Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


ИПМ-1

Актуальность темы

- Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

- Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим актуальным становится необходимость искать новые методы и подходы для формирования духовно-нравственных качеств личности ребёнка.

В своей работе я столкнулась с проблемами:

  • потерей нравственных и культурных основ в воспитании школьников и необходимостью воспитания любви к Отечеству;
  • большими возможностями социальной педагогики и отсутствия применения социальной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей;
  • постоянно растущему интересу у педагогов к духовно-нравственному воспитанию и отсутствие достаточного материала в методических пособиях.
  • Поиск решения этих проблем привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности».

ИПМ-2

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей.

Условия формирования опыта:

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъектного нравственного пространства, в котором дети живут: отношение и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Теоретическая база опыта

В своей работе применяю материал сборника «Программы внеурочной деятельности». Реализую свои разработанные программы: «Культура поведения младших школьников», «Программа по ПДД», «Программа внеурочной деятельности» (ФГОС). Программы опубликованы на моём мини-сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/kazakovals). Реализация программы «Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования» (разработана зам. по ОП Колесниковой И.В.) Провожу нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия.

Новизна заключается в том, что программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний, создает высокую мотивацию учения и воспитания, что способствует формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.

Продуктивность опыта

Дети успешно овладевают системой знаний и практическими умениями, повысится уровень интеллектуального и личностного развития ребёнка, сформируются личностные отношения к окружающим, овладеют этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Трудоёмкость опыта заключается в вовлечении всех детей и их родителей в совместный труд учения и воспитания. Нужно заложить такой фундамент духовно-нравственных представлений, который сформирует в дальнейшем высоконравственную личность.

ИПМ-3

Система работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Проблемой моего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников во внеклассной работе. Для решения данной проблемы требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе.

В соответствии с проблемой, я поставила следующие задачи:

- изучить социально-педагогическую литературу по проблеме;

- определить виды духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте;

- разработать программу внеурочной деятельности;

- провести диагностику уровня воспитанности детей класса.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт. Получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

ИПМ-4

Опыт по проблеме «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения тех качеств, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие.

Изучив литературу по проблеме, определив виды духовно-нравственных ценностей, я разработала программу.

Поделюсь опытом работы по реализации программы внеурочной деятельности во 2б классе.

Программа рассчитана на 170 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5 ч в неделю).

Программа состоит из 5 разделов. Каждый из разделов предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности второклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Одна из целей программы внеурочной деятельности – формирование интеллектуальной, нравственной, созидательной личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Предполагаемые результаты реализации программы: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе норах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Первый раздел. «Если хочешь быть здоров - правильно питайся»

Занятия, реализуемые в рамках программы, содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты и исследования, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов, деловые игры, общение с природой), необходимыми для развития навыков ребенка.

Изучаются такие темы: «Поговорим о продуктах», «Давайте узнаем о продуктах. Витамины», «Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания», «Поговорим о кулинарных волшебниках».

Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания.

Задачи:

- закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

Второй раздел. «В гостях у сказки. Волшебный карандаш»

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно-изобразительными средствами; формирование учащихся 2-х классов как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам.

Задачи:

- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- используя волшебные сказки, сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни.

Огромную роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлен качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в «сказочном мире», умение выделять при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одни и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль клубных часов «В гостях у сказки».

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Второклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Третий раздел. «Моя родословная»

Цель: пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

- развить творческие коммуникативные способности у детей;

- привить навыки сотрудничества с другими людьми;

- привить первоначальные умения собирать информацию из различных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проектов.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Ценными помощниками в этой работе являются бабушки и дедушки школьников. Работа по изучению истории семьи содействует объединения детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Учащиеся познакомятся с понятиями: «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

узнают:

- историю возникновения имён и фамилий;

- степени родства в семье;

- о семейных увлечениях и традициях;

- составят «ленту времени» своей жизни;

- родословное древо;

- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

- подберут семейный девиз.

Четвёртый раздел. «Культура поведения и общения»

Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения; освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила, приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?)

Задачи:

- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей;

- развивать у детей внимание к собственной речи и речи собеседника; умение анализировать собственное поведение и поведение собеседника замечать ошибки в своей и чужой речи;

- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

- обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Некоторые темы занятий: «Твоё имя. Будем общаться», «Обращение», «Приветствие», «Я знакомлю разных людей», «Поздравление и пожелание», «Извинение и ответ на него», «Жалоба и утешение», «Благодарность и ответ на ее», «Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника» и др.

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Пятый раздел. «Я – исследователь»

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка. Она стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а также ведёт ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

В течение этого времени мы все познавали окружающий мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Результаты внеурочной деятельности

Апробация данной программы показала, что мои ученики приобрели знания об этике и эстетике повседневной жизни, об основах здорового образа жизни, об истории своей семья и Отечества, о правилах групповой работы, научились сдерживать свои эмоции. Кроме того, они отличаются своей целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Дети легки в общении, деятельны, не боятся проблем – смело берутся за их решение. Школьники приобрели опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются: хорошее отношение ребёнка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Мои дети активные участники конкурсов и олимпиад различного уровня. Результаты можно увидеть на нашем мини-сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/site/lyuboznatelnye).

Подробное описание опыта (презентацию) можно посмотреть на моём мини-сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/kazakovals).

ИПМ-5

Преемственные связи в работе по духовно-нравственному воспитанию

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать наш мир еще лучше.

Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависит от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа. В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций и др. Таким образом, духовно-нравственное воспитание тесно связано с гражданским, патриотическим, эстетическим, трудовым, а также с социальной активностью.

Проблема преемственности – одно из важнейших проблем непрерывного, одно из главных условий его успешного осуществления. Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно потому, что при переходе ребенка из детского сада в школу резко меняются условия его жизни. Исходя из этого, я разработала программу «Мои проекты», где отразились основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками и младшими школьниками.

Наша работа по преемственности между детским садом «Снежинка» и начальной школой №2, которую мы проводили по формированию у детей творческих и интеллектуальных способностей, показала, что когда преемственность осуществляется, то дети чувствуют увереннее, перейдя из групп детского сада в школу. Они испытывают состояние комфортности на многих уроках.

Применение в работе преемственности показывает как велико ее значение во всестороннем развитии детей, ее значение для подготовки детей к школе.

ИПМ- 6

Воспитательная работа

Воспитание – составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

  • добрый, не причиняющий зла живому;
  • честный и справедливый;
  • любящий и заботливый;
  • трудолюбивый и настойчивый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
  • смелый и решительный;
  • свободолюбивый и ответственный;
  • самостоятельный и законопослушный;
  • чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
  • бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
  • патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России);
  • толерантный (уважающий других, не похожих на него).

Постоянное и неизменное проявление этих качеств у ребёнка – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в нашей школе разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. План воспитательной работы составлен по следующим направлениям:

- добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые);

- страна граждан (гражданско-патриотическое воспитание);

- труд для себя и для других (воспитание трудолюбия, способности к познанию);

- здоровье тела и духа (воспитание здорового образа жизни);

- природа – наш дом (экологическое воспитание);

- красота спасёт мир.

Работа по данным направлениям воспитания предполагает осуществление добрых дел и такие уровни осмысления ребёнком ценности, как слова и дела.

Была проведена сравнительная диагностика уровня воспитанности учащихся.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что умело организованная работа классного руководителя, даёт положительные результаты в воспитании духовно-нравственных качеств, в сплочении детского коллектива. Я уверенна, что мои дети не останутся равнодушными к тому, чем живёт Родина, её люди, к их героическим подвигам, всегда откликнутся и придут на помощь.

Список литературы

  1. Сборник «Программы внеурочной деятельности». - Самара, 2011.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Багашев А.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи (статья): Воспитание школьников, 2008.
  4. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 2000.
  5. Волков Л.Б. Гуманистическое будущее России (текст). Ю.Г.Волков. Социально-гуманитарные знания. 2000.
  6. Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
  7. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2003.
  8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. М.: Просвещение, 2000.
  9. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. М.: Экзамен, 2007.