Тренинговое занятие для учащихся на тему «Общение». 6–7-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба


Интенсивное развитие общения детей со сверстниками происходит в подростковом возрасте.

У подростка появляются новые интересы, что предполагает изменение своих отношений с окружающими людьми. Появляются повышенные требования по отношению к себе и ко взрослым. Он сопротивляется и протестует против детского отношения к нему, но в то же время не стремиться брать ответственность на себя за все свои поступки.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся понимать и себя и своих сверстников.

Общение оказывается настолько важным и интересным процессом, что у детей уроки и домашние обязанности отходят на дальний план. Общение с родителями также переходит на новый уровень. Становится больше противоречивых ситуаций.

В отношениях со сверстниками подросток старается реализовать себя и определяет свои границы и возможности в общении.

Для детей подросткового возраста важно умение общаться. Важно умение находить общий язык со сверстниками и правильно реагировать на различные тревожащие ситуации.

Школа является важным социальным институтом для детей. Она должна готовить ребенка к жизни, а жизнь – это не только академические знания, но и социализация.

В данном тренинговом занятии подростки смогут по-новому взглянуть на окружающих их одноклассников. Узнают о себе и окружающих что-то новое.

Цели:

  • обобщить знания о понятиях «общение» и «коммуникация»;
  • сплочение;
  • научиться видеть индивидуальность в окружающих;
  • научиться определять свои личные особенности;

Задачи:

  • дать представление о понятие «общение», «коммуникация» и о их формах;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • развитие внимательного отношения к окружающим, к их внутреннему миру.

Ход тренинга

1. Разминка «У меня лучше всего получается…»

«У меня лучше всего получается…»
(все учащиеся продолжают фразу по кругу).

- Чему бы вы хотели научиться у других?

2. Мозговой штурм «Что такое общение?»

- Как Вы думаете, а что такое общение?

"Общение" - это какое-либо взаимодействие людей. В данном взаимодействии участники не только передают друг другу информацию, но и выражают какие-либо эмоции. Общение включает в себя эмоции, чувства, оценки.

Наука доказала, что человеку необходимо общаться.

В процессе общения человек реализует свою потребность быть признанным, уважаемым другими людьми.

Понятие «общение» очень часто путают с другим, более модным понятием «коммуникация». [3]

- Как Вы думаете, что такое коммуникация?

Коммуникация — это только передача определенной информации без эмоций.

Общение является диалогом. Этим можно подчеркнуть равноценность каждого человека в общении, в наличии множества разноречивых точек зрения.

- Как Вы думаете какие формы общения существуют?»

Выделяют множество форм общения:

  • Межсоциумные (например, общение учителей и учеников в школе)
  • Межгрупповые (например, общение между старшими и младшими)
  • Межличностные (любое общение двух людей)
  • Общение между личностью и группой [4]

3. Упражнение «Шеренга»

Группа молча, не разговаривая старается выстроиться в порядке того что называет ведущий. Например, цвет волос (от темного к светлому или наоборот), цвет глаз (коричневый, голубой, зеленый), дата рождения.) [1]

Ведущий: Заметьте, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку.

Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными, но есть и качества, делающие нас похожими.

Например, какие?

 4. Упражнение "Волшебная рука"

Каждый участник группы на листе бумаги вверху записывает свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На пальце предлагается написать какое-либо одно свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу, и другие участники на и между пальцев пишут другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. Обсуждение: Что нового Вы узнали о себе?

Акцент при обсуждении ставится на том, как мы себя воспринимаем по одному, а другие видят нас по-другому. [2]

 5. “Ассоциации”

Один участник выходит за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий и задаёт вопросы:

- С каким деревом (цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется загаданный человек?

По ответам учащихся ведущий должен отгадать, кого же загадали. [3]

5. Упражнение «Рукопожатие»

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием» [1]

6. Рефлексия занятия

  • Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
  • Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

Список литературы

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков – Спб.: 2008 г.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – ССПб.: Речь, 2010 г.
  3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.
  4. Электронный ресурс: http://sitekid.ru/сhelovek/сhto_takoe_obshсhenie.htm