Занятие для учащихся 7-х классов «Кем я хочу быть и почему?»

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель и задачи:

  • Актуализация у обучающихся уже имеющихся знаний о профессиях.
  • Расширение представлений обучающихся о мире профессионального труда.
  • Воспитывать уважительное и доброе отношение к труду.

Оборудование: компьютерная презентация; выставка книг о профессиях; плакат «Все работы хороши»; карточки с половинками пословиц и поговорок о профессиях; толковый словарь русского языка; карточки с изображением букв алфавита.

Оформление: рисунки и сочинения обучающихся на тему «Моя будущая профессии».

Ход мероприятия

Ничто в жизни не достается без труда.
Гораций

1. Приветствие

2. Вступительная часть

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вспомним, что такое профессии, об их роли в нашей жизни.

2.1. Опрос по кругу

- Кто знает, что такое профессия?

Обратимся к толковому словарю.

Обучающиеся работают со словарём или педагог зачитывает из словаря определение профессии:

«Профессия - основное занятие человека, его трудовая деятельность».

Ведущий: Правильно. Обратите внимание на слово «трудовая», что это значит?

Чтобы в этом разобраться, разделимся на группы.

2.2. Основная часть

Работа по теме в группах
 
Упражнение «Сложи пословицу»

Каждая группа получает набор карточек с половинками с пословиц, ребятам надо сложить пословицы полностью.

Приложение №1

2.3. Ведущий: Прочитайте пословицы, объясните смысл.

Например, что значит «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»?

Ответы обучающихся

Ведущий: Правильно, если не приложишь усилий, ничего и не получишь.

А как вы понимаете смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья»?

Ответы обучающихся

Ведущий: Верно, даже самое маленькое дело лучше, чем никакой пользы.

Как вы думаете, людям каких профессий необходимо трудится? Конечно же, трудиться надо всем.

А сейчас  вспомним о профессиях, которые существуют на земном шаре.

2.4.Упражнение «Азбука профессий»

Ведущий: Я предлагаю вам 2 буквы, а вы называете профессии, которые начинаются на данные буквы алфавита.

Ответы обучающихся можно записать на доске или вывести на экран.

Например:

- повар, пожарный, плотник, продавец, почтальон. пилот, писатель, программист;

- судья, спасатель, слесарь, садовник, стюардесса, строитель, сапожник.

Ведущий: В мире тысяча профессий. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, то есть получать заработанную плату, но и становится для многих смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком.
Профессия необходима человеку так же сильно, как воздух и вода.

Ребята, а много ли вы знаете профессий?

Ответы обучающихся

2.5. Ведущий: Давайте проверим. Я читаю вам стихотворение, а вы называете профессии там, где я делаю паузу.

Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит  … (машинист).
Пашет в поле  … (тракторист).
Самолетом правит … (летчик).
Клеит книжки … (переплетчик).
В школе учит нас … (учитель).
Строит здания … (строитель).
Красит стены нам … (маляр).
Столы делает … (столяр).
Песни нам поет … (певец).
Торговлей занят … (продавец).
На станке ткет ткани … (ткач).
От болезней лечит … (врач).
Лекарства выдаст нам … (аптекарь).
Хлеб печет в пекарне … (пекарь).
Нарисует нам … (художник).
Сапоги сошьет … (сапожник).
Нам печку сложит на зиму … (печник).
Обслужит в поезде нас … (проводник).
С другого языка переведет … (переводчик).
Исправит кран … (крановщик).
Рыбу ловит … (рыбак).
Служит на море … (моряк).
В машине возит груз … (шофер).
В доме свет провел … (монтер).
В шахте трудится … (шахтер).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто все знает – молодец!

Профессий очень много, каждая по-своему хороша.

Ребята, как вы думаете, не рано ли вам сейчас думать о выборе профессии?

Ответы обучающихся

2.6. Ведущий: Я знаю ребят среди вас, друзья, которые с детства мечтали о какой-то профессии, много читали про неё, интересовались всем, что с ней связано и потом стали очень хорошими специалистами.

И вы свои мечты о будущей профессии выразили в прекрасных рисунках и сочинениях.

Рассматривание рисунков, чтение сочинений  или демонстрируется видеосюжет.

Примеры сочинений:

Ученик 1: «Я хочу стать медсестрой. Хочу помогать людям быть здоровыми, хочу научиться делать уколы, ставить капельницы, правильно делать перевязки при любых травмах. И чтобы я могла сама лечить своих родителей, когда они будут старенькими».

Ученик 2: «Я хочу стать визажистом. Это хорошая профессия, потому что ты постоянно общаешься с людьми, подбираешь стиль, макияж. Визажист помогает людям найти себя, делает их красивыми и привлекательными. Это очень важная профессия! А ещё мне нравится профессия программиста. Эта работы связаны с компьютерами. Программист составляет программы для компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов, игровых приставок и т.д. Это очень интересная профессия!»

Ученик 3: «Я хочу стать борт проводницей. Ведь это очень интересно- летать на самолете между облаков. В самолете можно встретить много иностранцев. И можно побывать в разных странах».

Ученик 4: «Я с малых лет хочу быть стилистом, потому что мне нравится делать макияж. Например, красиво накрасить губы не просто: надо подобрать цвет, сделать всё это аккуратно. Или накрасить глаза – ну, это совсем тонкое дело: нужно подвести глаза так, чтобы было аккуратно и красиво. И ещё я хочу научиться делать разные прически, стрижки, чтобы люди были красивыми. Представляю, как это будет красиво! Ведь это же я сделаю!»

Ученик 5: «Мне нравится профессия врача. Врачи спасают жизни людей. Но профессия врача ещё и очень ответственная. Чтобы работать врачом, не надо ничего бояться, особенно крови и разных травм. У врачей нелегкая работа. Надо хорошо учиться, чтобы много знать».

2.7. Упражнение «Профессии - синонимы» с мячом

Ведущий: А сейчас необходимо назвать иначе представителей предложенных ниже профессий. У кого мяч, тот  и отвечает.

Ребята выполняют задание.

Приложение № 2

2.8. Ведущий: Чтобы еще немного узнать о профессиях, мы сейчас поиграем.

И начнем этот разговор о тех профессиях, с которыми вы еще, как выяснилось, мало знакомы. Ведь среди вас есть ребята, которые еще задают себе вопрос: «Кем быть?»

Строю дом и детский сад,
И больницу строить рад, и у цирка я не зритель,
Так как я его строитель.

Оглянитесь вокруг! Жилые дома, школы, магазина, детские сады, библиотеки ,дворцы культуры, станции метро, -все это дело рук строителей .

Как вы думаете из чего строили дома в Древней Руси?

Ответы обучающихся

Ведущий: Древней Руси наши предки строили дома из дерева. Русь была страной дремучих лесов. А дерево - прекрасный строительных материал.

Строили дома из разных пород дерева, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось: «изба еловая – сердце здоровое!»

А из чего строятся современные дома?

Ответы обучающихся

Ведущий: Правильно, строительных материалом современных зданий служит дерево, кирпич, бетон, железобетон, стекло, нержавеющая сталь. В постройке дома принимают участие рабочие разных специальностей.

Давайте сейчас с вами построим дом вместе и подумаем, люди каких специальностей нам для этого понадобятся.

2.9. Игра «Строим дом»

Выполняется с помощью компьютера или группы обучающихся получают шаблон дома и карточки с названиями профессий, которые необходимы для постройки дома.

Давайте с вами вспомним, какие строительные профессии вы знаете?

- Кто первым принимается за работу по строительству дома? Кто составляет проект здания? (архитектор)

- Когда проект здания готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку  приезжает бульдозер. Он ровняет поверхность площадки.

- После бульдозера за работу принимается экскаватор. Он роет котлован.

- Теперь пора укладывать блоки для фундамента. С этой работой легко справится крановщик, работающий на подъемном кране.

- После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.

- Затем на стройку прибывают плотник, сантехники, электрики.

- Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: штукатуры, маляры, плиточники (люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений ).

- И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий которых работает выше всех – это кровельщик, он покрывает крышу.

На экране появляются снизу вверх строительные профессии.

Приложение №3

Ведущий: С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирпич, то трубы. Ведь к зданию нужно подвести воду, и газ, электричество. И красавец – дом готов!

Сколько радости приносят новоселам светлые, уютные квартиры, где все новенькое, чистое, сделанное с любовью.

Давайте вместе подумаем, какие качества необходимы строителям разных специальностей?

Ответы обучающихся

2.10. Игра «Качества строителя» (можно провести эту игру с мячом)

Ведущий: Ребята, передавая символ друг другу (ручку или др.), вам необходимо назвать качества, необходимые строителю.

Обучающиеся выполняют задание.

Ведущий: (резюмирует сказанное): Всем строителям необходима физическая закалка, отличное владение профессией, выносливость, трудолюбие, внимание и умелые руки, желание делать нужное людям дело, своим трудом принося им радость.

Людям данной профессии приходится работать на улице в морозы и в жару, под дождем и на ветру.

 И это по силу сильным, мужественным, закаленным людям, любящим свою профессию. Я считаю, что профессия строителя – одна из лучшая профессия.

2.11. Ведущий: Но у нас осталось ещё один гость - «темная лошадка».

До сих пор он только загадочно молчал, а теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слушаем его. Внимание на экран.

Видеозапись «Темная лошадка».

Приложение №4

Ведущий: Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет?

- Кто такой веб-дизайнер?
- Что делает провизор с провизией?
- Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера?
- И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?

Ответы обучающихся

Примерные комментарии:

- Веб-дизайнер - это специалист по созданию Интернет-сайтов.

- Провизор- специалист по производству, хранению и продаже лекарств.

- Кинолог- это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород.

- Выбирать профессию пол гороскопу нельзя. Это неправильно, ненаучно, безответственно и просто глупо. В 18 веке астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой.

3. Заключительная часть

Ведущий: Мы сегодня узнали многое о мире профессий. Отвечая на вопрос: «Кем быть?» вы рассказали, почему и чем привлекательна выбранная профессия.

3.1. Игра «Лучшая профессия»

 Ведущий: Каждый из вас, ребята, сейчас получит один жетон и этим жетоном проголосует за ту профессию, которая больше всего ему понравилась.

На столе стоят 4 коробочки с названиями профессий:

- строитель,
- кинолог,
- провизор,
- веб-дизайнер.

Каждый обучающийся бросает свой жетон в одну из коробочек.

Обучающиеся голосуют, затем подсчитывается количество голосов.

Определяется профессия-«победитель».

Ведущий: Можно быть кем угодно по профессии, но в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение, и стараться своим трудом приносить радость окружающим.

Поэтому, прежде всего мы желаем вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Все профессии важны!
Все профессии нужны!

4. Рефлексия

Ведущий:

- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:

- Очень важным на классном часе для меня было …

- В жизни мне пригодится ….

- Сегодня я воспитывал в себе …