Проектная деятельность как вид культурной практики

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: детский сад, дошкольники, проектная деятельность, проект, инклюзия, предшкола, всезнайки, медийная компетентность


Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых и детей.

Благодаря новейшим результатам исследований развития детей в последние десятилетия образ пассивного ребенка, развитие которого происходит как физический, так и умственный процесс взросления сменяется новыми представлениями об активном ребенке, который с самого рождения располагает основными компетентностями и богатым потенциалом для обучения и развития.

Это привело к новой оценке процесса образования и развития: ребенок точно так же влияет на свое развитие, как и социальная и культурная среды, в которых это развитие происходит. Процессы образования и развития осуществляется в процессе социального двустороннего обмена. Образование осуществляется во взаимосвязи и во взаимодействии людей. Изменилось понимание роли педагога в образовательном процессе ребенка. Взрослому больше не отводится роль главного «всезнайки», который «сообщает» и «передает» знания детям. Воспитание и обучение все больше проходит в сотрудничестве, когда все участники образовательного процесса задействованы в нем в одинаковой степени. К образовательным условиям, которые оптимально стимулируют такие процессы, наряду с жизненными условиями ребенка относится, прежде всего, проектная деятельность. Во время проекта дети и взрослые вместе исследуют мир, анализируют содержание, ставят вопросы и находят пути решения. При этом проект должен протекать в сотрудничестве, чтобы в процессе исследования совместно прийти к знаниям.

Ребенок развивается, ориентируясь на собственный опыт, который он получает, взаимодействуя с внешним миром, развивается, используя его. Познание мира с помощью органов чувств, способность удивляться, искать, сомневаться, пробовать и совершать поступки – все это предпосылки для того, чтобы ребенок знакомился с миром и составил о нем представление. Если образовательный процесс предполагает активное постижение мира, то проектная деятельность будет иметь педагогическую и дидактическую ценность.

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена ФГОС ДО. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в ФГОС ДО в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5 ФГОС ДО)

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности для детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать и преобразовывать его. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики (виды самостоятельной деятельности), которая направлена на развитие у него универсальных культурных действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проектная деятельность позволяет педагогу осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей.

Проект – это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях.

В центре этой деятельности находится работа над интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Такая тема изучается и исследуется совместно, при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Главный признак проекта – прохождение в несколько этапов.

Этапы проекта:

- Начальный этап и ознакомление. Нахождение темы проекта и осознание ее.

- Этап подготовки и реализации. Планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов.

- Этап демонстрации результатов. Завершение и анализ проекта.

- Продолжение проекта (при необходимости).

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Проект может длиться, пока:

- у детей сохраняется интерес к выбранной тематике;

- взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», – писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Позиция при реализации проекта
Дети Взрослые
1. Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта

2. Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей

3. Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре в основном самостоятельно

1. Вносят идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности наравне с детьми

2. Статус «ресурсной личности»

3. Деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей ребенка

Признаки и принципы проекта:

  1. Повседневная жизнь. Проект – это рядовое мероприятие. Темой становятся текущие события, проекты вносят разнообразие в нашу жизнь. Благодаря проектам мы отваживаемся на инновации. Проектная деятельность – неотъемлемая часть нашей жизни.
  2. Выбор тематики. Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет подходящей для всестороннего обсуждения. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать интересы детей и определить темы будущей работы.
  3. Ориентация на ребенка. Идеи для новых проектов и тем могут высказывать и дети, и взрослые, но чаще всего темы находят сами дети. И момент окончания проекта тоже определяют именно дети.
  4. Добровольное участие. Участие в проектах дошкольной организации является добровольным. Присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в проект возможны в любое время.
  5. Долгосрочность. Каждый проект ограничивается по времени, у него есть начало и конец.
  6. Открытость. Открытость – это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и сроки проведения.
  7. «Спираль проекта»: планирование, деятельность и контроль. Для проекта необходимо поэтапное планирование и тщательная корректировка постановки и следования целям, распорядка дня, используемых методов. Деятельность и анализ сменяют друг друга.
  8. Инклюзия. Проектная деятельность – это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных детей.
  9. Ориентация на диалог. Проектная деятельность на основе сотрудничества является непрерывным диалогом.
  10. Участие каждого. Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. Дети на всех этапах являются активными участниками процесса.
  11. Сотрудничество. Вся деятельность основана на сотрудничестве, взаимопонимании, коммуникации.
  12. Наблюдение и документирование проходит через все этапы проекта. Все записи являются основой для коммуникации, взаимопонимания и анализа текущей деятельности.
  13. Ориентация на ситуацию, окружающий мир, на процесс, на познавательную активность, систему ценностей. Проекты сочетаются с интересами и окружающим миром, как детей, так и взрослых. Выбранные темы должны быть «жизненными», связанными с наукой, общественно значимыми. В проектную деятельность вовлекается окружение (родители, специалисты), происходит укрепление связей между дошкольной организацией, семьей, профессиональной сферой. Самое важное – это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены изменения и дополнения. В центре внимания – самостоятельность, самоорганизация, ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свой опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей, учатся вместе с детьми. Все идеи имеют право на существование.
  14. Комплексное образование. Проектная деятельность связывает все образовательные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание.
  15. Обучение с удовольствием. Проектная деятельность создает комфортную атмосферу для образовательных процессов. Усиливает связь детей, родителей, педагогов с образовательной организацией. Положительный опыт при участии в проекте настраивает на желание участвовать в следующем.
  16. Уникальность. Проекты нельзя повторить. Это результат индивидуальной работы.
  17. Изменение. Проектная деятельность направлена на изменение, на новшество. Тот, кто инициирует проекты, верит в их развитие, в возможность преобразования. Изменение происходит тогда, когда участники проекта учатся друг у друга, извлекают из него пользу.

Отличительные черты позиции педагога в образовательной деятельности на основе сотрудничества:

- уважать ребенка (внимательно выслушивать новые идеи для проектов, наблюдать за детьми, знать их интересы и значимые для них темы, уделять им внимание, создать условия, то есть предоставить ресурсы, стимулировать и внимательно сопровождать деятельность);

- вести диалог с ребенком (прислушиваться к тому, какие вопросы задают дети, стараться на них ответить);

- ориентироваться на компетентности (знать, какие темы для детей всегда интересны);

- сотрудничать с детьми (взаимодействие детей и взрослых, не давать готовых ответов, подталкивать к поиску собственного решения);

- быть активными и не бояться ошибок (поддерживать темы, предложенные детьми, вместе продолжать исследование, работая и обучаясь);

- проявлять открытость и гибкость (быть открытым к новым вопросам и идеям детей, делать перерывы между проектами);

- анализировать свою деятельность (не ждать, что дети будут предлагать темы проекта, постоянно оценивать свои вопросы – «задаю ли я вопросы детям? Как я спрашиваю детей? Мои вопросы разумны?»).

Дети хотят познать мир и понять его и при этом идут своим собственным путем. Педагоги должны сопровождать детей и поддерживать их, организовать процесс обучения так, чтобы дети мотивированно и с воодушевлением брались за дело и получали удовольствие от обучения.

Педагоги документируют ход проекта и привлекают к этому детей, так что процесс и для детей, и для родителей становимся понятным и очевидным. Для этого они используют различные средства. Документация является базой для коммуникации, рефлексии, взаимопонимания и стимулирует всех участников к обсуждению.

Важная цель проектной документации – сделать наглядным образовательный процесс для детей и родителей. Проектный стенд помогает детям, которые еще не участвуют в проекте или вышли из него, присоединиться к нему или вернуться.

Документировать необходимо, прежде всего, процесс, то есть вопросы, гипотезы и теории, высказывания и ответы детей, в меньшей степени содержание проекты и ответы педагогов.

Условия для создания качественной проектной документации:

- соответствующее техническое оснащение: цифровая камера и компьютер для каждой группы, принтер, видеокамера и диктофон для детского сада;

- совместная разработка стандартов для документации (например, единое оформление);

- эффективная организация рабочего времени (например, формирование рабочих групп и распределение между ними обязанностей; расстановка приоритетов).

Характеристики документирования

Документирование – это процесс, который в каждой образовательной организации постепенно улучшается от проекта к проекту.

Дети привлечены к процессу фиксирования. Они являются активными участниками. Если мы ведем документацию вместе с детьми, то активно обсуждаем вместе с ними произошедшие события, предположения и опыт. «А что изображено на этой фотографии? Кто-то помнит, что мы делали? Как же из этих листочков мы соберем книгу?»

Связана с планированием, воспитанием и анализом. Она является собранием различных историй.

Наглядна и понятна взрослым и детям. Ее следует разместить так, чтобы она была всем видна, по возможности находилась на уровне глаз ребенка.

Соотношение картинок/текста. Документация с меньшим количеством надписей/текста и с большим количеством фото/картинок скорее находит отклик как у родителей, так и у детей. Необходимо найти золотую середину, так как картинка без текста – не самый лучший вариант.

Универсальность – документы со стенда можно оформить в папку, например.

Документация Проект
Что документировать?
  • Начало и ход проекта.
  • Вопросы, мнения, работы детей.
  • Результаты, т.е. ответы.
  • Соотнесение с образовательной программой
В какой форме документировать?
  • «Говорящая стена» – стенд с наглядной информацией, краткими текстами, многочисленными фото.
  • Папки, пакет документов, проектные дневники, картотеки по проекту.
  • Фото, видеозапись, аудиозапись
Как часто?
  • Одновременно с проектом

Ход проекта подразделяется на этапы, содержание которых представлено в данной таблице:

Этапы проекта Начальные мероприятия этапа Завершающие мероприятия этапа
Поиск темы проекта и формирование группы Ситуация, идея, предложение Принятие и классификация
Планирование Принятие решения о теме проекта, определение цели, планирование первых шагов Обсуждение и голосование с участием всех детей
Реализация Практическая и всесторонняя проработка темы Чередование фаз анализа (этапы проектирования, учебный процесс) и планирования
Окончание и презентация Презентация хода и результатов проекта Анализ и общее обсуждение проекта
Оценка проекта Оценка хода и результатов проекта Подведение итогов и анализ проекта

Проектная деятельность затрагивает не только детей, но и педагогов и родителей. Поэтому она является многоаспектной.

Выводы:

  1. В ходе проектной деятельности можно учиться друг у друга и извлекать пользу.
  2. Обучение происходит с помощью диалога в условиях проекта – развитие языковой, речевой и медийной компетентности. Диалог – важнейшая составляющая проекта.
  3. Развитие детей от проекта к проекту – усиление роли самостоятельного обучения:
  4. - дети все больше заинтересованы в осуществлении проекта.
    - сами предлагают тему и берут на себя руководство проектом, а также презентацию проекта.
    - проявляют инициативность.

  5. Высокая учебная мотивация детей и ситуации успеха в проекте – развитие мотивационных компетентностей. Проектная деятельность обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как социализация, независимость, собственная компетентность, что объясняет высокую учебную мотивацию и целеустремленность в работе над проектами.
  6. Положительный эффект от передачи знаний после проекта – развитие учебно-познавательной компетентности. Перенос определенного опыта в повседневную жизнь, в другую сферу.
  7. Привлечение к проекту родителей – развитие образовательного пространства. Усиление роли семьи в образовательном процессе.
  8. Устойчивое изменение распорядка и культуры детского сада с помощью проектов. Проектной деятельности присущи стремление к переменам, новаторство, таким образом, рабочие группы часто вынуждены искать компромисс между традицией и инновациями и получают в ходе проекта глубокие знания. Любая тема или проблема проекта дает знания, которые могут и должны положительно повлиять на организацию жизни детей в детском саду.

Компетентности педагога, необходимые для эффективной проектной деятельности:

  1. Коммуникативная и интерактивная компетентности:
  2. - способность к сотрудничеству с детьми, родителями, коллегами;
    - работа вместе с детьми, а не вместо них – совместное принятие решений, способность доверять детям, ценить их высказывания, действия;
    - осознание себя в качестве партнера по диалогу, деятельности, знание того, что дети берут пример с педагога – собственная мотивация, заинтересованность.

  3. Диагностическая компетентность:
  4. - умение наблюдать – определять интересы, потребности детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем.

  5. Дидактическая компетентность:
  6. - разнообразная методическая деятельность – способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели, поддерживать идеи детей;
    - умение стимулировать, использовать технику постановки вопроса, развивающего обучения.

  7. Организационная компетентность
  8. - умение работать с потребностями и интересами всех детей (инклюзия).

  9. Профессиональная компетентность:
  10. - актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса;
    - умение вести документацию;
    - медийная компетентность.

  11. Рефлексивная и инновационная компетентность:
  12. - анализ результатов наблюдения, собственной позиции, поведения;
    - положительное отношение к изменениям, инновациям.

Польза, которую приносит проектная деятельность детям и педагогам, отражена в таблице:

Работать с детьми над проектом значит дать свободу их творчеству
Воздействие на детей Воздействие на педагогов
Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования Проекты дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию
Дети понимают, что к ним относятся серьезно, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей
Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам Проектная деятельность – это совместный, исследовательский, живой, глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени
Дети, которые не принимают участия в проекте, знакомятся с материалами на стендах, на обсуждениях  

Огромное значение имеет то, что в результате эффективной проектной деятельности достигается непрерывность обучения.