Психологическая безопасность образовательной среды на уроках географии «от диагностики к действиям»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (940 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Вопрос психологической безопасности является важным для всех объектов образовательного процесса. Чувствовать себя психологически безопасным настолько, необходимо каждому участнику учебного процесса, насколько этому человеку необходимо равновесие (см. презентацию).

С данной проблемой, как учитель предметник я столкнулась в этом учебном году. Изучая данный вопрос теоретически и практически, основываясь на собственный опыт, мною были сформулированы этапы, которые «проживает» педагог, столкнувшись с данной проблемой:

  1. Отрицания (на этом этапе, как правило, педагог не согласен с результатами диагностики «быть такого не может»);
  2. Принятия (когда педагог понимает, что возможно на самом деле в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах учебного процесса возникают проблемы);
  3. Осознания и действий (этот этап характеризуется осознанием проблемы, взаимодействием учителя с педагогом психологом);

Какой период времени пройдёт от этапа к этапу зависит от многих факторов: от индивидуальных и профессиональных качеств педагога, от его учебной нагрузки, профессиональной  занятости.

И так на этапе осознания и действий мною был составлен алгоритм действий:

  • Составить и провести более конкретную диагностику;
  • Обработать и проанализировать результаты;
  • Спланировать свою деятельность;

Для составления более конкретной диагностики в основу была положена диагностика И.А.Баевой и конкретизирована на предметную область в данном случае на предмет география (см. приложение). Диагностика позволяет определить:

Отношение к образовательной среде на уроках географии, включает компоненты:

Когнитивный компонент определяют вопросы из анкеты: 1, 4а, 4б;

Эмоциональный компонент определяют вопросы из анкеты: 2, 6,8;

Поведенческий компонент определяют вопросы из анкеты: 3, 5, 10;

Анализ результатов диагностики показал, что 76% обучающихся относятся к образовательной среде на уроках географии позитивно и 24% нейтрально. В основном поведенческий и эмоциональный компонент вызывал нейтральное отношение.

  • Уровень удовлетворённости образовательной средой на уроках географии можно определить при помощи седьмого вопроса анкеты. Для этого учащимся необходимо из одиннадцати характеристик школьной среды нужно выбрать 5 и оценить удовлетворенность ими по 5-балльной шкале. Анализ результатов показал, что уровень удовлетворённости образовательной средой на уроках географии у 48% обучающихся высокий, у 36% очень высокий и у 16% средний.
  • Индекс психологической безопасности, уровень защищённости, определяется при помощи девятого вопроса. Для этого обучающимся нужно оценить показатели психологической защищенности по 4-балльной шкале.

Именно педагог задает большинство параметров школьной среды, создавая и реализуя: концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения.

Принцип социально-психологической умелости, предпола­гающий наличие психологических программ, передающих набор жизненно важных умений и систему безопасного взаимодействия, одновременно способствует разработке технологий профессионального гуманизма, и в этом плане в определенной степени выполняет функцию защиты педагога. Педагог в личностно-ориентированном обучении общается с учеником не на уровне социальных ролей, а на уровне личностного взаимодействия, пользуется как инструментом своей индивидуальностью [1]. Соответственно, и ученик при этом не просто получает знания, умения и навыки, а его индивидуальность подвергается более глубокому формирующему воздействию. «Такое общение уже носит черты психокоррекционного и накладывает на педагога гораздо большую ответственность. Психогигиена личности педагога приобретает огромное значение». Если педагог занимается личностно-ориентированным обучением, то его психогигиена (личностное развитие и профессио­нальные умения) перестают быть его личным делом и становятся необходимым условием работы.

Список литературы

  1. И.А. Баева. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  2. Молокоедов А. В. Психологическая безопасность личности. - Москва, 2017.
  3. Регуш Л. А.Безопасность обучения школьников // Психологическая куль тура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.
  4. Соломин В.П. Психологическая безопасность. Режим доступа [http://booksonline.com.ua/view.php?book=150077].
  5. Холуева К.А. Психологическая безопасность образовательной среды//Концепт.- №1 2013.