Игра-путешествие "Прогулка по Москве" для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Краеведение


Цель: Актуализация знаний детей о родном городе в рамках реализации проекта «Я покажу тебе Москву».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Речевое развитие:

  • Актуализировать знания детей об архитектуре Москвы в разные периоды истории (деревянная, белокаменная, кирпичная)
  • Обогащать активный словарь относительными прилагательными.
  • Расширять понимание значения предлогов и активизировать их использование в речи.
  • Совершенствовать умение составлять предложения по фотографии из личного опыта.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа и слов, состоящих из одного слога, двух слогов, трёх слогов.
  • Закрепить понятие «слог» и умение оперировать им.
  • Развивать связную, грамматически правильную речь, совершенствовать умение отвечать на поставленный вопрос кратко и полно, выслушивать друг друга до конца.

Познавательное развитие:

  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию, формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность.
  • Формировать умение понимать смысл поговорок, пословиц, связывать их с именем Москвы и с событиями им предшествовавшими.
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Расширять представления о Москве и её достопримечательностях.
  • Совершенствовать умение соотносить количество предметов с цифрой.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Совершенствовать умение устанавливать последовательность временных событий.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Познакомить с Третьяковской галереей и её создателем Павлом Михайловичем Третьяковым.
  • Развивать интерес к изобразительному искусству.
  • Познакомить с художниками И.Левитаном и П.Кончаловским.
  • Познакомить с жанрами живописи (пейзажем, натюрмортом, портретом) и их особенностями.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками на основе норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развивать самостоятельность, целенаправленность, самоконтроль и саморегуляцию собственных действий.
  • Формировать уважительное отношение к Москве.
  • Воспитывать любовь и гордость к своему родному городу.

Физическое развитие:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательную прогулку по Москве.

Помогать нам будут пословицы и поговорки о нашем городе.

Вот вам первая поговорка «Москва не сразу строилась». Как вы думаете, о чём эта поговорка? (Ответы детей)

Правильно, строительство Москвы началось очень давно и продолжается в наше время.

С чего же началось строительство нашего города? (С Кремля)

Давайте вспомним, каким Кремль был сначала? (Деревянным)

Каким стал потом? (Каменным)

Какой он теперь? (Кирпичный)

Молодцы. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поезд времени»

На столе лежат картинки с изображением Кремля в разные промежутки времени, разрезанные на две части. Дети берут по одной части картинки, ищут свою пару и встают парами друг за другом в определённом порядке.

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Как вы понимаете вот эту поговорку «Кремль – сердце Москвы» (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Кремль - главная достопримечательность нашего города.

Давайте отправимся на речную прогулку и посмотрим на Кремль с палубы теплохода.

Воспитатель раздает детям билеты на речную прогулку.

Каждый ребёнок получает карточку с изображением определённого количества предметов, считает количество предметов, и занимает место на теплоходе, где лежит такая же цифра.

Дети смотрят видеоролик «Теплоходная экскурсия по Москве-реке».

Во время речной прогулки воспитатель задает детям вопросы:

  1. Как называется река, по которой мы плывём? (Москва-река)
  2. Давайте вспомним, о каких еще реках Москвы мы с вами говорили? (Неглиннная, Яуза)
  3. По какой реке мы не сможем проплыть? (по Неглинной)
  4. Почему? (Она протекает под землёй, в трубах)
  5. Какая река самая длинная, протекает через всю Москву? (Яуза)
  6. Что мы видим? (Стены Кремля, башни)
  7. А одинаковая ли у них форма? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые)

Воспитатель: Наш теплоход причалил к пристани, выходите на берег.

После просмотра видеоролика дети встают и выходят на ковёр.

Воспитатель задает детям вопросы:

- Кто помнит, сколько башен Кремля? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно их много, двадцать.

- Кто знает, как называются башни Кремля? (Оружейная, Набатная, Царская, Безымянная….)

- Давайте вспомним, как называется главная башня Кремля? (Спасская)

- Как можно узнать Спасскую башню? (По часам)

- Как называются главные часы нашей страны? (Куранты)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру и вспомним, какие ещё бывают часы.

Проводится игра с мячом «Какие бывают часы?»

Дети встают в круг. В центре – воспитатель с мячом.

Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и задавать вопрос. Вы отвечаете и возвращаете мне мяч. Например, часы могут стоять на полу. Какие это часы? (Напольные.) Часы, которые висят на стене – настенные; часы, которые носят на руке – наручные; часы, которые носят в кармане – карманные; часы, которые размещают на башне – башенные; часы, которые ставят на камин – каминные; часы, которые ставят на стол – настольные. На часах ремешок из кожи – кожаный; браслет из металла – металлический; браслет из золота – золотой; браслет из серебра – серебряный. Часы, которые будят нас по утрам – будильник.

 Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о часах.

Наша прогулка продолжается и вот вам следующая поговорка «Кто в Москве не бывал, тот красы не видал».

О чем эта поговорка? (Ответы детей) Наш город очень красивый, в нём много достопримечательностей.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и увидим, какие красивые места посещали вы с родителями.

«Мой любимый уголок Москвы» - составление коротких рассказов о Москве из личного опыта. На экране слайд с фотографиями детей в разных местах Москвы. Дети рассказывают о достопримечательностях города, которые они посетили с родителями.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю, вам познакомиться ещё с одним очень красивым местом. Занимаем свои места, продолжаем экскурсию.

(На экране появляется изображение Третьяковской галереи)

Воспитатель: В Лаврушинском переулке стоит сказочный терем красного и белого цвета – это Третьяковская галерея, крупнейший художественный музей мира. Название музея происходит от фамилии братьев Третьяковых, которые его основали. Перед входом в музей стоит памятник Павлу Михайловичу Третьякову. Он был коллекционером, собирал картины, помогал бедным художникам и создал музей, в который могут ходить все люди. Вот и мы сейчас отправимся в этот музей.

Дети смотрят видеоролик о Третьяковской галереи.

Воспитатель: Вот он, сказочный дом. Смотрите, как много людей хотят посетить крупнейший художественный музей мира. В залах Третьяковской галереи можно увидеть картины разных жанров, написанные русскими художниками в разное время. Здесь и портреты людей разных времён. Картины разные по форме, размеру. Пейзажи, на которых изображены разные сюжеты, натюрморты. Все картины в красивых старинных рамах. Переходя из зала в зал, люди любуются красотой картин.

Воспитатель: В какой из залов сейчас отправимся мы с вами, попробуйте отгадать.

(Воспитатель загадывает загадки о жанрах живописи).

Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу или грушу или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.

На экране слайд с изображением натюрмортов.

Воспитатель: Все эти натюрморты написал русский художник Петр Кончаловский.

Дети рассматривают картины на слайде.

Воспитатель: Послушайте, что мы увидим в следующем зале.

Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.

На экране слайд с изображением пейзажей.

Воспитатель: Все эти пейзажи русской природы написал художник Исаак Левитан.

Дети рассматривают картины и отвечают на вопросы воспитателя.

  1. Какое время года изображено на картине вверху слева?
  2. Какое время года изображено на картине вверху справа?
  3. Какое время года изображено на картине внизу слева?
  4. Какое время года изображено на картине внизу справа?

Воспитатель: А вот что мы увидим на картинах в следующем зале?

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.
Летчик или балерина, или Колька твой сосед -
Обязательно картина называется портрет.

Воспитатель: В этом зале мы увидим портреты. На экране появляется портрет П.М.Третьякова. Это – портретоснователя Третьяковской галереи – Павла Михайловича Третьякова.

На экране появляется портрет В.Васнецова. Это - портрет художника Виктора Васнецова – он придумал сказочный терем.

На экране появляется портрет И.Левитана. Это - портрет художника Исаака Левитана – мы любовались его пейзажами русской природы.

На экране появляется портрет П.Кончаловского. А это - автопортрет Петра Кончаловского – он любил писать натюрморты.

Воспитатель: Вот и закончилась наша первая экскурсия по Третьяковской галереи.

Воспитатель предлагает детям выйти на ковёр.

Воспитатель: Мы познакомились с разными жанрами живописи, с картинами замечательных художников, а теперь давайте сами превратимся в художников.

Пальчиковая гимнастика – «Я – художник»

Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил, 
А рядом с ним корову.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..»)

Направо дом, Налево сад...

(Пальцы складываются домиком). (Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»).

В саду двенадцать кочек. 
На ветках яблочки висят, 
И дождичек их мочит.

 (Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)

(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол, 
Тянусь как можно выше. 
И свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой руки.) (Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх).

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь). (Улыбка удовлетворения на лице).

Воспитатель: Давайте устроим свою галерею. (Создание галереи)

(Воспитатель предлагает детям выйти в раздевалку, в которой на столе лежат репродукции картин И.Левитана, П.Кончаловского, В.Серова и предметы, необходимые для крепления).

Воспитатель: Смотрите, на столе лежит много разных картин, давайте пейзажи повесим на стену, портреты будут висеть на верёвочке, а натюрморты поставим на подставки на стол.

Проводится игра «Развесь картины по порядку»

Дети развешивают репродукции картин по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт). После выполнения задания, воспитатель спрашивает детей, где расположены пейзажи, портреты, натюрморты. Дети вспоминают имена художников и названия картин.

Воспитатель: Молодцы. Какая красивая у нас получилась галерея.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

(Дети возвращаются в группу)

Воспитатель: Дети, как ещё можно путешествовать по Москве? (пешком, на автобусе, трамвае, троллейбусе, метро, МЦК, такси …)

Сейчас мы и прокатимся по Москве.

Динамическая пауза«Московские кольца»

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Прокати меня, Москва по колечку, по кольцу!
(Меняют направление движения)
У тебя большие кольца и тебе они к лицу.
(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Выполняют ритмичные приседания).
Одно кольцо Садовое, Садовое – домовое.
Там и тут, там и тут на кольце дома растут.
(Бегут по кругу, взявшись за руки)
Кольцо другое, новое – метро-метро – метровое.
(Выстраиваются «паровозиком» и двигаются по кругу)
По кольцу под землёй мчится поезд голубой.

Воспитатель: Посмотрите, куда мы с вами приехали?

(На экране изображение Останкинской башни)

Воспитатель: Как называется эта башня? (Останкинская)

Вот вам ещё одна поговорка «Говорят в Москве, а слушают по всей стране». О чём, она? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, все новости первыми узнают в Москве и только потом, посредством радио и телевидения, вещают на всю Россию.

Недавно в новостях по телевизору передавали, что на «Городской ферме» у овечки Доли и барана Елисея родился ягнёнок и всех москвичей просят помочь и придумать имя ягнёнку.

Кто знает, где находится «Городская ферма»? (Ответы детей)

Правильно на главной выставке страны, на ВДНХ.

(На экране появляется изображение главного входа ВДНХ)

Воспитатель: От главного входа ВДНХ надо пройти прямо до фонтана. ( На экране появляется изображение фонтана «Дружба народов»)

Как называется этот фонтан? (Ответы детей)

Воспитатель: От фонтана «Дружба народов» надо пройти вперед до…

(На экране фонтан «Каменный цветок»)

А этот фонтан как называется? (Ответы детей)

Правильно. Идем дальше. (На экране изображение павильона «Космос»)

Кто помнит, как называется этот павильон? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. За павильоном «Космос» совсем недалеко располагается «Городская ферма».

Воспитатель предлагает детям найти в группе изображение павильона «Космос». Открыв дверь с фотографией павильона, ребята попадают на «Городскую ферму» (логопедический кабинет, на двери которого фотография фермы).

Экскурсия на Городскую ферму.

Воспитатель: Посмотрите, как много домашних животных и домашних птиц живёт на ферме.

Обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете почему? В маленьком загоне гуляли их детёныши, а теперь здесь их нет. Как и все малыши, они любопытные и очень любят играть, особенно в прятки. Поможем домашним животным найти малышей?

Каждый из вас должен найти одного детёныша, сказать, где он прятался, и вернуть малыша маме. Искать вы будете по очереди, чтобы не испугать малышей. Дети выполняют игровое задание «Где, чей детеныш спрятался».

Воспитатель: Теперь все мамы довольны. Кто помнит, зачем мы сюда пришли? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, мы хотели посмотреть на ягнёнка, который недавно родился, и придумать ему имя.

Творческая игра «Придумай имя»

Воспитатель: Каждый из вас придумывает имя, называет его, отхлопает и скажет, сколько слогов в имени. Я буду записывать придуманные вами имена на листок. Потом мы отправим письмо с придуманными вами именами на ВДНХ.

Дети выполняют задание и определяют, кто придумал самое длинное, а кто - самое короткое имя. Воспитатель записывает придуманные детьми слова. Кладёт письмо в конверт с маркой ВДНХ.

Воспитатель: Нам пора уходить с фермы. Малыши устали и им нужно отдохнуть, а нам надо отправить письмо.

Воспитатель с детьми возвращается в группу, опускает письмо в заранее установленный в игровом уголке почтовый ящик и предлагает детям подойти к мольберту, на котором расположена карта Москвы с изображением достопримечательностей.

Игровое задание «Путешествие по карте»

Воспитатель: Вот карта Москвы. Давайте внимательно посмотрим, найдём места, где мы с вами побывали и отметим их красными магнитами.

Дети находят и называют, места, где были и отмечают магнитами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько ещё интересных мест, где мы с вами еще не были.
На столе лежат картинки с изображениями достопримечательностей Москвы.

Воспитатель: Давайте найдём их на карте и отметим зелёными магнитами, туда мы обязательно отправимся в следующий раз.