Интеллектуальный марафон (из опыта работы)

Разделы: Русский язык


Республиканское общество по поиску и развитию одаренных детей «Дарование» является структурным подразделением Республиканского лицея. Ежегодно общество проводит фестивали юных математиков и физиков, которые были организованы по примеру Уральских турниров.

Основной задачей фестиваля является выявление способных к точным наукам учащихся среднего звена (5-8 классы), стимулирование интереса к математике и физике, выработка командного духа школьников; кооперация учителей школ по регионам.

В рамках фестиваля проводится интеллектуальный марафон по гуманитарным предметам: по русскому языку и литературе, якутскому языку и литературе, английскому языку, по истории и краеведении. С учетом одного из требований ФГОС – воспитание ученика «любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной языки, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, что предполагает знание обучающимися и своей малой родины», в задания включены вопросы из истории родного края.

Целью интеллектуального марафона является определение уровня кругозора учащегося.

Предварительно создается оргкомитет, который осуществляет непосредственное руководство, формирует состав предметной комиссии, определяет победителей и подводит итоги.

Члены предметной комиссии составляют нестандартные задания по каждому предмету, которые должны соответствовать требованиям программы и возрасту участников, критерии их оценивания, отвечают за конфиденциальность заданий до проведения марафона, участвуют в проверке работ.

Марафон проводится в форме игры со станциями. Каждый этап проводится в отдельных кабинетах-станциях. Маршрут перехода выдается заранее капитанам команд. Участники марафона перемещаются по станциям и рассаживаются по одному за каждым столом. На выполнение заданий одного предмета отводится 10 минут. По окончании отведенного времени член предметной комиссии собирает работы участников. На перемещение с одной станции на другой и на проверку работ отводится 5 минут. Все решения каждого этапа протоколируются.

Итоги марафона подводятся по ряду номинаций, определяются победители по каждому предмету; победители по итогам всех предметов; команда-победитель по итогам всех предметов.

Задания марафона гуманитарного цикла составлены учителями Республиканского лицея Н.И.Гаврильевой (история), А.И.Винокуровой (краеведение), Т.В.Прокопьевой, М.Г.Власовой (русский язык и литература).

Русский язык

1. Сколько раз встречается звук [ы] в следующем предложении? Аист жил у нас на крыше, а в подвале жили мыши. 2. Какое слово из списка не имеет ударения на окончании? Созвонимся, торты, камбала, приняла, скула. 3. В каких словах находятся рядом два гласных звука? Театр, какао, союз, струя. 4. Какое языковое средство использовано в пословицах? Старый друг лучше новых двух. Маленькое дело лучше большого безделья. 5. В сочетании с каким словом прилагательное тонкий употребляется не в том значении, что в остальных? Запах, работа, намек, одеяло, различия, обращение, ценитель. 6. Какой части речи следующие слова? Двойка, двойной, удвоить, второй. 7. Какие слова относятся к женскому роду? Сирота, гроздь, вуаль, ворота, тюль, цунами. 8. Какие слова имеют нулевое окончание? Багаж, неуклюж, невтерпеж, муж, похож. 9. Что общего в словах? Квадрат, тетрадь, квартал, четверть, квартет. 10. Расставьте запятые: Кто б ни был (1) ты (2) печальный мой (3) сосед(4) люблю тебя, как друга юных лет, тебя (5) товарищ (6) мой случайный.

Ответы: 1. Шесть раз. 2. Торты. 3. Театр, какао. 4. Антоним. 5. Одеяло. 6. Двойка - существительное, двойной – прилагательное, удвоить - глагол, второй – числительное. 7. Гроздь, вуаль. 8. Багаж, неуклюж, муж, похож. 9. Все слова происходят от корней со значением «четыре». 10. 2,4,5.

Литература

1. Кому из писателей принадлежит афоризм «Краткость – сестра таланта»? 2. Какое историческое событие легло в основу стихотворения М. Лермонтова «Бородино»? 3. Кто из литераторов открыл в России первый университет? 4. Как называется прием, использованный С. Есениным: «Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка»? 5. Расположите произведения по мере их появления, начиная с самого древнего: басни, фольклор, мифы, летописи. 6. Назовите жанр произведения А. Пушкина «Руслан и Людмила». 7. Какой художественный прием содержат фразы «как сеть, мелькали» и «прыгает, как мяч»? 8. К какому роду литературы относится рассказ как жанр? 9. Вспомните первую строчку произведения: «…Еще ты дремлешь, друг прелестный…» 10. Установите соответствие между зарубежной пословицей и русской:

*С богачом о бедности не говорят.

 *Слово – серебро, молчание – золото.

*Друга узнаешь в опасности.

 *Из мухи делать слона.

*Молчаливость лучше многословия.

 *Плясать под чужую дудку.

*Из иголки делают палку.

 *Друзья познаются беде.

*Плясать под чужую музыку.

 *Сытый голодного не разумеет.

Ответы: 1. А.П. Чехову. 2. Отечественная война 18012 года. 3. М.В. Ломоносов. 4. Олицетворение. 5. Мифы, фольклор, летописи, басни. 6. Поэма. 7. Сравнение. 8. Эпос. 9. «Мороз и солнце; день чудесный!» 10. а) С богачом о бедности не говорят. - Сытый голодного не разумеет. б) Друга узнаешь в опасности. - Друзья познаются беде. в) Молчаливость лучше многословия. - Слово – серебро, молчание – золото. г) Из иголки делают палку. - Из мухи делать слона. д) Плясать под чужую музыку. - Плясать под чужую дудку.

Английский язык

1. Cross out the old word. Исключите лишнее.
1. stay, play, __________, study.
2. teacher, brother, partner, __________.
3. ten, four, two, _________.
4. _________, in, for, about.
5. take, play,__________, write.
6. potato, ___________, apple, cheese.
2. Fill in the gaps. Поставьте глагол в форму нужного времени.
Last weekend my mother and father (1) _________ to the country (2) __________ my grandmother and grandfather. I (3) _______ at home alone. I (4)________ computer games, (5)________ my homework, (6)_______a nice picture for my Art lesson on Monday. Soon I (7)_________ hungry. But there (8) _________ nothing (9)________ in the fridge. So I (10)________ to the shop. I (11) __________ lost of food. It is nice (12)_________ at home alone. Next Sunday my family (13)__________ to their friends. And I (14)_________ at home again.

Ответы: 1) 1. party 2. together 3. sixth 4. the 5. went 6. cup. 2) 1. went 2. To see 3. was 4. played 5. did 6. drew 7. felt 8. was 9. to 10. went 11. bought 12. to be 13. will go 14. will stay.

История

1. а) Якутск был основан в 16_ _ году Петром _________, Санкт-Петербург был основан в 17_ _ году ________ Первым. б) Создателями славянской письменности являются ________ и ________, создателем первого якутского алфавита является ________. в) В 16_ _ году Трека Орсукаев, Нохто Никин и Мазары ________ совершили поездку в Москву и встретились с царем ________ Алексеевичем. г) 1_67 – 1_68 годах в работе Уложенной _________ , созванной Екатериной __________, принимал участие Софрон _________ из Якутии.
2. С какими историческими событиями связаны даты: а) 1 августа 1914 года – 11 ноября 1918 года? б) 1 сентября 1939 года - 2 сентября 1945 года? в) 27 апреля 1922 года? г) 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года? д) 30 декабря 1922 года – 25 декабря 1991 года? е) 12 декабря 1993 года?

Ответы: 1. а) 1632, Бекетовым, 1703, Петром. б) Кирилл и Мефодий, С.А. Новгородов. в) 1676, Бозеков, Федором. г) 1767 – 1768, комиссии, второй, Сыранов. 2. а) 1 мировая война. б) 2 мировая война. в) Образование ЯАССР. г) Великая Отечественная война. д) Образование и распад СССР. е) Принятие Конституции РФ.