Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Ключевые слова: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, цианобактерии, паразиты, сапрофиты


Предмет: биология.

Класс: 5.

Учебник: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс, В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2015.

Цель урока: сформировать представления о бактериях как об особом Царстве, об их строении, жизнедеятельности, разнообразии.

Задачи:

  • Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.
  • Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
  • Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Личностные УУД:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
  • сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
  • разнообразие и распространение бактерий;
  • отличия бактерии от других  живых организмов.

уметь:

  • рассказывать о строении бактерий;
  • объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
  • объяснять смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Личностные:

  • обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию  и самообразованию;
  • ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

  • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • выдвигают простейшие гипотезы;
  • выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • работают с информацией и преобразуют её;
  • находят причинно-следственные связи;
  • оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Основные понятия: бактерии, сапротрофы, паразиты, спора, цианобактерии.

Ресурсы:

  • основные: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран,  учебники, тетради.
  • дополнительные:  ЭОР (ЦОР): рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии»,  таблица  «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям»,  «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания в виде тестов и схем.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый;
  • Дополнительные:
    • словесные (беседа, диалог);
    • наглядные (работа с рисунками, схемами);
    • практические (составление схем, поиск информации);
    • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения.

Технологическая карта урока

Этапы урока,
время (мин)

Основное содержание деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1. Организационный момент

Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Вспомните:
1) У каких организмов тело не состоит из клеток?
2) На какие царства организмов делят живой мир?
3) Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.
Обобщают полученные ранее знания о клетке, о процессах жизнедеятельности, о признаках живого.

3. Изучение новой темы 1. Общая характеристика бактерий.
Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?».
Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами:
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дать определение бактериям и науке, изучающей бактерии.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html
Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии?

Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий.
Изучают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности.
Работают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради.
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий.

Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
И
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg

  2. Строение бактериальной клетки.
Учитель  предлагает проанализировать текс т учебника на с.53 и рисунок 29 «Строение клетки бактерии».
Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей.

Работают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради.
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий

  3. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
И
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg

Заполняют в тетради схему  «Формы бактерий». После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.53 о распространении  и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях.
Зарисовывают рисунок бактериальной клетки в тетради и подписывают её части.

Анализируют текст учебника с. 53-54 о типах питания бактерий, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf
Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm
Далее учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf
После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

 

Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

Находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.

4. Физкультминутка

Учитель показывает упражнения физкультминутки:
Поработали!? Устали? На зарядку быстро встали!
Поднимает руки класс – Это раз.
Повернулась голова – Это два!
Руки вниз – вперед смотри – Это три!
Руки в стороны пошире разверни – на четыре!
Сильно их к плечам прижать – Это пять!
Классу тихо, молча сесть – Это шесть.
Все! Зарядка коротка, отдохнули мы слегка!

   Повторение упражнений

5.
Закрепление изученного материала

 Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/
и задания в виде схемы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.
Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания  и задание – схему строения бактерии

6. Итоги урока.
Рефлексия

Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом
Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты

 Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке,
Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом.
Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке

7. Домашнее задание

Объявляет домашнее задание.
- §11 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфов;
- заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»;
- подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле

 Записывают домашнее задание