Урок информатики в 6-м классе "Табличные информационные модели", построенный на элементах технологии активного метода обучения (АМО)

Разделы: Информатика


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные — представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей;
  • метапредметные — умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;
  • личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Решаемые учебные задачи:

  • расширить представление о моделях и моделировании;
  •  сформировать/систематизировать представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей;
  •  сформировать/актуализировать умения создания и модификации таблиц.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • табличная информационная модель;
  • таблица типа «объекты–свойства»;
  • таблица типа «объекты–объекты–один».

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: 1) презентация «Табличные информационные модели»; 2) файлы-заготовки.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Место урока в учебном плане: четвертый урок в теме «Информационные модели».

Продолжительность урока: 40 минут.

План урока

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия – 10 мин
1.1. Приветствие/инициация – 3 мин
1.2. Целеполагание или погружение в тему - 4 мин
1.3. Формирование ожиданий/образовательных эффектов - 3 мин

Фаза 2. Работа над темой – 24 мин
2.1. Интерактивная лекция – 4 мин
2.2. Проработка содержания темы обучающимися – 6 мин
2.3. Физминутка – 2 мин
2.4. Самостоятельная проработка содержания темы обучающимися – 12 мин

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия – 6 мин
3.1. Подведение итогов – 4 мин
3.2. Домашнее задание – 1 мин
3.3. Прощание – 1 мин

Конспект урока в соответствии с технологией активных методов обучения (АМО)

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия – 10 мин

Приветствие/инициация – 3 мин

Используемый метод «Дерево настроения».

Ключевые компетенции:

учим

  • Определить свое настроение
  • Контролировать свои эмоции и выражать их в знаковой форме
  • Уважать чужую точку зрения

развиваем:

  • Умение слушать товарищей и учителя

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: создать благоприятную обстановку для обучающихся на уроке.

Оборудование и материалы: (в зависимости от того, что имеется у учителя в наличии: интерактивная доска или слайд к презентации или рисованный плакат с картинками)

Предварительная подготовка: подготовить слайд, подобрать картинки, закрепить и или применить к картинкам утилиту множественного копирования.

Технология проведения: Учитель приглашает к доске по одному учащемуся. Ученики «наряжают» дерево и пространство вокруг него. Учитель тоже принимает участие (в начале или в конце, по ситуации).

Примечание. Учащийся может отказаться от выхода к доске, в этом случае принуждать его не стоит, ответ у доски – дело добровольное, ученик должен сам захотеть участвовать.

Вариант проведения: можно не готовить картинки, а разрешить ученикам рисовать на доске свое настроение с помощью маркера.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Ребята, здравствуйте! Посмотрите на доску, какое здесь красивое дерево. Давайте нарядим его и полянку вокруг него в соответствии с вашим настроением. Постарайтесь сейчас оценить ваше состояние и повесить ту картинку, которая к вам ближе. Я предлагаю вам картинке: солнышко – если у вас хорошее настроение; портфель – если вы готовы учиться; колобок – если вы устали; шарик – если вы ждете чего-то хорошего от урока; яблоко – если у вас всё хорошо. Я бы тоже хотела принять участие! У меня отличное настроение, и я повешу «солнышко» вот сюда.

Целеполагание

Время – 4 мин

Используемый метод: «Мозговая атака».

Ключевые компетенции:

Развиваем:

  • Теоретическое мышление, навыки анализа, сопоставления
  • Интерес к предмету
  • Внимание
  • Умение слушать и выделять главное

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: обеспечить концентрацию внимания на начало урока, повысить интерес к знанию, вниманию учащихся.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, слайд к презентации.

Предварительная подготовка: подготовить слайды.

Технология проведения: Учитель зачитывает вопросы, учащиеся отвечают на них.

Варианты проведения: вопросы можно распечатать - по одну экземпляру на парту, учащиеся записывают на них свои ответы (при отсутствии проектора)

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Я предлагаю вам провести «Мозговую атаку»  и ответить на мои вопросы:

- Прочитай текст и ответь на вопросы:
1) Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?

читают текст, пытаются ответить на вопросы и видят, что испытывают затруднения

4) Модель какой формы можно создать для этой информации, чтобы быстро ответить на все вопросы?

лучше всего табличную модель

- Так как нам назвать тему урока?

(ответ: Табличные информационные модели)

- Тема урока – «Табличные информационные модели», запишите её тетрадь, на полях поставьте число.
- Поставьте цели на этот урок

Вспомнить: какими табличными моделями мы пользуемся;
Узнать: о видах табличных моделей;
Научиться: строить табличные модели с помощью программ.

Формирование ожиданий/образовательных эффектов

Время – 3 мин

Используемый метод: «Ладошка».

Ключевые компетенции:

  • Умение планирования и прогнозирования – предвосхищения результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Умение планировать учебное сотрудничество, определять цели, функции участников, способы их воздействия.

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: выяснить ожидания и опасения участников урока.

Оборудование: ладошки, вырезанные из цветной бумаги; фломастеры или маркеры (по два на каждую парту).

Предварительная подготовка: вырезать ладошки по количеству человек в классе, приготовить фломастеры или маркеры, прикрепить на доску магниты по количеству человек в классе.

Технология проведения. Учащиеся берут ладошки и на каждом пальчике пишут ответ на вопрос: «Чего я жду от сегодняшнего урока?» а в центре (на ладошке) пишут ответ на вопрос «Чего я боюсь сегодня на уроке?»

Примечание: Заполнять все пальчики – необязательно. По мере готовности ученики выходят к доске и закрепляют свои ладошки, учитель зачитывает вслух опасения и ожидания (по желанию некоторых ребят).

Вариант проведения: при наличии времени ученики сами могут обвести свою ладонь, вырезать и записать.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Ребята, у вас на партах лежать ладошки и фломастеры. Сейчас на пальчиках вам нужно написать ответ на вопрос: «Чего я жду от сегодняшнего урока?». Заполнять все пальчики необязательно. А в центре (на ладошке) запишите ответ на вопрос «Чего я боюсь сегодня на уроке?». Кто готов – выйдете к доске и прикрепите свои ладошки к доске магнитами. Не медлите, пишите так как вы думаете, у вас всего две минуты. (учащиеся заполняют и прикрепляют). Давайте посмотрим, какие опасения и ожидания присутствуют сегодня на нашем уроке. (зачитывает по желанию некоторых учащихся)

Фаза 2. Работа над темой

2.1. Интерактивная лекция

Время – 4 мин

Используемые методы «От частного к общему».

Ключевые компетенции:

Развиваем:

  • Навыки индуктивного умозаключения
  • Умение выражать свои мысли
  •  представления о видах знаковых моделей, записанных с помощью словесных описаний в различных стилях.

Формируем

  • Сущность аналогии
  • Навыки саморазвития

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: сообщение новой темы.

Оборудование: доска, проектор.

Предварительная подготовка: подготовить слайды, видео для объяснения новой темы, если у учащихся нет рабочих тетрадей, то распечатать задания для каждого учащегося.

Технология проведения. Учащиеся просматривают видеоролик и выполняют задание в рабочих тетрадях или на листах.

Варианты проведения: нет

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фрагмент видеоролика по нашей теме. (смотрят). Если у вас нет вопросов,  то переходим к выполнению задания №124 (Приложение №1).

(учитель проходит по классу, проверяет работы некоторых учащихся, указывает на ошибки)

2.2. Проработка содержания темы обучающимися

Время – 6 мин

Используемый метод: «До и после».

Ключевые компетенции

Развиваем:

  • Навыки работы с текстом
  • Умение выражать свои мысли
  • Умение корректировать свою деятельность

Формируем понятия:

  • Типы таблиц «Объекты-свойства» и «Объекты – объекты - один».

Воспитываем:

  • Целеустремленность и настойчивость в достижении цели, а также готовность сотрудничать и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать с текстом.

Оборудование: листы для работы в парах.

Предварительная подготовка: подготовить задания и распечатать.

Технология проведения: учащиеся работают в парах. После выполнения задания проходит обсуждение. Результаты работы выводятся на экран, проводится самопроверка. После обсуждения учащиеся самостоятельно оценивают свою работу.

Варианты проведения: разбить ребят на парты можно жеребьевкой (при наличии времени)

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Итак, ребята сейчас мы с вами будем погружаться в тему. Для этого используем прием «До и после». Работать будем в парах. У вас на партах лежат листы с заданиями. Инструкция для выполнения задания там же. Выполнив это задание вы выясните, какими табличные модели бывают и каковы их свойства. (работают в паре по распечатке) Приложение №2

А сейчас ребята, мы проведен с вам самопроверку. (сверяют ответы, выставляют оценки)

2.3. Разминка

Время: 2 мин

Используемый метод: «Физкультминутка».

Ключевые компетенции:

Развиваем: навыки здорового образа жизни.

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: сохранить здоровье учащихся, повысить уровень энергии учеников, помощь им прийти в бодрое настроение.

Оборудование: ролик «Физминутка для глаз», проектор.

Предварительная подготовка: скачать готовый ролики придумать свой.

Технология проведения: учащиеся глазами следят за движениями героя на экране.

Варианты проведения: учащиеся сами могу провести физминутку или учитель проводит под любую спокойную музыку.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Мы сегодня много дел переделали – пришло время немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста со своих мест. Нас ждет физминутка! (ребята выполняют движения героя в ролике). Спасибо, ребята! Садитесь на свои места за партами.

2.4. Самостоятельная проработка содержания темы

Время: 12 мин

Использованный метод: «Компьютерный практикум».

Ключевые компетенции:

Научимся:

  • добавлять строки и столбцы в таблицу;
  •  удалять строки и столбцы из таблицы;
  •  объединять ячейки таблицы;
  • строить табличные модели.

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: обеспечить закрепление темы.

Оборудование: компьютеры для учащихся, файлы для работы.

Предварительная подготовка: скопировать файлы для работы на ученические компьютеры.

Технология проведения: Учащиеся работают самостоятельно за компьютером, при необходимости они могут консультироваться с учителем.

Варианты проведения: при отсутствии в классе компьютеров для каждого ученика возможно совместное выполнение заданий на интерактивной доске.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Ребята, пожалуйста, садитесь за компьютеры – там в ваших папках уже есть папка «Табличные информационные модели, в которой вас ждет интересное задание. Постарайтесь его выполнить. (учащиеся выполняют практическую работу №11. Задание №1. Стр. 177 учебник)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

3.1. Подведение итогов

Время – 4 мин

Используемый метод «Все у меня в руках».

Ключевые компетенции:

Развиваем:

  • умения устанавливать связи между результатами учения и тем, что побуждает к деятельности;
  • умения оценки – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения.

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: выяснить, что получилось у каждого ученика, а что нет.

Оборудование: фломастеры или маркеры.

Предварительная подготовка: ладошки уже висят на доске.

Технология проведения: учащиеся снимают с доски свои ладошки. Внимательно читают, что на них написано. Если их ожидания не сбылось, то нужно оторвать пальчик, на котором было написано ожидание. Если не сбылось опасение, то нужно его зачеркнуть на ладошке крестиком. Модифицированные ладошки прикрепляются обратно к доске.

Варианты проведения: получившийся результат может озвучить ученик или каждый ученик самостоятельно.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: в начале урока мы с вами подписали ладошки. Снимите с доски каждый свою. На пальчиках написано, чего вы ожидали от урока. Если вдруг ваше ожидание не сбылось, оторвите этот пальчик. В центре ладони записаны ваши опасения. Если не сбылось опасение, то нужно его зачеркнуть на ладошке крестиком, иначе – оставить нетронутым. Ладошки прикрепите обратно к доске. На это все вам дается три минуты.

3.1. Домашнее задание

Время: 1 мин

Ключевые компетенции: формирование навыков самоорганизации.

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: дать задание на дом для осмысления изученного на уроке.

Оборудование: доска, проектор, слайд «домашнее задание».

Предварительная подготовка: подготовить слайд.

Технология проведения: учащиеся записывают задание в дневники.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Ребята, дома еще раз осмыслите то, что мы делали на уроке. Запишите домашнее задание.  §11 (с. 66-71), стр.77 №4 (письменно в тетрадь).

3.2. Прощание

Время - 1 мин

Используемый метод «Дерево настроения».

Ключевые компетенции:

Учим:

  • Определить свое настроение
  • Контролировать свои эмоции и выражать их в знаковой форме
  • Уважать чужую точку зрения

  Развиваем:

  • Умение слушать товарищей и учителя

Подробное описание АМО по установленной схеме

Цель: отследить изменения эмоционального настроения учащихся.

Оборудование и материалы: (в зависимости что имеется у учителя в наличии: интерактивная доска или слайд к презентации или рисованный плакат с картинками).

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: Учитель возвращается к 1 слайду. По желанию учащиеся могут изменить свои фигуры на другие  значки.

Инструкция обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Учитель: Наш урок подошел к концу. Хочу сказать вам спасибо за вашу активность и вашу работу! Но прежде чем попрощаться, вспомним, что в начале урока мы «наряжали» дерево своим настроением. Если у кого-то настроение изменилось, то вы можете подойти к доске и изменить картинку (желающие выходят и меняют изображения). До свидания, ребята!