Роль учебного проектирования в формировании учебно-деятельностного подхода в современной школе

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Учебное проектирование является инновационной, актуальной темой в современном учебном процессе. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.

Проектной работой мы занимаемся ежедневно, но даже не задумываемся над этим. В обычной жизни каждый из нас сталкивается со множеством проблем, в которых необходимо выбирать путь и решать различные ситуаций. В этом нам помогает умение продумать действия, предположить результаты, сделать выбор способа решения проблемы, избежать по возможности ошибок.

Широкое научное понимание данного вопроса включает в себя:

- умение видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон);

- умение выдвигать гипотезы (умение предвидеть события,  перспективу дальнейшего их развития);

- умение  ставить вопросы и находить на них ответы;

- поиск информации по теме;

- ориентировка в информационных источниках.

Под проектной работой понимается самостоятельно совершенное исследование с анализом результатов, с предоставлением выводов и разработкой рекомендаций.

Проектирование в образовании - черта нашего времени. Оно применяется на различных уровнях: от Министерства до самой маленькой школы. Введение новых Федеральных Государственных  Образовательных Стандартов – это не что иное, как проектирование будущего нашей страны. На уровне образовательного учреждения идёт проектирование решения конкретных программ развития данного учреждения на определённый период, обязательно с предполагаемыми результатами. Целью проектирования становится развитие образования, инновационная работа в системе - это не что иное, как проектирование совместной  деятельности всех субъектов образования.

Научить проектировать свою деятельность, работать в соавторстве с другим человеком, предопределять результат и совершать ряд действий – навыки, которые будут необходимы всю жизнь.

В современном мире понятие проектирование стало очень объёмным. Если раньше это понятие широко применялось в архитектуре и строительстве, то сейчас оно экологическое, социальное, инженерно-психологическое. Технология проектирования осваивается человеком в самых различных сферах жизни в зависимости от профессиональной деятельности.  Проекты пронизывают нашу жизнь в ускоренном темпе: на телевидении, в медицине, в образовании, в бизнесе – всё это доказывает закономерность, становится видом интеллектуальной деятельности. Владеющий навыками проектирования человек, как правило, более успешен.

Понятие данной деятельности в педагогике - это разработка отдельных разделов, тем, уроков, с помощью проектирования, на которых нужно достичь конкретных целей, решить поставленные задачи. Итогом такой деятельности становится конспект, план, разработка мероприятия. Мы проводим уроки, на которых учащимся предлагаем решить определённые задачи тем самым учим их проектировать свою предстоящую деятельность.

Увеличение роли проектно-исследовательской деятельности становится средством обучения, развития и воспитания. Учебное проектирование рассматривается как система для формирования умений учащихся, как способ активизации познавательного интереса. В ходе работы над проектом ребёнок может испытывать затруднения, искать пути преодоления, мотивировать свою деятельность, анализировать результаты и достижения. Везде необходима совместная работа взрослого и ребёнка. В результате данного вида деятельности происходят изменения в развитии и формировании ребёнка. Проектная деятельность позволяет достигать качественно нового уровня образования и обучения. В процессе проектно-исследовательской деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: работы в сотрудничестве, поисковые, коммуникативные, рефлексивные, презентационные.

Для организации работы по обучению проектирования разработан интересный курс «Проектная деятельность», автор Н.Ю.Пахомова. Рассчитан он на 3 года обучения во 2, 3 и 4-м классах по 1 часу в неделю. Структура каждого урока содержит: интерактивную часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся, коллективную часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель консультант, презентативную часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель эксперт обобщения и резюме. Курс закладывает основу для развития проектных умений и использования учебных проектов, для развития умения самостоятельно добывать знания, позволяет более эффективно усваивать учебный материал.

Курс построен на системе заданий для организации специальной целенаправляющей деятельности по освоению отдельных проектных умений, умений выполнять проектные действия в технологически обусловленной последовательности и полного технологического комплекса умений в целостном проектировании. Для готовности к проектной деятельности создаются предпосылки для мотивированной и целенаправленной деятельности учащихся, осваиваются вначале проектные действия(2 класс), затем цепочки действий(3 класс) и полный технологический  цикл проектирования(4 класс).

Результатом проектной деятельности является проект, который, сначала называется замыслом. Проект не является незыблемым, возможна его коррекция, перепроектирование. Это очень важно, потому что после анализа работы возможно выявление ошибок, необходимо научиться видеть недочёты и стремиться к их исправлению. Начинают работу с формирования умений планировать деятельность по заданному результату (задания в тетради), анализировать имеющиеся ресурсы, результат, представлять ход проделанной работы.

Курс «Проектная деятельность» автора Пахомовой Н.Ю. даёт пошаговые рекомендации действий учителя и ученика. Занятие начинается с проблемной ситуации, условия её существования, всё это становится основой проектирования. Анализ задания позволяет определить возможные, желаемые действия, находить связи между компонентами. Учащиеся учатся находить рациональные действия для конкретной задачи, выстраивают их в цепочки. Проектное задание никогда не бывает поверхностным, лёгким, оно всегда требует дополнительной информации. Очень важно то, что проектная деятельность учит работать в группе со сверстниками и совместно со взрослым, хотя деятельность учащихся должна быть по возможности самостоятельной. Учитель становится организатором необходимых условий для работы, которую выполняют дети, консультантом, экспертом. Педагог должен быть готовым поменять стиль общения с авторитарного на демократический. С учащимися, которые умеют принимать решения, отвечать за результаты своего труда, которые становятся свободными в выборе работать и интересно, и сложно. Учитель должен научиться быть партнёром ученика, а это согласитесь для многих из нас необычно.

Важным этапом работы становится развитие рефлексии. Необходимо научить детей осуществлять рефлексивные действия, ибо они становятся средством самоконтроля, основанием для принятия решений, оценки найденного средства решения проблемы, помогают оценить эффективность, безопасность, рациональность. Умение мысленно осознавать, проигрывать в уме, анализировать: является результатом усвоения рефлексивных действий.

Необходимым навыком становится умение представить, презентовать свою работу, доказать, что найдено правильное решение. Во время групповой работы идёт столкновение нескольких мнений, поэтому умение чётко аргументировать и убедительно доказывать свою правоту очень важно. Для лучшего представления учащиеся изготавливают буклет, плакат, макет, фото, видеоотчёты, который вместе с рассказом помогает полному восприятию проекта. Ребёнку необходимо узнать мнение сверстников и взрослых, получить признаки одобрения.

Опыт показывает, что дети с большим интересом работают по данному курсу, который проводится во внеурочное время. Самое главное – учителю не бояться перестройки мышления, педагогических устоев и начать работу по данному курсу, который полностью разработан и соответствует требованиям Образовательного Стандарта нового поколения. Надо просто захотеть попробовать, а потом радоваться результатам своего труда. Чем вам не осуществление проекта под названием: «Мои ученики – моя гордость!».

Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2008.
  2. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2009.
  3. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2010.