Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, экология, экологическое воспитание


Человек живет в определенной окружающей среде.
Загрязнение делает его больным,
угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…
Д.С.Лихачёв

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры. Только в период дошкольного детства, когда можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Неосознанное поведение в природе (прогулки, экскурсии), когда видишь, что дети срывают цветы, топчут газоны, ломают ветки позволили мне поставить следующие задачи:

  1. Воспитать защитников природы, сформировать экологические знания, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными.
  3. Руководство их эмоционально-чувственными реакциями на окружающую среду.
  4. Уметь ярко, красочно рассказывать о явлениях природы, правилах поведения в ней.

Для решение этих поставленных задач использую в работе принцип интеграции образовательных областей, что даёт возможность включать в педагогический процесс разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную и продуктивную.

Интегрированный подход подразумевает сотрудничество педагогов образовательного учреждения и родителей между собой на всех этапах работы с детьми. Использование интегрированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста позволяет, во-первых, составить планирование совместно со специалистами для организации совместной деятельности педагогов и детей. Во-вторых, соблюдается преемственность в работе детского сада и семьи. В-третьих, идет постоянная смена видов детской деятельности.

Так, как основная ведущая деятельность дошкольников – игра, я строю свою работу с использованием всех видов игр. Ещё Л.А.Венгер обращал внимание педагогов на то, что в игре ребенок проживает и переживает воображаемые события.  Значит, ситуация, пережитая в игре, как бы «присваивается», становится достоянием личного опыта детей. В игре ребенок может освоить правила поведения в природе, отношения к ней. Он учится незаметно для себя, решать игровую, а значит, привлекательную задачу, не навязанную взрослым. [1]. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. [2]. Например, игра «Сбор и сортировка предметов». Задание: найти и собрать предметы определенного размера (размером с твой нос, с ладошку и т.д.) Рассматривать предметы по размеру и цвету. Что с ним происходит в природе? Какие из них (в лесу, на поляне) лишние (бутылки, пакеты и т.д.)?

Или в ходе игры с водой дети замечают, что кораблик, сделанный из бумаги быстро, размокает. Нужно предложить детям найти более подходящий материал и объяснить свой выбор. Экологические игры позволяют развивать у детей разнообразные положительные качества монологическую и диалогическую речь, создают условия, которые раскрывают собственное «Я» ребенка, его личностные отношения с миром, умение поставить задачу «хочу – могу – сделаю», а игровые ситуации с использованием литературных персонажей (Карлсона, Незнайки, Айболита) не только раскрепощают детей в общении, но позволяют им успешно работать и играть в парах, подгруппах, группах.

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умения и желания активно беречь и защищать её осознано, выполнять нормы поведения в окружающей среде. Например, одно дело если ребёнку просто сказать, что ловить лягушек, рвать цветы, рубить деревья плохо, и совсем другое, если ребёнок знает, сколько живых существ связано с лягушками, цветами, деревьями, водой и сам может объяснить, что произойдёт с ними после их исчезновения, а затем сделает вывод что для человека лягушки, цветы, деревья и т.д. что они верные друзья, и человек должен быть для них другом. Так как они беззащитны перед человеком, требуют бережного отношения.

Помимо игровой деятельности необходимо вовлекать детей в исследовательскую деятельность, проведение опытов с песком, глиной, водой, воздухом, растениями, помогают лучше увидеть окружающий мир, значительность этих ресурсов в жизни человека, позволяет много узнать о человеке: «Проверим слух», «Слух сердца» и др.

Так как опыты напоминают ребятам фокусы, дети вовлекаются в эту работу самостоятельно, при закреплении материала проделывают всё сами. Это помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.

Использования в работе метод проектов помогает реализовать интегрированный подход в экологическом воспитание дошкольников. В рамках одной темы решаются различные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Открываются большие возможности в организации совместной познавательно- исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада. Например, проект «Покормите птиц зимой» в рамках этого проекта дети вместе с родителями смастерили кормушки, которые развесили на территории детского сада. В результате проделанной работы у детей появился интерес и ответственное отношение к тем, кто рядом. Любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает её, как умеет беречь и помогать ей.

В воспитании у детей любви к природе важна преемственность в работе детского сада и семьи. Проводя интегрированные мероприятий с родителями, мы решаем не одну, а сразу несколько задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поэтому были проведены консультации по темам: «Мой друг – Хома», «Как ухаживать за комнатными растениями». В результате проделанной работы в семьях появились хомяки, аквариумы с рыбками, комнатные растения. Были проведены акции «Посади елочку», «Цветы для клумбы». В результате проведения этих акций мы совместно с детьми и их родителями озеленяем территорию детского сада. Совместно с музыкальным руководителем и семьями воспитанников проводим развлечения, например, «Осень-гостья», «Праздник урожая» и т.д. В результате интегрированного подхода в экологическом воспитании, дети научились любить и беречь природу. Отражая свою любовь в рисунках, поделках, составлять описательные рассказы.

Таким образом, используя интегрированный подход в экологическом воспитании детей дошкольного возраста даёт возможность воспитать в детях любознательность и наблюдательность, развивать творческие способности, коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

Список литературы

  1. Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Т.И.Бабаева и др. Сост. И ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  2. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996.