Интегрированное психолого-логопедическое занятие с учащимися начальных классов «Путешествие в мир книг»

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи: совершенствовать звуковую сторону речи и ее выразительность; развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматические категории; развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие; развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, воображение; обучать навыкам анализа и синтеза, сравнения; активизировать познавательную деятельность; закреплять знания о названиях книг, авторах и литературных героях; формировать умение сочинять небольшие стихи, используя рифмующиеся слова; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению; формировать навыки коллективной работы, работы в группе, позитивной коммуникации; создавать психологический комфорт.

Оборудование: презентация на тему «Путешествие в мир книг», старинные и современные детские книги, карточки для жребия («Читайки», «Любознайки»), карта – маршрут путешествия, карточки со словами для игры «Веселые рифмовки», ватман, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Когда-то, почти 230 лет назад, два талантливых человека, издатель Николай Иванович Новиков и писатель Николай Михайлович Карамзин, создали первый в России детский журнал под названием «Детское чтение для сердца и разума». (1 слайд) Это название было очень правильным, потому что книга нужна для услады детской души. Когда душе радостно, приятно от книги – это прекрасно. И тогда такая душа развивается, становится добрее, с улыбкой смотрит на мир. А еще книга развивает наш ум. В те времена, когда был издан этот журнал, не было ни телевидения, ни радио, ни интернета и люди только из книг получали знания обо всем, что нас окружает. И даже теперь, когда нас со всех сторон окружают компьютеры, планшеты и мобильные телефоны, без книг человечеству не обойтись. Как вы думаете, почему?

Основная часть

Логопед: Ребята, мы подготовили для вас выставку из самых разных детских книг. Они написаны как российскими, так и зарубежными авторами. Предлагаю посмотреть на них и сказать, какие книги читали вы? Может быть, среди них есть ваши самые любимые?

Дети рассматривают и называют любимые книги

Психолог: Ребята, предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в захватывающий мир книг. Вы согласны? (2 слайд) Что нам понадобится для путешествия, чтобы не заблудиться? (Карта). (На доску вывешивается карта). Вот наш маршрут, по пути мы сделаем несколько остановок. Но для того, чтобы начать наше путешествие, нужно поделиться на команды. (Дети тянут жребий и делятся на команды «Читайки» и «Любознайки»).

Логопед: Позвольте представить вам членов нашего жюри. Жюри внимательно следит за выполнением заданий каждой командой. По ходу нашего путешествия жюри начисляет баллы командам и в конце объявит победителя. Жюри также следит за соблюдением правил. В случае их нарушения жюри имеет право снять балл с команды - штрафника.

Психолог сообщает о правилах поведения в команде. А теперь поговорим о правилах, которые вам необходимо соблюдать:

  1. Не перебивать;
  2. Не выкрикивать с места;
  3. Не оскорблять друг друга.

Лексическое упражнение «Скажи наоборот»

Логопед: Обратите внимание, мы приближаемся к первой остановке под названием «Скажи наоборот»! Ребята, давайте поговорим о том, какими могут быть книги? Я называю слово, а в ответ вы называете слово с противоположным значением. Как называются такие слова? (Антонимы).

Книги бывают новыми, а бывают …(старыми),

Ввопрос команде «Любознайки». Книги бывают современными…(старинными, устаревшими)

Толстыми…(тонкими)

Детскими…(взрослыми)

Интересными…(неинтересными)

Малоиллюстрированными…(многоиллюстрированными)

А какими бывают страницы?

Страницы бывают твердыми, а бывают…(мягкими)

Матовыми…(глянцевыми)

Шероховатыми…(гладкими)

Пожелтевшими…(белоснежными)

Игра «Топни – хлопни»

Психолог: А сейчас я вам предлагаю немного передохнуть и поиграть. Поговорим о том, как можно и как нельзя читать книги. Если вы согласны с высказыванием, хлопните в ладоши, если нет – топните.

Книгу можно…читать, листать, рассматривать, разрисовывать, издавать, писать, рвать, купить, подарить, подклеить, загибать страницы, есть, мыть, мять.

Игра «Узнай персонажа из сказки»

Логопед :Внимание, следующая остановка «Узнавай ка»!Здесь командам  предстоит отгадать персонажа и автора  книги.

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино) (3 слайд)

Следующая загадка для команды «Читайки»:

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
(Кот в сапогах) (4 слайд)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Гадкий утенок) (5 слайд)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Муха-Цокотуха) (6 слайд)

Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
(Гудвин) (7 слайд)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернила сунул
Деревянный нос?
(Буратино) (8 слайд)

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
(Карабас Барабас) (9 слайд)

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
(Золушка) (10 слайд)

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
(Незнайка) (11 слайд)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка) (12 слайд)

Викторина «Мир детских книг»

Психолог: А сейчас нас ждет веселая викторина! Командам предстоит из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ.

Психолог и логопед по очереди:

  1. Стихи пишет … (писатель, художник, поэт, музыкант)
  2. Из сказок можно узнать о…(волшебных событиях, новостях спорта, рекламе, рецепте приготовления торта)
  3. Листы книги называют…(файлы, страницы, обложки, картинки)
  4. Самуил Маршак – это…(футболист, президент, поэт, композитор)
  5. В сказке «Двенадцать месяцев» главная героиня отправилась собирать…(розы, подснежники, мусор, вещи в дорогу)
  6. Какой персонаж не является героем сказки «Волшебник Изумрудного города»…(Бастинда, Железный Дровосек, Тимошка, Страшила)
  7. Кто из перечисленных не является персонажем былин?...(Алеша Попович, Тугарин Змей, Добрыня никитич, Леонид Якубович)
  8. Кто из перечисленных не волшебник? (Кощей Бессмертный, Дед Мороз, дед Мазай, баба Яга)
  9. Найдите правильное имя литературного героя. (горриПаттер, Ралли Твитер, Гарри Поттер, Гатти Риттер)
  10. Для чтения книг человек не использует…(глаза, руки, мозг, ноги)
  11. У каждой загадки есть…(счастливый конец, отгадка, подкладка, закладка)
  12. Чтобы книга была привлекательной, в нее помещают…(картинки, конфеты, монеты, лотерейные билеты)
  13. А.С. Пушкин написал сказку…(«Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят», «Семь чудес света»)
  14. В какой из сказок главный герой – хлебобулочное изделие? («Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Три медведя», «Колобок»)

Игра «Веселые рифмовки»

Логопед: А впереди у нас новая остановка под названием «Рифмоплет», на которой каждой команде предстоит ощутить себя в роли поэтов. Для этого команды получают слова-подсказки, с помощью которых вы сможете сочинить небольшие стихи. После чего командам предстоит представить свои стихи нашему вниманию. Слова для рифм: ласка – сказка, солнце – оконце, книжка – мальчишка.

Арт-терапия

Психолог: Мы приближаемся к последней остановке нашего путешествия – «Привал». Что означает это слово? Правильно, привал – это отдых и я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть, пока жюри подсчитывает баллы. Перед вами листы ватмана и карандаши. На них вы можете нарисовать сказочный мир в память о нашем путешествии. Здесь могут очутиться ваши любимые персонажи, может быть, цитаты из книг. У каждой команды получится своя коллективная картина. Работайте сообща, и не забывайте соблюдать правила. Приступайте к рисованию. (Звучит спокойная музыка)

Подведение итогов, оглашение жюри результатов конкурсов

Логопед: на этом конкурсы подошли к концу, подведем итоги. Слово предоставляется жюри. Вручение памятных сувениров.

Итог занятия

Логопед и психолог: Вам понравилось наше путешествие? Пусть вас всегда окружают добрые, умные и веселые книги.

Литература

  1. Молчанова Е.Г., Кретова М.А. Речевое развитие детей 5–7 лет в логопункте. – М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Ткаченко Т.А. Слуховое внимание. Логопедические упражнения. М., 2005.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2004.