Урок письма. Тема урока: «Письмо букв й, Й». 1-й класс. УМК «Гармония»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: научить писать буквы Й, й; слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением, закрепить умение писать под диктовку, списывать с печатного текста.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.

Познавательные:наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й; самостоятельно находить нужную информацию в материалах прописи, использовать её для решения учебно-познавательных задач; понимать и выполнять задания, представленные графически.

Регулятивные: осваивать способы написания и соединения письменных букв; контролировать процесс письма и оценивать свою работу.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); уметь объяснять свои действия (способ написания).

Оборудование:

  • Н. Кузьменко: Наглядные пособия к урокам обучения грамоте и русского языка по учеб. "К тайнам нашего языка": 1 класс.
  • Презентация к уроку, подготовленная на основе материалов сайта: http://umk-garmoniya.ru/ Электронное сопровождение к прописи "Хочу хорошо писать". 1 класс.

Этапы урока

Здоровьесберегающее сопровождение

I. Мобилизующий этап

 - Улыбнемся друг другу. Мы погружаемся в фантастический мир урока.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

 

Установление эмоционального контакта с детьми, настрой на работу.

1. Речевая разминка. (Приложение 1. слайд 1)

- Посмотрите на экран. Вставьте в слова одну и ту же букву и объясните значение каждого слова.
(1. В слова нужно вставить букву «й», получим слова: майка, йод, зайка, чайка. 2. Майка – это одежда, йод – это лекарство, чайка – это птица, которая обитает на водоёмах, зайка – это уменьшительно – ласкательное к слову заяц)

Использование приёма оформления рабочего пространства позволяет расширить замкнутую «среду обитания» ребёнка.

- Из данного ряда исключите одно слово по трём признакам. (Из данного ряда можно исключить слово «йод», т.к.
1) в нём три буквы, а в остальных словах – пять,
2) в этом слове буква «й» стоит в начале, а в остальных словах в середине,
3) в этом слове один слог, а в других словах три)

2. Звуковой анализ, выделение звука, мотивация освоения письменной буквы.

- Открыли прописи. Рассмотрите рисунок и схему на странице 26, вверху слева.

Схема написана на доске.

- Какое из оставленных слов подойдёт к схеме? Какой звук выделим? (третий).

- Произнесите слово шёпотом, выделите звук, дайте ему характеристику. Какой буквой обозначим?

- Сможем написать под схемой? (да – нет: ответы могут быть разные)

- Почему? (мы не умеем писать строчную букву й)

3. Постановка учебной задачи.

- Какова же наша первая учебная задача? (научиться писать строчную букву «й»)

- Зачем? (для того, чтобы обозначать звук [й], когда он стоит в конце слова и в середине перед согласным)

Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

II. Физкультурная минутка.

- Подготовим пальчики для работы.

Упражнение для пальчиков.

«Пальчики здороваются»
— соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).
— соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.),а затем «крепкое рукопожатие» — надавливание подушечек пальчиков.

Самомассаж кистей и пальцев рук: растирание ладоней шестигранным карандашом с по­степенным увеличением усилий.

III. Освоение строчной буквы.

1. Анализ образца буквы. Тренировка в написании.

Вывешивается образец строчной буквы й. (приложение 2)

- Из каких элементов состоит?

Дети называют элементы. (слайд 2)

- На какую букву похожа? Чем отличается?

- Сможете самостоятельно написать букву?

- Объясните начало письма, пользуясь голубой стрелочкой. (ответы детей)

 

Самостоятельная запись буквы: по серому шрифту, по пунктирной линии. Дети обводят буквы, учитель просит учащихся первых справившихся с заданием высоко-высоко поднять руку.

- А теперь - три раза самостоятельно.

- Из самостоятельно написанных букв выберите лучшую, зажгите над ней жёлтым карандашом маячок, который будет показывать правильное направление в пути. Ориентируясь на этот маячок, допишите такие же правильные, красивые буквы до конца строки.

2. Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту.

Снятие статической напряжённости мышц.

Все сочетания написаны на доске цветным мелом.

- Рассмотрите первую букву й. Есть ли чёрточка для вписывания элемента? (нет). Почему?
(во-первых, эта буква может быть словом, а во – вторых, бывают слова, в которых буква «й» будет последней, например, чёрный, белый.)

- А существует слово «й»? (нет) Почему? (нет значения). Значит, подойдёт первое объяснение? (нет)

- Смотрим на следующую букву. Соединение какое? (нижнее). Какие буквы допишем? (я, м, л)
(учитель пишет на доске с комментированием)

- Следующее соединение какое? (верхнее) Буквы?

- В следующем соединении какую букву можно добавить? (о, а, э, с). Выберите одну, напишите самостоятельно.

- Рассмотрите сочетания на следующей строке. Какое соединение? (верхнее) Напишите самостоятельно, добавив соединение.

- Можно ли два последних сочетания назвать слогами? Почему? (в них нет букв гласных звуков)

3. Письмо слов под диктовку.

- Мы потренировались в письме буквосочетаний, теперь попробуем себя в письме слов.

Элемент цветотерапии. Учитывается способность психологического воздействия цвета на ребёнка.

Слова развешаны по классу, напечатаны на цветной бумаге: (Приложение 3)

После задания учителя дети находят слово в классе и пытаются дотянуться до него на расстоянии. Один ученик выходит к доске и записывает прописными буквами, остальные работают в прописи (стр.26, нижние свободные строчки.

- Это название весеннего месяца. Идёт он после апреля. (май)

- Этот материал мы используем для соединения деталей на уроках технологии. (клей)

- Небольшое скопление птиц. (стайка)

- Обратите внимание на место буквы «й» в слове. Когда она пишется? (в конце слова, в середине слова, перед буквой согласного звука)

Происходит переключение зрения в режим поиска, снятие напряжения с глазодвигательных мышц. Увеличение двигательной активности.
Элемент цветотерапии.
Используются организационные возможности цвета.
КРАСНЫЙ – стимулирует мозг, активизирует все функции организма.
ЖЁЛТЫЙ – стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности, успокаивает слишком возбуждённое состояние.
ЗЕЛЁНЫЙ – улучшает кровяное давление, успокаивает пульс, умиротворяет.

IV. Освоение заглавной буквы.

1. Мотивация освоения письменной буквы.

- Вспомните слово, которое мы исключили в начале урока. (йод)

- Придумайте предложение. (Дети придумывают предложения. Если не будет предложения, которое начинается со слова «йод», то учитель говорит своё.)

- Послушайте моё: «Йод – это лекарство».

- Сможем мы его записать? Почему нет? (мы не умеем писать заглавную букву)

- Значит, какова вторая учебная задача? (научиться писать заглавную букву Й)

- Зачем? (чтобы мы смогли записывать предложения)

2. Анализ образца буквы. Тренировка в написании.

Вывешивается образец заглавной буквы Й.

- Из каких элементов состоит? Обведите их по серому шрифту. На следующей строке три раза запишите самостоятельно. Зажгите маячок.

 

(дети пишут буквы, учитель просит учащихся первых справившихся с заданием высоко-высоко поднять руку, пытаясь дотянуться до потолка).

2. Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту.

- Ориентируясь на наш маячок напишем буквосочетания.

- Первое соединение? (нижнее). Самостоятельно допишите букву. Какие буквы написали?

- Второе соединение? (верхнее) С какой буквой? Напишите.

- Первое соединение с буквой «о»? (нижнее) Как напишем? (показ в воздухе)

- Второе соединение с буквой «о»? (верхнее) Как напишем? (показ в воздухе)

Снятие статической напряжённости мышц.

V. Закрепление письма строчной и заглавной букв.

1. - Отгадайте загадку

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.

- О каком шарике идёт речь? (о воздушном)

- А какой ещё может быть шарик? (на слайде поочерёдно появляются шарики)

- Прочитайте, что написано в прописи. (предложение)

- Понятно ли оно вам?

- Какое задание будем выполнять? (мы будем списывать предложение)

- Мы уже списывали на прошлых уроках. Сейчас мы уточним, как это нужно делать. Но сначала немного отдохнём.

 

Поддержка умственной работоспособности и активности учащихся в последней фазе урока с помощью занимательного материала.

VI. Упражнение перед самостоятельной работой.

(Развитие межполушарного взаимодействия. Упражнение синхронизирует работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания).

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь. Дети выполняют движения - сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками - вместе с учителем, затем по памяти (8-10 повторений). В затруднительных случаях учитель советует ребенку произносить команду вслух или про себя: «Кулак-ребро-ладонь».

2. Списывание с печатного текста. (Используются карточки из комплекта наглядных пособий для 1 класса «Как списывать»)

– Что нужно сделать в первую очередь, чтобы списать слово или предложение? (Прочитать, понять его и повторить, чтобы запомнить.)
(слайд 3)

- Повторите это предложение, чтобы запомнить. (Предложение хором повторяется, карточка №1)

- Какие «опасные места» есть в предложении? (Большая буква в начале предложения и в имени мальчика, пробелы между словами.) Подчеркните их в прописи, а я в презентации. Найдите ударный слог в каждом слове, укажите ударение и поставьте точки под буквами безударных гласных звуков. (карточка №2)

- Прочитайте слова предложения так, как они написаны. (Слова читаются хором орфографически (карточка №3))

- Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (карточка №4)

- А теперь закройте напечатанное в прописи предложение, положив на него полоску.

- Запишите предложение по памяти, диктуя себе так, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (карточка №5)

- Кто записал предложение, скажите, что нужно сделать после того, как работа выполнена? (Проверить.)

- Верно. (карточка №6, в которой видны дуги, обозначающие слоги.)

- Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано предложение? (Чтобы проверить, все ли звуки верно обозначены буквами, сначала нужно прочитать каждое слово по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги.)

- Выполним это действие, не открывая предложения.

- На что ещё нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные чёрточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных гласных звуков)

- Снимите полоску бумаги с предложения и сверьте ваши записи.

- Если всё получилось, отметьте свою работу знаком «+».

 

VI. Подведение итогов урока.

- Итак, наш урок подходит к концу.

- Дайте характеристику новому звуку. Какими буквами обозначим? Какие буквы мы допишем после схемы? (Й, й).

- Когда же пишется буква «й»? (в конце слова, после буквы согласного звука)

 

 

V. Рефлексия.

- К нам на урок тоже залетели шарики.

 - Если вам было интересно и комфортно, закрасьте шарик зелёным цветом, если было не очень интересно – желтым, если скучно и трудно – красным.

- Покажите свои шарики.

- Молодцы!

 

Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Список литературы

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед.
  2. Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед.