Игры с пальчиками

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребёнка в дошкольном учреждении. Именно работа по подготовке к письму, а не само письмо.

И.М.Сеченов считал, что движения руки человек формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует и речедвижения. Существуют игры, которые предусматривают соединение движений пальцев с речью. Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук.

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Самомассаж начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальцы растирать.
На кончик пальца нажимаем,
Вниз к ладошке продолжаем.
Каждый пальчик разотрём -
На другой руке начнём.

Движения кистями рук

Развитие кинетического компонента двигательного акта

Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Зарядка для ладошки

Катать небольшой по диаметру шарик (деревянный, резиновый) по наклонной плоскости ладонью.

Шарик удержу ладошкой
Прокачу его немножко.
Как на роликах, рука
По столу скользит сама.

Упражнения для развития кинестетической основы движений руки

Вошебники

У меня есть две руки,

 (Сжимать и разжимать кулачки обех рук.)

Пальчики, ладошки.

 (Руки согнуты в локтях, пальцы подняты вверх, поворачивать кисти.)

Превращать в предметы их

 (Сжимать и разжимать кулачки обеих рук.)

Поучусь немножко.

 (Круговые движения кистями рук.)

Корни

Кисти вниз мы опускаем,
Руки вместе прижимаем.
Пальцы шире развели,
Корни дерева сплели.

(Ладони прижаты тыльной стороной, пальцы опущены вниз.)

Развитие кинетической основы движений руки

Упражнения на сжимание – разжимание кистей

Активное сжимание

У меня две руки,
Пальчики, ладошки.
Крепко кулачки сжимать
Поучусь немножко.
(Сжимание – разжимание пальцев в кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем кулачки сжимать.
Раз – сожмём, отпустим – два,
Будем крепкая рука.
(Сжимание – разжимание пальцев в кулачки.)

Сложные по переключаемости движения

Пальчиковая гимнастика при изучении лексических тем

Тема «Осень»

Если листья пожелтели,

 (Сжимание – разжимание пальце в кулаки.)

Дождь холодный моросит,

 (Совершать лёгкие колебательные движения пальцами.)

Птицы к югу полетели, -

 

 (Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены
и переплетены – «птичка», остальными пальцами

совершать колебательные движения.) 

Значит, осень к нам спешит.

 (Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперёд ладошками вверх.)

Тема «Школьные принадлежности»

Вот немного подрасту,

 (Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с большого.)

В школу, в первый класс пойду.

 (Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого.)

Ждут учебники меня,

 (Распрямлять пальцы правой руки, начиная с мизинца.)

Класс и новые друзья.

 (Распрямлять пальцы левой руки, начиная с мизинца.)

Пенал, учебники, тетрадки

 (Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с  большого.)

С собою в школу я возьму.

А мяч, ведёрко и лопатки

 (Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого.)

Ребятам в садик отнесу.

 (Показать «домик»)

В предложенном материале использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, позволяющие эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.