Автоматизация звука [Р]. Игры со Смешариками

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: презентация, Логопедия, игровые задания


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Пояснительная записка

Презентацию «Автоматизация звука [Р]. Игры со Смешариками» можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня. Презентация, дидактические игры и упражнения разработаны в программе PowerPoint в соответствии с задачами программы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи.

Игровые упражнения направлены на закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных), в словах, во фразах. Так, например, игровые упражнения «Заведи мотор самолёта», «Заведи мотор автомобиля» (слайды № 3, 4) помогут закрепить у ребёнка правильное произношение изолированного звука [Р], а игры «Чего не стало?» (№ 10 – 11), «Жадина» (№ 12 – 16), «Один – много» (№ 17), «Посчитай» (№ 18 – 19) развивают навык произношения звука [Р] в начале слов. Автоматизировать произношение [Р] в середине слова можно, используя упражнения «Живое – неживое» (№ 20 – 21), «Узнай и назови» (№ 22), «Громко назови, запомни, повтори» (№ 23 – 24), «Назови ласково» (№ 25 – 26), «Скажи правильно» (№ 27 – 34), «Собери урожай» (№ 35), «Раздели слова на слоги» (№ 36 – 39). Задания «Проговори чистоговорки» (№ 40), «Составь предложение» (№ 41 – 49) закрепляют правильное произношение звука [Р] во фразах.

Таким образом, содержащиеся в данной презентации упражнения можно использовать на серии занятий по закреплению правильного звукопроизношения. Также эти игровые упражнения помогут расширить и активизировать словарь, сформировать у ребёнка грамматический строй речи.

Следует помнить о некоторых правилах и требованиях к организации занятий. Например, включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.

Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.

Задачи:

  1. развитие произносительных навыков;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
  4. развитие навыка согласования имен существительных с числительными;
  5. развитие навыка образования множественного числа имен существительных;
  6. развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  7. развитие навыка образования Род. п. имен существительных;
  8. развитие навыка составления предложений по двум заданным картинкам;
  9. уточнение, обогащение и активизация словаря детей;
  10. развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание презентации (игровые упражнения и задания):

  1. «Заведи мотор самолёта» (№ 3)
  2. «Заведи мотор автомобиля» (№ 4)
  3. Прочитай слоги (№ 5–9)
  4. Назови картинки. «Чего не стало?» (№ 10–11)
  5. Назови картинки. «Жадина» (Звук [Р] в начале слова) (№ 12–16)
  6. «Один – много». (Звук [Р] в начале слова) (№ 17)
  7. «Посчитай». (Звук [Р] в начале слова) (№ 18–19)
  8. Назови предметы. «Живое – неживое» (Звук [Р] в середине слова) (№ 20–21)
  9. «Узнай и назови» (Звук [Р] в середине слова) (№ 22)
  10. «Громко назови, запомни, повтори» (Звук [Р] в середине слова) (№ 23–24)
  11. Назови предметы. «Назови ласково» (Звук [Р] в конце слова) (№ 25–26)
  12. «Скажи правильно» (Звук [Р] в начале, в середине, в конце) (№ 27–34)
  13. «Собери урожай» (Звук [Р] в начале, в середине, в конце) (№ 35)
  14. «Раздели слова на слоги» (Звук [Р] в начале, в середине, в конце) (№ 36–39)
  15. Проговори чистоговорки. (№ 40)
  16. Составь предложение. (№ 41–49)

Основные направления коррекции и описание слайдов

Слайды № 3–4

«Заведи мотор»

Задачи:

  • Развитие правильного произношения изолированного звука [Р];
  • Развитие зрительного восприятия и воображения.

Описание: На слайдах изображения Пина, самолёта и автомобилей. По щелчку изображения самолёта и автомобилей начинают двигаться.
Можно предложить ребёнку следить за движением предметов глазами или вести пальчик по экрану.

Логопед: – Помоги Пину завести мотор самолёта (автомобиля), произнося длительно звук [Р].

Ребёнок длительно произносит звук [Р].

Слайды № 5–9

«Прочитай слоги»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных);
  • развитие навыка чтения;
  • развитие слухового внимания, памяти.

Описание: На слайдах изображения Пина, Биби и таблиц со слогами.

Логопед: – Пин учит Биби читать. Биби трудно произносить эти слоги. Давай поможем ему, будем произносить слоги (читать), выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слоги со звуком [Р].

Слайд № 10 

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале, со слогом РА);
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображения Совуньи, Нюши и разных предметов со звуком [Р] в начале.

Логопед: – Совунья учит Нюшу проговаривать звук [Р] в словах. Нюше знакомы не все предметы. Давай поможем ей – будем называть предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.

Слайд № 11

«Чего не стало?»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале);
  • развитие умения употреблять имена существительные в Род. п.;
  • развитие зрительного внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения Совуньи, Нюши и разных предметов со звуком [Р] в начале.

Логопед: – Совунья и Нюша предлагают тебе поиграть с этими словами. Запомни все эти предметы. Закрой глаза. Когда откроешь их, назовёшь исчезнувший предмет, выделяя звук [Р].

По щелчку предметы исчезают и появляются. Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале, употребляя их в Р. п. (не стало рака, не стало радуги, …).

Слайд № 12 

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале);
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображения Нюши и разных предметов (со звуком [Р] в начале).

Логопед: – Нюша просит тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.

Слайды № 13–16

«Жадина»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
  • активизация словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание: На слайдах изображения Нюши, разных предметов и слово «мой» (моя, моё, мои).

Логопед: – Помоги Нюше правильно подобрать предметы к слову «мой». Называя их, проговаривай звук [Р].

Ребёнок рассматривает предметы и называет те слова, которые подходят к слову «мой» (мой рот, мой рог, мой руль). Аналогичная работа со словами моя, моё, мои (слайды 14–16).

Слайд № 17

«Один – много»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • развитие умения образовывать множественное число имён существительных;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления.

Описание: На слайде изображение Кар-Карыча и предметов.

Логопед: – Кар-Карыч показывает один предмет, а ты назови много.

Ребёнок образует множественное число и говорит: «ракета – ракеты», «рубашка – рубашки», «рубин – рубины», «рыбак – рыбаки».

По щелчку появляется изображение называемых предметов.

Слайды № 18–19

«Посчитай»

Задачи:

  • развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
  • практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Описание: На слайдах изображения Смешариков и предметов (ромашек, рыб).

Логопед: – Нюша собрала ромашки. Посчитай их, выделяя звук [Р] (слайд 18).

– Пин поймал много рыбы. Посчитай, выделяя звук [Р] (слайд 19).

Ребёнок считает, согласовывая числительные с существительными: «Одна ромашка, две ромашки, …, …, пять ромашек», «Одна рыба, две рыбы, …, …, пять рыб».

Появляются таблички с надписями «5 ромашек», «5 рыб».

Слайд № 20 

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине слова;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображения Кроша, Ёжика и разных предметов (со звуком [Р] в середине).

Логопед: – Крош и Ёжик просят тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в середине.

Слайд № 21

«Живое – неживое»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине слова;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие внимания и мышления.

Описание: На слайде изображения Кроша, Ёжика и разных предметов (со звуком [Р] в середине). По щелчку появляется табличка «Кто это?».

Логопед: – Крош и Ёжик просят тебя назвать предметы, к которым можно поставить вопрос «Кто это?». Назовай предметы, выделяя звук [Р].

По щелчку появляется табличка «Что это?»

Логопед: – А теперь назови слова, к которым можно поставить вопрос «Что это?»

Ребёнок подбирает слова, проговаривая звук [Р].

Слайд № 22

«Узнай и назови»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • развитие зрительного восприятия и воображения;
  • закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами;
  • развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.

Описание: На слайде изображения Бараша и «спрятанных под зонтики» предметов.

Логопед: – Пошёл дождь. Бараш спрятал все предметы под зонтики. Узнай и назови их.

По щелчку зонтики исчезают. Ребёнок называет предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок говорит: «Я узнал жирафа». «Я узнал барана» и т.д.

Слайды № 23–24

«Громко назови, запомни, повтори»

Задачи:

  • развитие правильного произношения звука [Р] в середине слова (в безударном положении);
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие силы голоса;
  • развитие зрительного внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения Кроша и разных предметов со звуком [Р] в середине.

Логопед: – Крош научился правильно произносить звук [Р] в словах. Он говорит громко и чётко. Попробуй и ты назвать эти картинки правильно, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в середине. Затем, по щелчку, картинки исчезают. Ребёнок должен назвать предметы по памяти. По щелчку появляется табличка «Проверь себя» и картинки. Ребёнок ещё раз проговаривает слова со звуком [Р] в середине.

Слайд № 25

«Назови картинки»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в конце слова;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания.

Описание: На слайде изображения Лосяша и предметов (со звуком [Р] в конце).

Логопед: – Лосяш просит тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].

Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в конце.

Слайд № 26

«Назови ласково»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине и конце слова;
  • развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развитие внимания и мышления.

Описание: На слайде изображения Лосяша и предметов.

– Лосяш просит назвать эти предметы ласково.

Ребенок выбирает (кликает мышкой) любой предмет, называет его ласково: «шарик», «комарик», «заборчик», «помидорчик» и т. д. При этом изображение предмета уменьшается.

Слайды № 27–34

«Скажи правильно»

Задачи:

  • закрепление правильного произношения звука [Р] в словах;
  • активизация словаря признаков;
  • развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание: На слайдах изображения Кроша, различных предметов оранжевого цвета и табличка «Оранжевый».

Логопед: – Крош любит рисовать. Посмотри, как много предметов он нарисовал и раскрасил их оранжевым цветом. Назови только те предметы, к которым подходит слово «оранжевый».

Ребёнок рассматривает картинки и называет слова мужского рода (карандаш, фартук, жираф).

Аналогичная работа проводится по слайдам № 28–34.

Слайд № 35

«Собери урожай»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в начале и в середине слова;
  • активизация словаря;
  • развитие умения классифицировать и обобщать предметы;
  • развитие восприятия, мышления.

Описание: На слайдах изображения Копатыча, овощей, фруктов, ягод и корзин. Под каждой корзиной табличка с надписями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

Логопед: – Копатыч просит «разложить» урожай по корзинам. В первую корзину надо положить фрукты, во вторую – овощи, а в третью – ягоды.
По щелчку предметы отправляются в корзину. Ребёнок называет слова (со звуком Р в начале и в середине). Овощи «отправляются» в соответствующую корзину.

Слайд № 36–39

«Раздели слова на слоги»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] в начале, в середине и в конце слова;
  • развитие умения делить слова на слоги;
  • развитие внимания, мышления.

Описание: На слайдах изображения Кроша, фотоальбома, фото животных. Внизу табличка со слоговой схемой слова. Логопед предлагает расположить фото в альбоме. На первую страницу надо поместить фото животных, в названии которых один слог, на вторую – где два слога и т. д. Ребёнок называет животного по слогам, кликает мышкой на него. Фото перемещается на нужную страницу.

Слайд № 40

«Проговори чистоговорки»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие слухового внимания, памяти.

Описание: На слайде изображения Бараша и Нюши, чистоговорки на автоматизацию [Р].

Логопед: – Бараш сочинил стихи для Нюши. Давай проговорим их чётко.

Ребёнок проговаривает чистоговорки со звуком [Р].

Слайды № 41–49

«Составь предложения»

Задачи:

  • развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
  • развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Описание: На слайдах изображение Лосяша и две картинки.

Логопед: – Лосяш приготовил такое задание: составить предложение с двумя данными словами. Составив эти предложения, ты узнаешь, чем любят заниматься Бараш и Крош.

Ребёнок рассматривает картинки и составляет предложение с двумя заданными словами. (Например: «Бараш слушает радио», «Бараш играет на барабане»).

Слайд № 50

Молодец! До встречи!

Список литературы

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие, – М.; ТЦ Сфера, 2009.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука «Р» у детей 5-7 лет. – М.: Издательство: «ГНОМ» 2018.
  3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь М.: Вентана-граф, 2007.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998.
  5.  Репина З.А. Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Издательство: «Литур», 2005.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство:"Лань", оформление, 1997.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.; ТЦ Сфера, 2002.