Формирование здорового образа жизни детей и подростков: инновационные оздоровительные и физкультурно-спортивные технологии в действии

Разделы: Дополнительное образование


В последнее время все большую значимость приобретает проблема сохранения здоровья у обучающихся. Одна из приоритетных задач каждого тренера, преподавателя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Важная роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных направлений как шейпинг, фитнес, аэробика, а также применение нетрадиционных неспецифических оздоровительных средств - это самомассаж, релаксация, дыхательные упражнения. Становится очевидным, что старые формы физической культуры утратили свою актуальность, исчерпали ее базовые ценности. Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре [1]. Знание инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий – это возможность переосмыслить, перепрограммировать тренерскую деятельность. Инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования, но важно, чтобы тренер-преподаватель больше времени уделял тому виду спорта, в методике преподавания которого он разбирается лучше.

Среди основных инновационных технологий выделим спортивно-ориентированное физическое воспитание. Инновации, в рамках которых развиваются педагогические технологии формирования ЗОЖ, являются результатом научных поисков и передового педагогического опыта тренеров-преподавателей. Это можно рассматривать, как систему учебно-воспитательного и тренировочного процесса, методы, средства, приёмы, закономерности и принципы их организации и реализации. Процесс внедрения этих технологий предусматривает, прежде всего, повышение педагогического профессионализма, формирования информационной культуры тренера-преподавателя, как специалиста физического воспитания. Тренер-преподаватель демонстрирует свой профессионализм, если использует в своей работе технологии проблемного, развивающего, модульного, игрового обучения, а так же личностно-ориентированного обучения. На практике модель инновационного развития оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий содержит следующие модули:

  • обобщение предметных знаний профессиональных технологий, т.е. формирование инновационного мышления;
  • создание новых знаний и умений;
  • мониторинг популярных инновационных технологий с последующим применением их на практике.

Физкультурно-оздоровительные технологии могут осуществляться по самым разным направлениям, рассмотрим их на примере одного из самых популярных восточных единоборств – Киокушинкай каратэ, которое вот уже 20 лет развивается в молодёжно-подростковом клубе «Карат» Центра «Эдельвейс». Яркие образы бойцов, которые умело, мощно и эффективно демонстрируют приёмы атаки и защиты, находят выход из любых сложных ситуаций – обычно это первый стереотипный образ при слове «каратэ». В настоящее время Киокушинкай каратэ – это в первую очередь формирование здорового образа жизни у детей и подростков. Позитивные внутренние установки детей на активные занятия спортом, создание устойчивой внутренней мотивации к здоровому образу жизни и категорическому неприятию вредных привычек – вот основные показатели работы тренеров-преподавателей, их вклад в общественно значимую деятельность по сохранению здоровой нации.

Каратэ Киокушинкай – это система прикладных упражнений, цель которых не только выработать навыки самообороны, но и обеспечить безопасность жизнедеятельности занимающегося во всех её аспектах (оздоровительном, закаливающем, развивающем, тренирующем), и как система включает в себя:

  • комбинацию всех видов физической тренировки (силовая, изотоническая (статодинамическая),  стретчинг, аэробная, дыхательная);
  • средства психологической коррекции (релаксация, медитация, настрой);
  • средства физиотерапевтического воздействия (массаж, сауна, бассейн и др.);
  • гигиенические (очищающие и закаливающие) мероприятия;
  • организацию рационального питания;
  • методы контроля физического развития и функционального состояния.

Способы организации обучения, воспитания и развития в каратэ постоянно развиваются, дополняются, дифференцируют и интегрируют. Рассматривая дифференциацию каратэ можно выделить его производные: каратобика, сольные композиции из комплексов ударов, оздоровительные дыхательные системы, упражнения на укрепление суставов, мышц и сухожилий, специализированная психологическая подготовка для разных видов деятельности.
Коротко о содержании инновационных технологий в тренировочном процессе в МПК «Карат». Работа с детьми в клубе начинается с комплектования групп. Наш девиз в работе «Лучше не дотренировать, чем перетренировать». Набранных детей группируют по возрасту и их физическим данным. К сожалению, статистика общего состояния здоровья детей и подростков информирует, что каждый третий учащийся страдает различными заболеваниями. Поэтому проблема укрепления общего состояния организма ребёнка является важнейшей задачей тренера. После первого месяца занятий на щадящей нагрузке ознакомительного характера дети направляются в специализированный физкультурный оздоровительный диспансер.

Специалисты физдиспансера проводят общее медицинское обследование, которое позволяет определить индивидуальные особенности каждого ребёнка и предопределяется уровень нагрузки, согласно состоянию здоровья. Общепринятые требования к медицинским обследованиям спортсменов предусматривают контакт с врачами два раза в год. Рекомендации врачей позволяют внести коррекции в текущие планы учебно-тренировочных занятий. Проведённые встречи с родителями позволяют включить дополнительные ресурсы контроля за развитием ребёнка. После прохождения медицинского освидетельствования,  дети определяются в группу спортивного оздоровления, 15-20 человек. Этот «первый» уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки, ребёнок переводится на следующий уровень, группу с занятиями повышенной сложности, где занятия строятся на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности (участие в УТС, турнирах, соревнованиях, первенствах) [2].

Тренеры-преподаватели МПК «Карат» реализуют два направления развития личности спортсмена. Первое – традиционное. Здоровый образ жизни через долговременное изучение основ и деталей Киокушинкай каратэ. Второе – спортивное. Спортивные результаты, выполнение разрядов и званий.
Занятия построены таким образом, чтобы воспитанники сами находили нужные решения. Тренер подаёт информацию кратко, доходчиво, задания произносит на японском языке (например: «дзенкуцу-дачи идо-гейко сейкен-чудан-цуки», что означает передвижение в стойке «лучника» с ударом кулаком в корпус соперника), а спортсмены, даже самые маленькие, прекрасно понимают японскую терминологию, и успешно выполняют задания, опираясь на свой спортивный, боевой  опыт, знания и понимание темы (программы Киокушинкай каратэ). При этом тренер неустанно  акцентирует внимание спортсменов на их индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной задачи, помогая проявлению творческих способностей, убеждая в ценности использования полученных знаний. Зачастую на  занятиях по Киокушинкай каратэ звучит  музыка, это нововведение  очень нравится детям, его влияние на психоэмоциональную сферу и создание благоприятного настроя неоспоримо.

Для работы с детьми, пришедшими заниматься Киокушинкай каратэ в МПК «Карат», создаются все необходимые условия: комфортная среда, наличие спортивного инвентаря. Детям доступны увлекательные дидактические материалы – видео, фото, журналы, книги. На тренировках применяются  современные упражнения, спортивные игры, и главное - осуществляется неусыпный контроль по отсутствию травматизма.  Успешное выполнение педагогических задач реализуется следующим образом:

  • Повышение квалификации каждого тренера-преподавателя, профессиональная переподготовка  не только в учреждениях образования, но и на учебно-тренировочных сборах (УТС) российского и международного уровня;
  • Установление контакта с каждым родителем для получения информации о ребёнке, создания родительских советов и организации контроля за поведением;
  • Проведение инструктажей по технике безопасности – передача родителям и  детям знаний о правильном поведении в клубе, на тренировке, занятии, клубном мероприятии;
  • Регулярное проведение лекций, бесед, всеобучей, семинаров, викторин о физической культуре,  здоровом образе жизни, элементарных теоретических знаний по анатомии и гигиене;
  • Осуществление контроля физического развития детей (постановка на учёт, медицинское освидетельствование (экспертиза) детей в физкультурном диспансере);
  • Осознание ребёнком ценностей коллектива и своего места в нём;
  • Преемственность поколений  в клубе - «Старший – младшему пример»;
  • Мотивация интереса детей к ежедневным занятиям спортом, желанию укреплять свое здоровье, заработать чёрный пояс по Киокушинкай каратэ;
  • Участия в турнирах по Киокушинкай каратэ и УТС.

Ожидаемые конечные результаты просты и понятны:

  • Сохранение контингента детей, а также увеличение их численности;
  • Формирование  доступности, привлекательности здорового образа жизни и занятий Киокушинкай каратэ среди детей и подростков;
  • Высокое  качество и результативность учебно-тренировочной деятельности;
  • Повышение  имиджа МПК «Карат» не только в городе и области, но и в России.

Система применения инновационных педагогических технологий в работе тренера-преподавателя создает максимально благоприятные условия для раскрытия физических и духовных способностей ребенка, обеспечивает реализацию полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры детей [2].

Список источников информации

  1. Степанов C.В., Головихин Е.В.. Учебник по каратэ «Единоборства как средство развития личности» - Екатеринбург: ООО Универсальная Типография «Альфа Принт», 2018.
  2. Ульянова И.С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 42-49.