Индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме: Автоматизация звука «Р» в слогах «гра», «гро», «гру», «гры», в словах с этими слогами и фразах

Разделы: Логопедия


Форма занятия: индивидуальное.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Обучающаяся 1 класса.

Речевое заключение: ОНР III уровня.

Цель: Сформировать навык правильного произношения звука «Р».

Задачи:

  • Образовательная: Автоматизировать навык правильного произношения звука «Р» изолированно, в слогах «гра», «гро», «гру», «гры», в словах с этими слогами и фразах.
  • Коррекционно-развивающая: Стимулировать  мозговую деятельность ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, развивать артикуляционную моторику. Развивать навык фонемного и слогового анализа слов. Уточнить, активизировать словарный запас обучающейся. Закреплять навык согласования имен существительных с числительными, закреплять навык употребления предлогов «на», «со» во фразовой речи.

Воспитательная: Формировать самоконтроль.

Оборудование:

  • картинный материал с изображёнными на них предметами и явлениями природы на звук «Р».
  • карточка с текстом, скороговорки для закрепления произношения звука «Р» во фразовой речи.
  • схемы слов, фишки красного, синего, зелёного цвета для звукового анализа.
  • цифровая линейка.
  • разрезная азбука.
  • настенное зеркало.
  • набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений.
  • набор картинок для проведения пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуй, Арина!

- Поздоровайся. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, учителя. Давай покажем, как ты умеешь работать на занятии.

- Садись к зеркалу. Спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

2. Формулировка темы и цели занятия

- Арина, какой звук мы учились произносить на прошлом занятии? (Звук «Р»).

- В каких слогах, в словах с этими слогами и фразах мы учились произносить звук «Р» (Мы учились произносить звук «Р» в слогах «кра», «кро», « кру», «кры»  в словах с этими слогами и фразах).

- Умеешь ли ты произносить  звук «Р» в слогах «гра», «гро», «гру», «гры» в словах с этими слогами и фразах (Нет).

- Хотела бы научиться? (Да)

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук «Р» в слогах «гра», «гро», «гру», «гры» в словах с этими слогами и фразах.

- «Будь внимательна на занятии»!

3. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

- Начнём наше занятие с пальчиковой гимнастики

Обучающаяся совместно с учителем-логопедом выполняет упражнения пальчиковой гимнастики:

«Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний
— Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять...
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
(Упражнение «Пальчики здороваются»).
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая  остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже...
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
Мы про зайку не забудем —
ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!» (Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому).

«Ухо-нос»

(Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот»).

«Лезгинка»

(Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений).

«Кулак-ладонь-ребро»

(Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.)

Вывод: Арина, для чего ты делала пальчиковую гимнастику (пальчиковая гимнастика поможет мне научиться лучше говорить, писать, играя с пальчиками, я развиваю речь).

Артикуляционной гимнастики (гимнастики для губ и языка).

Перед обучающейся раскладывается набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений.

Арина, выбери только те картинки, которые помогут тебе научиться правильно и красиво произносить звук «Р». В процессе выполнения этого задания обучающаяся анализирует, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяет правильность выполнения задания совместно с учителем-логопедом.

Проведём артикуляционную гимнастику.

Посмотри в зеркало (посмотри, как я выполняю упражнение и повтори за мной).

  • Первое упражнение «Улыбка»: улыбнись, покажи зубки скажи на выдохе «и…».(2 р.)
  • Второе упражнение «Трубочка»: вытяни губы вперёд трубочкой, скажи на выдохе «у…». (2 р.)
  • Третье  упражнение: попеременное выполнение упражнений «Трубочка», «Улыбка» (4 р.)

Напоминаю, о том, что каждое упражнение мы выполняем в улыбке!

  • Четвёртое  упражнение «Наказать непослушный язык»:

(Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10).

  • Пятое упражнение «Лопаточка»:

(Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10).

  • Шестое упражнение «Чьи зубы чище»:

(Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону).

  • Седьмое упражнение «Барабан»:

(Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.)

  • Восьмое упражнение «Грибок»:

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.)

  • Девятое упражнение «Гармошка»:

(Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.)

  • Десятое  упражнение «Лошадки»:

 (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.)

  • Одиннадцатое упражнение «Маляр»:

(Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.)

  • Двенадцатое упражнение «Кто дальше загонит мяч»:

(Улыбнуться, положить широкий передник край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.)

Вывод:  Арина, для чего ты делала гимнастику для губ и языка?  (для того, чтобы язычок был сильным, крепким и подвижным, для того чтобы правильно и красиво произносить звук «Р»)

4. Закрепление артикуляционного уклада звука «Р»

Беседа по вопросам:

  1. Каким  должен быть язычок, когда мы хотим сказать звук «Р»: узким или широким (широким).
  2. За какими зубами он должен находиться: за верхними или за нижними  (за верхними).
  3. Какая должна быть воздушная струя: тёплая или холодная (тёплая), сильная или слабая (сильная)
  4. На что направлена воздушная струя (на кончик языка)
  5. Когда мы говорим звук «Р», что происходит с кончиком языка (он дрожит, вибрирует).

 Назови звук  (р…….). Назови звук громко, тихо, шепотом. Молодец!

На что похоже звучание звука «Р»? (на рёв мотора, рычание тигра, льва).

5. Автоматизация звука «Р» в слогах «гра», «гро», «гру», «гры», в словах с этими слогами

5.1 Внимательно послушай слоги, запомни их, повтори:

ГРА-ГРО-ГРУ
ГРО-ГРУ-ГРА
ГРУ-ГРА-ГРО

Молодец! Назвала слоги правильно.

А теперь мы будем называть слоги «гра, гро, гру, гры» и придумывать слова, начинающиеся на эти слоги или имеющие в своём составе эти  слоги:

ГРА-ГРА-ГРА   -  гранат, градусник, грач, виноград
ГРУ-ГРУ-ГРУ   -   груша, груши, груз
ГРО-ГРО-ГРО  -  гром, гроза, гроздь

(При затруднениях логопед предлагает подобрать предметную картинку со словом, начинающимся на заданный слог или имеющим в своём составе эти  слоги).

6. Звуковой анализ слова

- Арина, ты любишь загадки.

- Сейчас я загадаю тебе загадку. Послушай внимательно и постарайся её отгадать.

«Я румяную матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка
Упадёт сама в траву»

Арина, посмотри внимательно на картинки и найди отгадку.

ГРАНАТ
ГРАДУСНИК
ВИНОГРАД
ГРУША
ГРОМ
ГРОЗА
ГРАЧ

- Арина, из какого фрукта можно сварить варенье (из груши).

- Как называется варенье из груши (грушевое).

Со словом «Груша» проводится звуковой анализ.

- Арина, давай определим, из каких звуков состоит это слово.

Предъявляется картинка с изображением груши.

Первый звук в этом слове (г).

- Какой это звук: согласный или гласный, твёрдый или мягкий. Каким квадратиком мы его обозначим (синим). Какой звук слышится после (г): (р). Какой это звук: согласный или гласный, твёрдый или мягкий. Каким квадратиком его обозначим (синим). Какой звук слышится после (р): (у)  Какой это звук: гласный или согласный (гласный). Какой звук слышится после (у): (ш). Какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий (всегда твёрдый). Каким квадратиком обозначим. Какой звук слышится после звука (ш): (а). Какой это звук: гласный или согласный. Каким квадратиком обозначим.

- Какой первый звук в слове, какой второй, какой третий, четвертый, пятый. Сколько звуков в слове. Покажи на цифровой линейке.

- Какой по счёту звук «Р» в слове.

- Покажи на цифровой линейке.

- Найди гласные.

 - Посчитай: сколько их в слове.

 - Назови ударную гласную.

- Давай вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».

- Определи, сколько слогов в слове. Раздели слово на слоги.

- Назови первый слог, назови второй слог.

Вывод: Для чего мы выполняли это задание (Для того, чтобы слышать и правильно произносить все звуки в слове, правильно писать слова, на письме не пропускать буквы в словах).

7. Закрепление произношения звука «Р» в словах со слогами «гра», «гро», «гру», «гры» и  фразах

(Логопед выкладывает на столе картинки  с изображением  одной груши, двух груш и пяти груш)

- Давай посчитаем: Сколько груш лежит на столе.

Арина считает: «1 груша,2 груши, 3 груши, 4 груши, 5 груш, 6 груш, 7 груш».

Молодец!

- А теперь посчитай в обратном порядке.

Арина считает: «7 груш, 6 груш, 5 груш, 4 груши, 3 груши, 2 груши, 1 груши»

Логопед: «Арина, я взяла со стола одну красивую, крупную грушу».

Логопед: «А ты, сколько взяла со стола красивых, крупных груш».

Арина: «Я взяла со стола пять красивых, крупных груш»

Логопед: «Арина, я положила на стол пять жёлтых, сочных груш».

Логопед: «А ты, сколько положила на стол жёлтых, сочных груш».

Арина: «Я положила на стол одну жёлтую, сочную грушу»

Вывод: Для чего ты отвечала на вопросы (для того, чтобы правильно говорить все слова в предложении)

8. Закрепление произношения звука «Р» в скороговорках

(Логопед показывает карточку с текстом скороговорки и читает её).

- Арина, внимательно послушай скороговорку: «Груши, виноград, гранаты витаминами богаты»

- Арина, понравилась скороговорка (Да).

- Арина, что такое скороговорка.

(Логопед объясняет, значение слова «скороговорка»)

(Это предложение, фраза, в которой много слов с разными звуками, сложными для произношения. Скороговорки надо скоро говорить, т.е. говорить быстро.

Скороговорки помогают нам научиться говорить правильно, красиво, чётко, внятно, выразительно. Наша скороговорка поможет нам научиться красиво, чётко, правильно произносить звук «Р»).

- Арина, как назвать одним словом «груши, виноград, гранаты» (Фрукты)

Логопед объясняет: ( Груши, виноград, гранаты и другие фрукты очень полезны для здоровья человека. В них содержится много витаминов. Витамины - это  вещества, необходимые для жизни человека. Во время болезни мы особенно много едим фруктов, пьём соков, потому что в них много витаминов. Витамины помогают нам быстрее справиться с болезнью).

- Давай прочитаем скороговорку.

- Давай повторим скороговорку. Повторяй за мной скороговорку медленно. (проговаривание скороговорки), а теперь быстрее.

(Повторение скороговорки 2 раза)

9. Итог

Вот и заканчивается наше занятие. Давай подведём итог занятия.

- Какой звук мы сегодня учились произносить (Звук «Р»).

- Мы учились правильно произносить звук «Р» в каких слогах, словах и фразах?

(Мы учились правильно произносить звук «Р» в слогах «гра», «гро», «гру», «гры», в словах с этими слогами и фразах).

- Чему ещё мы сегодня учились на занятии (запоминали, повторяли слоги, придумывали и называли слова, определяли, где слышится и произносится звук «Р» в слове, определяли из каких звуков состоит слово, учились выговаривать скороговорку).

- Какие новые слова ты узнала.

- Арина, что нужно для того, чтобы правильно произносить звук «Р» (нужно следить за произношением звука «Р» в своей речи на уроке в школе, дома).

- Для чего нам нужно уметь правильно произносить звук «Р»? (чтобы правильно говорить, читать и писать).

- На каких уроках тебе пригодятся сегодняшние знания и умения?

- Понравилось тебе занятие.

- Арина, как ты работала сегодня на занятии. Оцени свою работу по таблице. Посчитай баллы. Что увидела? Молодец!

Занятие закончено.

Список литературы, используемой при составлении конспекта

  1. Репина З.А. Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Издательство: «Литур», 2005. — 208 с. — (Учимся играя). 
  2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука «Р» у детей 5-7 лет. Москва: Издательство: «ГНОД»  2018.- 48 с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.  Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. — 680 с.
  5. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь М.: Вентана-граф, 2007. — 32 с.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь Издательство "Лань", оформление, 1997.
  7. А.Л.Сиротюк Коррекция обучения и развития школьников. М.,ТЦ Сфера, 2002 г.
  8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М, «Владос», 1998 г.
  9. Лукьянова О.В. Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС. Методические рекомендации. https://proshkolu.ru/user/olyaloock/blog/534781
  10. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 64 с.