Л.Н. Толстой "Акула". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Познакомить учащихся с произведениями Л.Н.Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте). 
  • Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

Задачи:

  • Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
  • Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД)
  • Развивать воссоздающее и творческое воображение.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД)
  • Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД)

Тип урока: работа с художественным текстом.

Оборудование:

  • авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
  • презентация к уроку, компьютер, проектор, экран;
  • печатные листы для составления характеристики главных героев;
  • печатные листы с текстом (каждому ученику);
  • пословицы (в разрезанном виде).

Приёмы:

  • прогнозирование по названию,
  • чтение с остановками, 
  • выборочное чтение,
  • приём “Черты характера”,
  • обращение к личному опыту учащихся, 
  • тайм-аут (составление вопросов к прочитанному).

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф. Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.

Ход урока

I. Организационный момент

Прочитайте фразу на доске “Поступок, продиктованный любовью”. Слайд 1.

- Подумайте, о чем она.

(Предположения детей)

- Мы вернемся к ней в конце урока и еще раз обсудим.

- А сейчас начинаем урок литературного чтения.

II. Речевая разминка

Слайд 2.

ТАЙНА

Я тебе открою тайну,
Никому не говори...
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец,
Обойдёшь засохший пруд...
Там у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
И. Пивоварова

- Прочитайте медленно, потом с ускорением.

- Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.

- Прочитайте быстро, скороговоркой.

III. Проверка домашнего задания

- О какой тайне говорит автор стихотворения? (Под забором две собачки/ Громко косточку грызут!)

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? Слайд 3.

- А какая тайна была у маленького Лёвушки с его братьями?

- На доске записаны некоторые факты из детства Л.Н.Толстого. Кто расскажет?

- Сегодня мы продолжим это знакомство.

- Но для начала работы необходимо поставить цель урока (учащиеся дополняют запись на экране своими предположениями). Слайд 4.

IV. Введение в тему урока

Отгадайте загадку: Слайд 5.

В бинокль злюку разгляжу,
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые, как нож,
Лучше ты её не трожь! (Акула) Слайд 6.

- Верно, это акула! Акула – страшная хищница моря.

- А знаете ли вы, где живут акулы? (В море, океане) Слайд 7.

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом Л.Н.Толстого, который называется «Акула». Отправляемся в далёкое путешествие к берегам жаркого материка, где находится самая большая пустыня – Сахара. А у берегов живут акулы. Какой это материк? (Африка)

Приложение

- А на каком транспорте отправимся? (На корабле), точнее на паруснике. Слайд 8.

Как вы думаете, о чём этот рассказ? (предположения детей)

V. Работа по теме урока

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 152. Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу. Теперь, как вы думаете, о чем рассказ? (Чтение текста на стр. 152 с остановками для словарной работы)

- Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Слайд 9.

- Бочонок над якорем - бочонок, привязанный к якорю как поплавок.

- Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии. Слайд 10.

- Попробуем предположить, что будет дальше? (Предположения детей)

Чтение рассказа до конца учениками и учителем с остановками для словарной работы.

- Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Слайд 10.

Пауза для осмысления.

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)

VI. Физкультминутка

Как живёшь? Вот так!
Как идёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывёшь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!

VII. Работа над содержанием текста

1. Парная работа

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Перед вами план рассказа. Ваша задача восстановить его последовательность.

План:

1. Берега Африки
2. Указание капитана
3. Забава мальчиков
4. Акула
5. Матросы спешат помочь
6. Дети заметили опасность
7. Выстрел из пушки
8. Дети спасены

4 человека по желанию выходят к доске и составляют план.

- Проверим (на экране) Слайд 11.

- План текста упорядочен.

2. Деление текста на части

- Следующее задание: разделите текст на части в соответствии с планом (делать это будем карандашом на листах с текстом)

Вопросы по прочитанному. Коллективная работа.

Прочитаем рассказ по частям

1. Где происходили события?

2. Где моряки устроили купальню?

3. Почему мальчики оказались в открытом море?

- Как старый артиллерист отнёсся к забавам сына и его товарища сначала?

- Что значит, слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.

Для этого возьмите листок портретов.

Запишите слова на линеечке № 1.

(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.

– На этом листе мы будем давать характеристику и артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.

(Радостный, любовался сыном.)

4. Итак, в рассказе появилась акула.

Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

(Развернуть корабль на акулу и поплыть, сразу стрелять.)

5. Чтение пятой части

- Как изменился артиллерист?

6. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.

(Направиться к кораблю.)

- Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.) 

– Что изменилось в поведении мальчиков и артиллериста после появления акулы, дайте характеристику мальчикам и артиллеристу, напишите её на 2-ой линеечке, обменяйтесь мнениями. (Работа в парах)

(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх.
Мальчики – испуганные, беззащитные.)

7. Сейчас мы будем читать 7-ю часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям.

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

8. Чем закончилась эта история?

Пересказ 8-й части. 

– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.

9. Вывод.

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

10. Работа с пословицами – выводами. Слайд 12.

– Об этом говорят многие народные пословицы.

  • Смелому всегда удача.
  • Берегись бед, пока их нет.
  • Не зная броду, не суйся в воду.

Дети объясняют смысл данных пословиц, и к кому они подходит (к мальчикам или артиллеристам).

11. Итоговые вопросы.

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагают свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”. Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”. Любовь помогла собраться и найти единственно-правильное решение и победить акулу.

Выводы по рассказу: Есть ли в наше время необходимость в таких людях?

12. Рефлексия: Кто считает, что поработал на уроке на отлично? Кто – хорошо? А кому еще необходимо доработать на следующем уроке?

13. Дом. задание: пересказ рассказа.

14. Урок окончен. Всем спасибо за работу! Урок окончен.

Краткое содержание рассказа

На корабле стоящем у берегов Африки стало очень жарко от ветра, дующего с пустыни Сахара.
Капитан судна разрешил матросам покупаться в купальне, возле корабля, сделанной из паруса. На корабле кроме команды путешествовали еще пассажиры, двое мальчишек и старый артиллерист - отец одного из мальчишек. 
Мальчики также прыгнули в воду покупаться, поплыв в открытый океан. С палубы за всем действом наблюдали капитан и старый кавалерист. 
Вдруг появилась акула, которая стала приближаться к детям.
Старый кавалерист стал кричать мальчикам об опасности, а матросы сев в лодку отправились спасать детей.
Только все это было напрасно. Мальчики не слышали криков, а матросы были намного дальше от мальчиков, чем акула.
Когда мальчики увидели акулу, она уже была близко, и способа спастись от нее уже не было
Мальчики завизжали и бросились плыть в разные стороны.
Визг детей вывел старого артиллериста из ступора. Он побежал к пушкам и выстрелил по акуле.
Когда дым от выстрела рассеялся, все увидели, что акула мертва.
Старый артиллерист своим выстрелом спас мальчиков от акулы.

Какие пословицы подходят к рассказу?