016 года в нашей стране и за рубежом отмечалось 195-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Интерес к Достоевскому вечен, потому что он очень глубоко заглянул в тайны души человека и задал направление поиска человеческого в человеке. Он также исследовал механизм общественной жизни людей, предугадал ее тенденции и во многом оказался провидцем - это касается и тех социальных катаклизмов, что потрясали нашу страну в 20 веке.

Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кого из наших писателей они считают выразителем национального духа. Они обязательно назовут Достоевского.

Произведения Достоевского, по исследованиям социологов, являются в мире самыми читаемыми после Библии. Несомненно, проникновение в суть произведений Достоевского – это попытка понять самих себя.

Как же формировалась личность писателя, что оказало влияние на становление его характера и мировоззрения и где берет начало род Достоевских?

Достоевские - одна из ветвей рода Ртищевых, который берет свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещенного московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя Серпуховского и Боровского Ивана Васильевича, который в 1556 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал села Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Достоева в Пинском повете. Отсюда и «Досто́евские». Предки писателя по отцовской линии имели право на польский герб «Радван» с 1577 года.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Был вторым из 7 детей. Отец, Михаил Андреевич (1787-1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома а по выходе в отставку в 1837 г. поселился в приобретённой деревеньке Чермашня Каширского уезда Тульской губернии, где был убит во время ссоры с крепостными.

Мать Достоевского (1800-1837), Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К.Ф.Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери (М.Ф.Достоевская умерла от чахотки), год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака(1843).

1845 год. Вышло в свет его первое произведение - роман «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В.Г.Белинский высоко оценил это произведение. Достоевский показывает, что думают о себе «маленькие люди». Его интересует самосознание героев. Цель писателя - дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа - история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев. Характер униженного и оскобленного человека, появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.

Весной 1846 г. Достоевский познакомился с М.В.Буташевичем-Петрашевским, дворянином по происхождению, чиновником по роду службы, социалистом по убеждениям. В его доме в Коломне по пятницам собиралась молодежь разных званий, чинов и занятий. Среди них бывал поэт А.Н.Плещеев, критик В.Н.Майков. Споры о текущей политике царизма, крепостничестве сочетались с обсуждением революционных событий в Европе, с дискуссиями о путях переустройства общества на разумных, справедливых гуманистических основаниях.

На заседаниях кружка Достоевский открыто высказывался против крепостного права, читал запрещенное письмо Белинского Гоголю, а в начале 1849 года вошел в состав радикальной группы Н.А.Спешнева и принимал участие в планах создания типографии, где бы печатались книги, журналы «с целью произвести переворот в России».

В апреле 1849 г. произошли массовые аресты петрашевцев. Среди заточенных в Петропавловской крепости был и «один из важнейших» (по словам самого императора!) - писатель Ф.М.Достоевский. 8 месяцев томился он с товарищами в сыром, холодном каземате. Уполномоченные от имени государя жандармы обещали прощение, если будет рассказано все дело. «Я молчал», - вспоминал Достоевский. «Я знаю, что был осужден за мечты, за теории».

24 декабря 1849 г. вместе с двадцатью одним товарищем он был готов к смертной казни, которая была заменена Достоевскому на 4 года каторжных работ и неограниченную службу рядовым в Сибири. Следующие 4 года Достоевский провёл на каторге в Омске.

В 1854 году, когда истекли 4 года, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта, справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому ученому поставлен общий памятник. Здесь же у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой. В 1857 г. он женился и в 1859 г. Достоевские покинули Семипалатинск, а в 1860 г. они с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург.

Каторга не сломила Достоевского, непомерные физические и нравственные перегрузки не уничтожили его, но научили отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал «народ русский так хорошо, как немногие знают его». Там, в годы страданий, будущий великий писатель проникся неистребимым желанием «быть человеком среди людей», желанием «разгадывать тайну человека».

Повесть «Белые ночи» была написана еще осенью 1848 г. и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки». Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Роман «Униженные и оскорбленные». Это первое объемное произведение, написанное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был опубликован в 1861 г. в журнале «Время» под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок „неудавшегося литератора“» с посвящением брату М. М. Достоевскому. Этот журнал начал выходить под редакцией Фёдора Достоевского и его брата Михаила Достоевского.

Идея произведения относится ещё к 1857 г. После переезда в Санкт-Петербург в 1860 г. Достоевский сразу приступил к воплощению своего замысла. В июле 1861 г. вышла в свет заключительная часть произведения. В том же году роман вышел отдельным изданием в Санкт-Петербурге. Достоевский показывает в нем общество своего времени. Он возвращается к теме «бедных людей», к защите оскорбленных, униженных и обездоленных.

Работая в журналах «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), писатель  проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского. Он выделял три основных момента в народной нравственности:

1. Чувство органической связи между людьми;

2. Братское сочувствие и сострадание;

3. Готовность добровольно прийти  на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.

1866 год. Романы «Игрок» и  «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести. Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский «Преступление и наказание».

Главный герой, Родион Раскольников, становится убийцей, стремясь доказать на своем примере созданную им теорию о сверхчеловеке, который имеет право распоряжаться жизнями простых людей ради достижения якобы глобальных целей. Крах теории, полное развенчивание бесчеловечных идей о сверх личности - вот основная идея романа.

«Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие», -писал Достоевский. «Нет ничего прекраснее, глубже, разумнее и совершеннее Христа… Ежели бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной». Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к их общей матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу…

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

О новом романе «Идиот» (1868) Достоевский писал так: «Главная мысль…- изобразить положительного прекрасного человека…Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни Европой еще далеко не выработался». Главный герой князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.

«Красота спасет мир». Это изречение великого писателя известно каждому. Оно дает главному герою князю Мышкину возможность поверить в добро, постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир. Именно эта красота, «восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана, по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев. Обретение нравственной  истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных  поисков, в его движении к нравственному совершенству.

Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая», 1879 -1880 - «Братья Карамазовы». В это же время 2 события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти.

« …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду. Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.

Достоевский скончался в один день с Пушкиным – 29 января по старому стилю. Весть о его смерти облетела весь Петербург, и на его квартиру началось настоящее паломничество. У его гроба сошлись все, кто не мог не чтить в усопшем не только высокоталантливого творца «Униженных и оскорблённых», но и горячего их заступника, друга и утешителя… Его праху поклонились все…

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М. Достоевский.

Заключительные слова на фоне музыки.