Интегрированное занятие ООД в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный полет»

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ:

  • Обогащать познавательную сферу детей через игровое взаимодействие.
  • Воспитывать интерес к речевым играм, коммуникативную компетентность.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Сформировать у детей понятия: «комплимент», «космос», «космическое пространство», «солнечная система».
  • Закреплять обратный порядковый счет.
  • Закреплять навыки отгадывания загадок по теме «Космос».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать логическое и пространственное мышление
  • Формировать навыки выражения своего мнения
  • Развивать творческую фантазию и воображение у детей
  • Развивать концентрацию и переключение внимания
  • Развивать слуховое восприятие, активизировать речи
  • Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
  • Предупреждение психоэмоционального и мышечного напряжения
  • Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Материалы оборудование: цветок (мягкая игрушка), мячик мягкий «смайлик», мягкая игрушка «инопланетянин Мумрик», простой карандаш, бланк лабиринта «Космонавт», демонстрация на 3 мин «Знакомство с космосом».

Оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора, зеркальный шар с направленным лучом, напольный светящийся куб на пульте управления, воздушно-пузырьковые колонны, фибероптическое волокно.

Желательно, чтобы в группе было от 5 до 9 человек.

Длительность занятия – 25-30 мин.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу на ковре.)

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга! Скажем вместе:

«Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!».

Какое настроение у вас стало? Когда кто-то улыбается, то другим становится веселее? А еще можно поднять настроение другому человеку, когда говорят ему комплимент. А что такое «комплимент»? (Высказывания детей). Правильно! Комплимент – это когда мы говорим другому человеку что-то приятное про его внешность, характер или поведение. Давайте попробуем придумать друг другу комплименты!

1. Упражнение «Комплимент»

Цель: формирование коммуникативных навыков, межличностного доверия и группового сотрудничества, активизация словарного запаса, формирование парадигматических связей слов, развитие семантических полей.

Дети передают друг другу по кругу мягкую игрушку Цветок, каждый по очереди говорит соседу справа комплимент.

Психолог: А мне тоже хочется сделать вам приятное! Я покажу вам интересный фильм!

(Дети садятся на стулья, которые стоят на ковре).

2. Показ демонстрации «Знакомство с космосом»

Цель: формирование у детей понятия «космос», «космическое пространство», «Солнечная система».

(На экране демонстрируются слайды (звезды, планеты, небесные созвездия), которые комментируются психологом).

Ребята, а вы хотите отправиться в волшебное космическое путешествие?

3. Занимательный аутотренинг «Полет на ракете»

Цель: снятие психоэмоционального и физического напряжения.

Сегодня мы будем космонавтами. Вот наша космическая ракета (стулья). Садитесь в кресла пилотов поудобнее и отправимся в путешествие на ракете! Чтобы ракета взлетела, надо сделать обратный отсчет. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Возьмитесь руками за сиденье. Давайте вместе считать: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один …. Старт!». Ракета стартует. Напрягаем руки, пытаемся поднять себя со стулом. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно. Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы напряжены. Но вот наша ракета вышла в открытый космос. Тело стало легкое-легкое. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили. Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в космосе, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети изображают полеты в невесомости). Наконец, наша ракета села на какую-то планету. Откройте глаза! (Упражнение делается под тихую спокойную «космическую» музыку).

(В сенсорной комнате создается атмосфера «космического пространства». Выключается верхний свет, включается крутящийся зеркальный шар с направленным лучом, светящиеся напольные кубы, воздушно-пузырьковые колонны и фибероптическое волокна).

Психолог: Ой, ребята, посмотрите! Кто-то нас встречает на планете! (Выносится игрушка «Инопланетянин Мумрик»).

Мумрик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мумрик! А вас как зовут? (Дети по очереди называют свои имена). Я очень рад, что вы прилетели ко мне в гости! Я тоже когда-то был на вашей планете Земля. Только не очень запомнил слова, которые вы говорите. Поможете мне вспомнить?

4. Упражнение «Угадай, что я хочу сказать».

Цель: развитие речи (обучение звуковому облику слова, активизация словарного запаса), развитие быстроты реакции.

Мумрик: Я произнесу первый слог в каком-либо слове, а ты должен угадать все слово целиком по этому слогу. (Мумрик кидает каждому ребенку по очереди мягкий мячик «Смайлик» и задает вопрос. Дети кидают мяч обратно и отвечают. Например, пар(та), кни(га), друж(ба), солн (це) и т.п.).

5. Упражнение «Так бывает или нет».

Цель: развитие речи (способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова, активизация словарного запаса), аналитического мышления; формирование быстроты реакции, крупной моторики.

Мумрик: Ой, ребята, я вам сейчас расскажу, что я видел на вашей планете!

«Иду я как-то по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».

Психолог: Ребята, кажется, Мумрик что-то перепутал! Давайте его поправим. Что неправильно в его рассказе? (Дети объясняют, чего не бывает и почему.).

Мумрик: Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом Кубиком. Он все понимает, но не умеет говорить как вы. (Напольный световой куб начинает мигать разноцветными огнями (психолог незаметно нажимает на пульт управления кубом)). А вот я его понимаю! Он хочет с вами поиграть! Давайте поиграем в игру «Цвет-движение».

6. Упражнение «Цвет - движение» (Динамическая пауза со светящимся кубом)

Цель: формирование произвольного поведения, развитие крупной моторики и быстроты реакции.

(Дети встают на ковер. Включается динамическая «космическая» музыка.)

Мумрик: Когда Кубик загорится красным цветом вы должны хлопнуть в ладоши над головой, зеленым – присесть, синим – положить руки на пояс. (Цвета сначала переключать медленно, затем темп ускорить постепенно).

Мумрик: Ребята, вы сегодня много интересного узнали про космос. Мы с Кубиком хотели бы проверить, что вы запомнили и узнать как хорошо вы умеете разгадывать космические загадки.

7. Упражнение «Загадки о космосе»

Цель - развитие слухового восприятия, абстрактно-логического мышления, наблюдательности, памяти, речи, расширение словарного запаса.

Чудо-птица – алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.
(Звезды)

Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)

Мумрик: Кубик мне говорит, что ему очень понравилось с вами играть, и он хочет на память подарить вам подарок. Огонек, который осветит вам дорогу обратно домой.

(Раздается детям подарок от Кубика – светящиеся браслеты)

Мумрик: А чтобы вернуться к своей ракете вам надо сначала выйти из лабиринта.

8. Упражнение «Лабиринт «Космонавт»

Цель: развитие мелкой моторики, тренировка концентрации и распределения внимания.

(Дети садятся за столики. Им раздают бланки с лабиринтом «Космонавт» и простой карандаш. Дети проводят линию по лабиринту от космонавта к ракете.)

Психолог:- Ребята, нам пора возвращаться! До свидания, Мумрик и Кубик!

9. Занимательный аутотренинг «Возращение домой»

Цель: снятие психоэмоционального и физического напряжения.

Садитесь в кресла пилотов поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Ракета стартует! Давайте начнем обратный отсчет: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один …. Старт!». Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно. Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы напряжены. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили. Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и прилетели на Землю в наш детский сад! Откройте глаза.

А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость? В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах тела вы ощущали легкость? Из вас получились отличные космонавты!

10. Рефлексия

Цель: развивать умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением.

Психолог: Вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего?

(Выслушиваются ответы детей).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.И. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб., 2007.