Занятия по правовому воспитанию младших школьников

Разделы: Социальная педагогика

Классы: 3, 4

Ключевые слова: права ребенка


Цель. Занятие разработано с целью знакомства школьников с основными положениями Конвенции о правах ребенка, знакомства с ее историей, показа единства прав и обязанностей учеников в школе и дома, осознания правильного формирования и трактования понятий об этих правах.

Задачи:

  • Познакомить школьников с основными положениями Конвенции о правах ребенка;
  • Сформировать представление о правах ребенка и его обязанностях;
  • Познакомить с историей Конвенции о правах ребенка;
  • Разграничить понятия «права» и «обязанности» и показать их единство;
  • Воспитать уважение к правам окружающих;
  • Способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • Научить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Актуальность. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека с раннего детства. И от того, как дети будут понимать свои права и обязанности и, как они будут относится к правам другого человека, зависит и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтоб с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Правильное понимание своих прав и обязанностей научит детей уважительному отношению к окружающим, что позволит предотвратить в дальнейшем негативное проявление поведения и нарушения прав других.

Для этого необходимо формировать правовые знания, начиная уже с первого класса. Применять на уроке разные формы и методы ведения урока, так как детям младшего возраста тяжело долго концентрировать внимание на чем-то одном. Начинать урок нужно с беседы и введения детей в тему, знакомства с основными понятиями, а также подключать дискуссию с классом. Затем познакомить с Конвенцией о правах ребенка, с ее историей создания и изучить основные права, наглядно показав ученикам презентацию, после этого обсудить увиденное и закрепить полученные знания в интерактивной форме (дети сами придумывают ситуации по каждому праву и разыгрывают их). Такой ход урока поможет лучшему усвоению правового материала у школьников младшего возраста.

Ожидаемый результат занятия:

  • Дети познакомятся и изучат свои права;
  • Научатся правильно их понимать и ими пользоваться;
  • Научатся различать понятия «права» и обязанности»;
  • Будут выполнять свои обязанности и не нарушать чужих прав;
  • Будут уважительно относится и не нарушать права других;
  • Заинтересуются изучением своих прав и обязанностей.

Для проведения занятия вам понадобится: компьютер, мультимедийная доска и конвенция о правах ребенка.

Соц. педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы говорим с вами о ваших правах и обязанностях. Вы все знаете, что везде существуют свои правила и порядки, которые мы должны соблюдать. У каждого из вас дома наверняка есть свои правила и имеются свои обязанности. В школе свои, в общественных местах свои. Мы часто слышим слова «права», «обязанности», но что они означают, знают не все.

Скажите, а что такое права человека на ваш взгляд? (дети высказывают свое мнение и понимание).

(Далее социальный педагог дает определение значения прав человека).

Права человека, ребята, – это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают и особыми правами, о них вы узнаете чуть позже.

Как вы думаете, кто несет ответственность за ваше развитие, обучение и воспитание? (школьники высказывают свое мнение.) далее соц. педагог говорит детям правильный ответ: Это ваши родители и государство. Однако не все зависит от родителей. Во многом ответственны, за свои поступки и вы сами. Мы поговорим сегодня с вами не только о правах, но и обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности? (Ребята высказывают свое мнение, затем соц. Педагог знакомит их с определением).

Обязанности – это то, что должны делать все люди. Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека. Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать окружающим и не обижать никого. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду – в школе, на улице, в общественных местах, дома. Главное – помнить о своих обязанностях.

Ребята, а кто может мне назвать, какие у вас есть дома обязанности? (Ученики называют свои обязанности).

Социальный педагог. Ребята, только, что мы с вами разобрали, что же такое права и обязанности. Теперь я вас познакомлю с вашим первым главным документом (раздает ученикам Конвенцию о правах ребенка).

Он называется Конвенция о правах ребенка. Сейчас я вам расскажу, откуда она появилась, что в ней написано.

Много лет назад (примерно сто лет назад) во многих странах мира дети жили в плохих условиях, дети много работали на тяжелых работах, от этого они часто болели и умирали. В то время дети не учились в школах и не умели писать и читать. Тогда взрослые задумались над тем, как им защитить своих детей от тяжелых работ, болезней и смерти. В 1923г. Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребенка.

Декларация – это объявление, заявление правительства, а женевской ее назвали по месту ее принятия – в городе Женева. Это был первый документ о защите прав детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребенка, его права были определены недостаточно четко. Позже складывались все новые и новые декларации.

«Всеобщая декларация прав человека» -1948г. Затем «Декларация прав ребенка» - 1959 году. Правительство различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей.

Тем не менее, ученые на основе своих наблюдений пришли к выводу о том, что:

  • дети - незащищенная, бесправная часть населения;
  • их могут обидеть взрослые;
  • в ряде государств дети не могут получать образование.

Тогда начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребенка. Конвенция вступила в силу в 1990 году, а принята была 20 ноября 1989г. Это именно тот, документ, который, сейчас находится у вас в руках. Теперь давайте разберемся, какие все же есть у вас права? Внимание на экран (детям показывают презентацию о правах ребенка, знакомя их со своими правами в картинках с помощью мультимедийной доски). (Приложение 1). После просмотра презентации социальный педагог просит повторить учеников, какие права они запомнили из презентации, после чего идет разбор каждого их права.

1. Право на жизнь. Жизнь ребята – это самое ценное, что есть у каждого человека. Никто не имеет права лишать человека жизни или наносить вред его здоровью. Чтобы твоя жизнь и жизнь твоих близких, друзей была в безопасности, ты должен четко соблюдать правила безопасного поведения.

(Далее идет обсуждение понимания этого права, ребятам задаются вопросы и предлагают подумать над ответами)

Ребята, какие правила безопасности вы знаете?

Какие правила безопасного поведения в школе вы знаете?

Что нужно делать, чтобы не нанести вреда своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других людей? (нужно внимательно следить за своими поступками, соблюдать технику безопасности).

А сейчас я приглашаю двоих добровольцев (двое ребят выходят к доске и им предлагается придумать и разыграть ситуацию из жизни или сказки, где нарушено правило на жизнь), после этого идет обсуждение разыгранной ситуации и находятся выходы из этой ситуации.

Далее социальный педагог подводит итог по этому праву. Ребята, помните, что человек, прежде всего, сам должен заботится о своей жизни, о своем здоровье и ни в коем случае не нарушать право других людей на жизнь. Самое дорого у человека – это жизнь.

2. Право на образование

Вы все ходите в школу, получаете знания – это одновременно ваша обязанность и ваше право. Каждый ребенок, достигший возраста 7 лет, должен учиться в школе. Ты имеешь право учиться в любой школе; никто не может запретить тебе ходить в школу, если это не наносит вред твоему здоровью. Например, если ты болен, то врач до полного твоего выздоровления может запретить тебе посещать школу. Как ты думаешь, зачем человеку учиться и получать образование? (дети дают свои ответы).

Россия – это наша страна, наша Родина. Будущее России зависит от вас, маленьких граждан своей страны.

Если большинство людей были бы безграмотными, страна не смогла бы развиваться. Безграмотность населения тормозило бы развитие науки, производства; не было бы профессионалов, квалифицированных работников.

Далее приглашаются еще добровольцы, которые придумают и разыграют ситуацию, где нарушено это права. После идет обсуждение, как в этой ситуации избежать нарушение прав.

3. Право на уважительное отношение.

Как вы думаете, что это за право? (дети высказывают свое мнение)

Люди должны относится уважительно друг к другу. Никто не имеет права унижать, оскорблять другого человека. Поэтому, где бы ты не находился в школе или дома, на улице, ты должен внимательно следить за своим поведением, речью, чтобы случайно не оскорбить или обидеть кого-либо. Ребята, как вы думаете, что могло бы случиться, если бы люди не придумали этого права? (ребята высказывают свое мнение) Правильно, люди бы ссорились, ругались, обижали бы друг друга, и никто не мог бы защитить их.

Затем приглашаются другие два добровольца, которым тоже предлагается придумать сценку, где нарушено это право. После чего идет обсуждение сценки и находятся пути решения ситуации, как надо было поступить в этой ситуации, чтобы не нарушить права другого.

4. Право на защиту от жестокого обращения.

Ни кто не вправе вас избивать, причинять вред вашему здоровью.

Далее так же приглашаются добровольцы для разыгрывания ситуации по этому праву и обсуждение ситуации, выход как избежать нарушения права в этом случае.

5. Право на собственное мнение.

Ребята, как вы думаете, что такое мнение?

(дети дают свое определение данному слову)

Мнение — это суждение каждого человека по тому или иному вопросу.

Теперь давайте разберем, как правильно нужно отстаивать или выражать свое мнение.

Свое мнение нужно высказывать так, чтобы никого не обидеть и никого не оскорбить.

Помни, если собеседник не согласен с твоим мнением, это не значит, что он не прав! Каждый думает по-своему и это его право. И если ты все же, высказываешь свое мнение, делай, это вежливо не унижая, и не оскорбляя другого достоинства другого.

Далее также приглашаются добровольцы для разыгрывания ситуации по этому праву и обсуждение ситуации, выход, как избежать нарушения права в этом случае.

6. Право на отдых.

Каждый человек обладает правом на отдых. После занятий в школе ты можешь прийти домой и отдохнуть, но не забывай про обязанность выполнить домашнее задание. В школе ты имеешь право на отдых на переменах. Твои соседи, родители также имеют право на отдых, поэтому ты не должен громко слушать музыку, шуметь, кричать.

Далее так же приглашаются добровольцы для разыгрывания ситуации по этому праву и обсуждение ситуации, выход как избежать нарушения права в этом случае.

7. Право на медицинскую помощь.

Когда нам не здоровится или, что-то болит мы обращаемся за помощью к врачу.

8. Право на Ф.И.О.

При рождении родители обязаны дать своему ребенку фамилию, имя и отчество, которое записывают ваш первый самый важный документ Свидетельство о рождении.

9. На помощь со стороны государства по защите прав.

Ребята, помните, если вы считаете, что кто-то нарушает ваши права, вы всегда можете обратиться за помощью к вашему социальному педагогу, в органы опеки и попечительства или в полицию. Это те люди, которые защищают ваши права и интересы.

Сегодня мы разобрали не все ваши права, а лишь только часть их. Так как в конвенции о правах ребенка собрано целых 54 ваших права, с ними вы можете ознакомиться дома с родителями. На этом наш с вами урок закончился. Но я предлагаю нам его продолжить на следующем занятии, вы расскажите, какие еще у вас есть права, которые мы с вами сегодня не разобрали и какие есть обязанности у каждого из вас.

Приложение 1 – презентация по правам https://yadi.sk/i/beQiuwqU6_d-VQ

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка.