Методическая разработка обобщающего урока «Микромир». 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Одноклеточные животные».

Задачи урока:

  • расширить и закрепить знания о многообразии одноклеточных животных, о мерах борьбы с паразитическими простейшими и профилактике заражения ими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.
  • развивать у учащихся умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий,  способности оценки и самооценки знаний умение сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.

Методы: 

  • словесные (пояснение заданий),
  • наглядные (демонстрация изобразительных пособий),
  • практические (решение биологических задач),
  • частично-поисковый.

Игровые технологии:

  • информационно-коммуникационные технология (мультимедийное сопровождение заданий),
  • технология сотрудничества,
  • технология проблемного обучения,
  • кейс-технология,
  • формирующее оценивание.

Инструменты урока: рабочие листы, раздаточный материал, карточки задания, интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник, презентация, компьютер, таймер.

Организационный момент - 1 мин.

Мы в микромире оказались
Чтоб все о нем узнать!
Нуждаясь в знаниях бесценных
вы  находили их в трудах!
Давайте вместе всё обсудим
Расставим точки все над и.
Вас ждут любимые загадки, вопросы, ребусы, кроссворд
Командой  будет очень просто
Пройти весь путь, найти ответ!
Скорее в путь решать задачки
Согласно правилам игры.

Здравствуйте, ребята, попрошу вас взять по одной карточке, надпись на которой, даст Вам возможность объединиться в группу. Подумайте, что может вас объединить? (1-2 мин.)

(4 группы по 6человек: 1 - псевдоподия, фораминифера, циста, ил, мел, фагоцитоз, 2 - микронуклеус, ресничка, цитостом, макронуклеус, порошица, коньюгация, 3 - жгутик, стигма, фотосинтез, копуляция, хроматофор, фототаксис,  4 - шизогония, паразит, комар, малярия, плазмодий, спорозоит)

Итак, команды в сборе! Начинаем нашу игру. Правила таковы: каждое задание имеет свой оценочный балл, суммируя которые в конце урока узнаем победителя.

1. Разминка

На интерактивной доске слово - ПРОТИСТОЛОГИЯ.

Задание: в течение 5 минут оставьте как можно больше слов (существительных в единственном числе, именительном падеже) из букв слова протистология. Время пошло!

(Каждое слово оценивается в 5 баллов) 

Подведение итогов, вывод  результатов на интерактивную доску.

Конкурс 2. «Анаграмма» (4-5 мин.)

На интерактивную доску выводятся  зашифрованные слова животных, какая команда первая догадалась , поднимает руку  и озвучивает свой вариант.
1 балл за угаданное слово.

Грегарина – нарегираг, Трипаносома-потиранамос, Солнечники-нелсиникоч, Опалины-алынопи, Лейшмания-шяйлинеам.

Подведение итогов, вывод  результатов на интерактивную доску.

Конкурс 3. «Выбираем профессию» (10 мин.)

Каждая команда получают кейс с информацией о профессии, связанной с протистами (время для изучения материала 5 мин.), учащимся необходимо  подготовить устный  совместный отчёт (обсуждение 3 мин.) об особенности профессии (выступление 2 мин.). Если тема раскрыта полностью, выступление совмествое - 5 баллов. Есть неточности, выступление совмествое - 4 балла. Тема раскрыта полностью, выступление одиночное - 3 балла. Есть неточности, одиночное выступление - 1 балл.

1. Ветеринарный врач - специалист, занимающийся лечением и профилактикой здоровья домашних, сельскохозяйственных и промысловых животных, животных в различных зрелищных заведениях. Ветеринары контролируют качество мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения на ветеринарных пунктах и станциях, фермах, в отделах производственно-ветеринарного контроля на мясокомбинатах, на мясо-молочных и пищевых контрольных станциях, в ветлабораториях. В деревнях все сельскохозяйственные животные находятся под постоянным наблюдением этого специалиста, причем он несет ответственность не только за их здоровье, но и за соблюдение зоогигиены на фермах, санитарное состояние инвентаря, он устанавливает рацион питания скоту, делает прививки от инфекционных заболеваний, принимает роды.

Он проводит профилактические прививки животным, выявляет и лечит больных животных, ведет амбулаторный прием. Проводит хирургические операции животным, в том числе косметологические. Занимается организацией и проведением дезинфекции и дератизации (уничтожение мышей и крыс) в помещениях животноводческого комплекса. Осуществляет контроль за ветеринарно-гигиеническим состоянием в животноводческих помещениях, на пастбищах, водопоях. Обеспечивает ветеринарно-санитарный надзор при заготовке и убое животных. Проводит проверку санитарного состояния мест торговли на рынках, базарах, ярмарках, осуществляет контроль импортных и экспортных операций с сырьем животного происхождения.

Поступающие в продажу продукты обязательно проходят ветеринарно-санитарную экспертизу. В случае опасности для потребителей ветеринар имеет право конфисковать и уничтожить любые из них. Особое значение в наше время имеет пограничный и таможенный ветконтроль. Все поступающие продукты питания обязательно проходят строгую проверку на наличие в них вредных химических веществ и ядов. Обязательно контролируют и всех ввозимых в страну и вывозимых из нее животных, что позволяет избегать распространения эпидемий.

2. Санитарный врач - специалист, получивший высшее медицинское образование санитарно-гигиенического профиля и имеющий главной задачей предупреждение болезней. Санитарный врач не сидит в кабинете на приёме граждан. Он является специалистом в области санитарного дела. То есть такой врач следит за санитарной обстановкой окружающей среды, на предприятиях и прочих местах.

Санитарный врач должен знать все соответствующие своему профилю законы и нормы, также он должен владеть навыками лабораторных исследований. В обязанность санитарного врача может входить просветительская деятельность и умение вести соответствующую статистику.

Есть несколько видов санитарных врачей: пищевой; эпидемиолог; общий профиль (районный или участковый); профиль ЖКХ; промышленный надзор. Могут иметь узкую специализацию: по малярии, по водной санитарии.

Санитарные врачи осуществляют свою деятельность везде, где нужно контролировать здоровье населения. Предприятия, заводы, особенно вредные производства - здесь контоль режима труда, условий труда, огранизация мед.осмотров, особенно на вредных производствах. Детские учередения - проводят вацинацию, следят за питанием. Еще больницы, все торговые точки. В обязанности санитарных врачей на всех объектах входит сбор проб воды, воздуха, почвы. Например, в сельской местности именно санитарные врачи занимаются обеззараживание колодцев. Если из зараженного бактериями источника воды напьется вся деревня будет эпидемия. Те же сан.врачи несколько раз в день исследуют воду, которую мы пьем из под крана.

Эпидемиологи трудятся над тем, чтобы вовремя пресечь и не допустить развитие какой либо опасной болезни - грипп, чума, туберкулез, холера и т.д.

3. Инфекционист непосредственным образом относится к такой области медицины, как инфектология. Она же, в свою очередь, заключается в изучении инфекционных заболеваний, к числу которых принадлежат инфекции дыхательных путей и кишечные инфекции, инфекции наружных кожных покровов, кровяные инфекции (трансмиссивные инфекции и инфекции нетрансмиссивные) и пр. Учитывая особенности перечисленной специфики каждого из направлений, отметим, что инфекционист лечит инфекционные заболевания, соответственно, диагностируя их, назначая соответствующее лечение и определяя конкретные профилактические меры по последующему их недопущению. В частности инфекционист подробно изучает специфику возникновения инфекционных заболеваний, механизмы их развития, а также клинические проявления, им присущие. Сами заболевания, которыми занимается инфекционист, возникают, как можно догадаться, за счет болезнетворных микроорганизмов, попадающих в организм. Работа инфекционистов тесным образом связана с данными микробиологии и эпидемиологии.

Инфекционист — это врач, занимающийся профилактикой, диагностикой и терапией заразных для окружающих болезней и заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами. Вместе с микробиологами и эпидемиологами врач изучает механизмы возникновения и пути передачи инфекции у детей и взрослых, сотрудничает с СЭС, предотвращая вспышки эпидемий. Спектр заболеваний, которые лечит врач-инфекционист, достаточно широк: от гриппа и ОРВИ до кишечных инфекций и СПИДа.

Востребованность профессии инфекциониста определяется распространенностью опасных для окружающих болезней, с которыми врачу приходится сталкиваться ежедневно.

Врач-инфекционист трудится в поликлиниках и стационарах инфекционных больниц, инфекционных отделениях медицинских организаций, специализированных научно-исследовательских институтах и диагностических центрах.

4. Паразитолог занимается изучением паразитов, а также исследованием заболеваний, которые вызывают эти самые паразиты. Также паразитолог занимается исследованием патологий и проведение профилактических мероприятий по заражению человека болезнями, вызванными наличием паразитов.

Паразитолог в спектре своих знаний имеет информацию о таких заболеваниях, как различные токсоплазмы, которыми вызываются многочисленные уродства, а также появляются врождённые заболевания у детей. Также паразитолог занимается грибками, которые могут вызвать развитие неприятных заболеваний. Лямблии, которые способствуют поражению печени, также входят в спектр заболеваний, которыми занимается паразитолог. Аскариды, которые могут вызвать кишечные заболевания, а также острицы, которые вызывают заболевания ЖКТ;

Врач паразитолог занимается изучением и лечением всех органов, которые поражены паразитами. Желательно обращаться к этому врачу тогда, когда появляются первые признаки заболевания. Каждое из перечисленных заболеваний имеет свои отличительные признаки, причём есть формы заболеваний, при которых сложно заметить значимые симптомы, а есть и такие, при которых симптомы проявляются позже. Если вы всё-таки обратились к паразитологу, то будет необходимо пройти некоторые исследования и сдать ряд анализов, направленных на выявление причины заболевания и на принятие возможных мер по их лечению.

Конкурс 4. «Интеллектуал» (7 мин.)

Команда разгадывает кроссворд по теме «Многообразие простейших». Каждое правильное слово - 1 балл.

1. Какие одноклеточные используются для приготовления наждачной бумаги? (радиолярии)

2. Кого разводят на корм малькам ценных пород рыб на рыбозаводах? (инфузории)

3. Назовите тяжелую болезнь, которую вызывает у человека саркодовый-паразит. (дизентерия)

4. Какой паразит встречается у домашних животных и птиц? (кокцидии)

5. Какие простейшие будут преобладать в воде, если она загрязнена органическими веществами? (эвглена)

6. Кто из простейших ведёт неподвижный образ жизни? (сувойка)

Конкурс 5. «Художник» (5 мин.)

Командам раздаются контуры одноклеточных организмов. Необходимо завершить работу начатую художником, т.е. назвать животное и заполнить форму содержанием, дорисовывают внутреннее строение(инфузории туфельки и эвглены зелёной).

Каждый правильный элемент 1 балл.

6. Физкультминутка (1 мин.)

1. Давайте представим, как вращается жгутик, например, у эвглены зелёной и попробуем изобразить эти движения (круговые) головой. (5 раз)

2. Передвигаясь, амёба образует псевдоподии, олицетворяя их образование, поднимем руки вверх, а затем отведём в сторону. (5 раз)

3. А теперь представим себя инфузорией, которая имеет две постоянные вакуоли, покажите их синхронную работу, наклоняясь туловищем вправо и влево. (10 раз)

4. Спиростомум - претендует на статус самого быстрого животного на планете. Попробуйте глазами поймать его.

Конкурс 7. «Домашнее задание» (7 мин.)

Вашим домашним заданием было подготовить сообщение о паразитическом одноклеточном. Обсудите ваши сообщения в команде и на их основании.

Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными».

Конкурс 8. «Аналитический» (3 мин.)

Один биолог открыл удивительную разновидность амеб. Каждая из них через минуту делится на две. В пробирку биолог кладет одну амебу, и через час вся пробирка оказывается заполненной амебами. Сколько нужно было бы времени, чтобы вся пробирка заполнилась амебами, если бы в нее сначала положили не одну амебу, а две? (Ответ: 59 минут)

Подведение итогов. (1-2 мин.)