Педагогический проект «Радуга жизни». Игра как активный метод формирования понятий здорового образа жизни

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.

«Не может быть педагога, который не умел бы играть.»
А.С.Макаренко

Актуальность

Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% - от экологии, на 10% - от медицинского обслуживания и на 10% на него влияют все другие факторы. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Поэтому данная проблема вызывает особую тревогу у педагогов и сотрудников образовательных учреждений.  Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об Образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Задачи педагога - прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Согласно современным представлениям, целью образования   является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей  и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. К сожалению, в последнее десятилетие во всем мире наметились тенденции к ухудшению здоровья подрастающего поколения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение детей.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы,  химические пищевые добавки, добавленные в продукты питания, некачественная вода, накапливающиеся в обществе недовольства, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь немногие факторы, агрессивно воздействующие  на  здоровье младшего школьника.

Разрешить эти проблемы представляется через:

- внедрение системы валеологического образования и воспитания детей;

- формирование  детей осознанного отношения к своему здоровью;

- организацию системного взаимодействия между педагогами, родителями, детьми по формированию навыков здорового образа жизни.

Одним из действенных аспектов  формирования представлений о важности здоровья и ведения здорового образа жизни является  игровая технология. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребёнка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенно взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей деятельности. Игра есть средство познания действительности и рассматривается как:

1) особое отношение личности к окружающему миру;

2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

3) социально заданный ребёнку и усвоенный вид деятельности (или отношение к миру);

4) особое содержание усвоения;

5) деятельность в процессе, которой происходит развитие психики ребёнка;

6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, получаемых на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, а интеллектуальных играх.

Игра для школьников начальных классов – это огромное окно, через которое вливаются в душу ребенка понятия и представления об окружающем мире.... 

Проблема: В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие младших школьников.

Объект:  Педагогический процесс, направленный на активное формирование осознанного  отношения к здоровому образу жизни у младших школьников через игру.

Предмет: Игры как педагогические условия, формирующие осознанное отношение младших школьников к здоровому образу жизни как залогу счастливой жизни.

Цель: Создание  условий, необходимых для активного формирования у младших школьников осознанного  отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.
 
Задачи:

1. Изучить современные здоровьесберегающие технологии, в том числе, игровые, их основное содержание, принципы и направления использования в начальной школе.

2. Разработать методику применения игровой  технологии.

3. Разработать систему взаимодействия педагогов, медицинского работника и работников школьной  столовой  МБОУ СОШ № 4, родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

4. Создать медиа-коллекцию детских и учительских презентаций по темам здоровьесбережения и приобщения детей к ЗОЖ, ознакомления учащихся начальной школы  с представлением о здоровом образе жизни.

Участники проекта: обучающиеся 1 б класса, учитель, родители, медработник школы.

Гипотеза. Если относиться к своему здоровью как к ценности, то жизнь заиграет разными красками, всеми цветами  радуги.

Этапы и сроки реализации проекта

Информационно-аналитический: сентябрь - октябрь

  • Изучение литературы по теме.
  • Диагностика детей.
  • Анкетирование родителей.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, материалов и использованием ИКТ, проектов.
  • Разработка плана мероприятий, занятий, составление конспектов.

Основной: ноябрь–апрель

  • Внедрение игровых элементов по здоровьесбережению в жизнь первоклассников.
  • Включение в образовательную деятельность системы валеологических игровых моментов.
  • Практические занятия с родителями, а также ряд мероприятий совместно с родителями, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни.

Аналитический: май

  • Диагностирование уровня сформированности понятий о здоровом образе жизни у обучающихся в конце первого года обучения.
  • Анализ уровня заболеваемости детей за год.
  • Анкетирование родителей, круглый стол.

 Ожидаемые результаты

  • Эффективное использование игровой технологии для создания здоровьесберегающей среды.
  • Сформированность представлений о составляющих компонентах здоровья и осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  • Снижение уровня заболеваемости у младших школьников.
  • Повышение уровня  здоровьесберегающей  культуры.
  • Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

Оценка риска

  • Недостаточная материально-техническая база образовательного учреждения.
  • Низкий уровень здоровьесберегающей культуры в семьях младших школьников.

Формы реализации проекта

  • Игры, игровые моменты и ситуации здоровьесберегающей направленности.
  • Занятия в рамках Программы  внеурочной деятельности «Здоровое питание».
  • Спортивные состязания, совместные с родителями  походы на  природу.

Направления работы

Процесс формирования понимания ценности здоровья  осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (игровую).

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

В ходе исследования данной проблемы была выработана схема формирования представлений о здоровье и здоровом образе. Работа строится по авторской схеме «Радуга жизни»:

  • Красный – комфорт, красота
  • Оранжевый – образ жизни
  • Желтый  – желание (быть здоровым, успешным)
  • Зеленый – здоровое питание. Правильное питание – основа здоровья      
  • Голубой – гигиена
  • Синий – состояние счастья
  • Фиолетовый – физическое здоровье

Все эти показатели составляют понятие здоровый образ жизни. Каждый спектр радуги имеет большую значимость для человека. 

Красота внешняя и духовная дает внутренний комфорт, а значит,  дает возможность гармонично развиваться в обществе.

Образ  жизни  (правильный) предполагает  долголетие.

Желание быть здоровым ведет человека к познанию самого себя, своих потребностей и возможностей.

Просветительская работа с детьми:

- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма;

- классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила закаливания, о вредных привычках.

Здоровое питание – неотъемлемая часть здорового образа жизни. Именно здоровая пища позволяет сохранять организм здоровым и крепким.
Поэтому важно вести работу по:

- организации горячего двухразового питания учащихся;

- профилактике простудных заболеваний.

Гигиена – обеспечивает  здоровье и работоспособность человека. Это наука, которая изучает влияние среды  и условий проживания человека на его здоровье, а также отношение других людей (чтобы им было приятно находиться рядом с вами).

Состояние  счастья. Если человек здоров физически, духовно, состоит в гармонии с собой и обществом, то он умеет радоваться  жизни, испытывать счастье.

Физическое здоровье – очень важная составная часть здоровья.  Это основа полноценной жизни, дающая возможность человеку проявлять себя во всех сферах жизнедеятельности. Движение – это жизнь.

Виды работы:

- организация и проведение спортивных мероприятий

- организация и проведение динамических прогулок 3 раза в неделю и игр на свежем воздухе в любое время года ежедневно

- физкультурные минутки на уроках

- организация спортивных перемен

- занятость в кружках и секциях

- экскурсии, походы

- Дни здоровья

Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни

Подвижные игры на свежем воздухе.

В силу своего возраста (младший школьный) дети подвижны и активны. Поэтому игры на воздухе - прекрасное средство организации досуга, а также формирования представлений о том, что движение – это жизнь!

- Развитие ловкости, быстроты реакции и движения;

- Игровые упражнения на тренировку дыхательной системы;

- Тренировка в беге, прыжках.

Игры с правилами.

Способствуют  отработке правильных элементарных представлений об окружающем мире, закладываются основы последующего формирования мировоззрения, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей о здоровом образе жизни. Чтобы выполнить в подвижной игре (в том числе, подвижной) ту или иную роль, ребенок должен перевести свое представление в игровое действие. Как правило, такие игры богаты сюжетами и двигательными действиями, что помогает решать задачи не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила поведения и общения, что позволяет в дальнейшем строить отношения в коллективе и чувствовать душевный комфорт.

Ярко выраженная в играх с правилами деятельность создает благоприятные условия для укрепления здоровья, повышает эффективность оздоровительных факторов.

- «Третий лишний»;

- «Два мороза»;

- «Волк во рву».

Профилактическая игровая гимнастика

Обеспечение оптимального развития детей через организацию игровых гимнастик с разной целевой направленностью:
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- улучшение осанки
- простой самомассаж

Личная гигиена

Важной составляющей здорового образа жизни является личная гигиена. Для того, чтобы всегда быть и выглядеть чистым, аккуратным, чувствовать себя уверенно в любой ситуации, необходимо формировать комплекс навыков по соблюдению правил личной гигиены, ежедневно их закреплять.

- Упражнения «Кто, кто в зеркале моем?»

- «Откройте ротик, покажите зубки»;

- В салоне модных причесок;

- «Прогулка по зоопарку» и.т.д.

Сюжетно-ролевые игры

Помогают ребёнку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы здоровья, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, даёт возможность поупражняться в различных типах поведения, учить людей контролировать чувства и эмоции.

- «На приеме у врача»;

- «Магазин здоровья»;

- «Кто на помощь придет?»

Дидактические игры

Во время проведения комплекса дидактических игр происходит процесс закрепления знаний первоклассников о здоровом образе жизни, формируется навык осознанного их использования в повседневной жизни.

- «Где живет здоровье?»;

- «Кого укусил комарик?» (осанка);

- «Доброе животное» (дыхание);

- «Угадай, кто позвонил?» (слух);

- «Чрезвычайные ситуации»

Физкультминутки, динамические паузы

Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе являются динамические паузы и физкультминутки.

Физкультминутки снимают утомления, активизируют мышление детей, повышая умственную работоспособность. Для снятия напряжения и усталости используются веселые зарядки под музыку, танцевальные упражнения. Особенно полюбились первоклассникам видеоролики с комплексом упражнений под музыку с главными героями Панды и лягушонка Ква. Эти физминутки направлены на  укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности  функциональных ресурсов организма, оптимизацию двигательной активности детей.

Учитывая тот факт, что в классе 20 % обучающихся с проблемами зрения, во время физминуток проводится гимнастика для глаз с использованием ИКТ и мультимедийных ресурсов.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами, выполняется с помощью мультимедийной системы. Такая гимнастика сохраняет зрение детей, помогает им настроиться на учебную деятельность, вызывает у них приятные эмоции.

Гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение, чо способствует релаксации, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Для таких упражнений применяются различные ориентиры на экране. Их применение позволяет детям сосредоточить взгляд на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, при этом не напрягая зрение. Все это способствует улучшению координации движения глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение.

Работа с семьей, родителями

Огромную роль в воспитании детей играет семья, в которой находится ребенок, и, конечно, личный пример старших – родителей, бабушек и дедушек. Как они относятся к своему здоровью, так и их дети будут вести в будущем. Поэтому немаловажно вести беседы с родителями, организовывать совместные мероприятия, спортивные соревнования и конкурсы, походы  на природу.

Пропаганда здорового образа жизни.

  • Консультации.
  • Индивидуальные беседы.
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Распространение буклетов.
  • Выставки.
  • Проведение совместных мероприятий.

Таким образом, проект «Радуга жизни» показал, что здоровье человека – одна из предпосылок счастья и полноценной жизни. Самое ценное для человека – ни богатство, ни слава, а здоровье.

Распространение результатов

  • Обсуждение проекта и способов его реализации на методическом объединении учителей начальных классов.
  • Выступление на педсовете с результатами внедрения игровой технологии в образовательный и воспитательный  процессы.
  • Представление результатов диагностики на родительском собрании.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Источники информации

  1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.   
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  5. Сухарев А.Г“Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  6. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  7. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.