Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная:

  • познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;
  • развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитательная:

  • Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе.

Развивающая:

  • Развитие речи учащихся, логического мышления.

Задачи:

  • Учить распознавать в речи имена прилагательные;
  • Формировать навыки грамотного письма;
  • Развивать самоконтроль, мышление, речь;
  • Учить работать совместно, в парах;
  • Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Словарная работа

- Начнём урок с повторения словарных слов.

Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишете с комментированием в тетради.

Схватил за щёки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу:
Но кто же это? Вот вопрос!
Всё это делает...  (Мороз.)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все... (Алфавит.)

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? ( Медведь.)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти тут веселее.
Этот путь зовут ( Аллея.)

-  Соберите слово из первых букв словарных слов. (Мама)

3. Актуализация знаний

Ответьте на мой вопрос одним словом.

- Какая у тебя мама?

- Мы подобрали так много красивых слов. Для описания какой части речи мы использовали наши слова? (Для имени существительного – мама)

На какой вопрос отвечают наши слова? (Какая?)

Может кто-то знает какая это часть речи? (Имя прилагательное)

А что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

Кто скажет тему нашего урока? (Имя прилагательное)

4. Постановка цели и задач урока

- Сегодня мы с вами будем учиться находить имена прилагательные и выясним для чего они нужны в нашей речи.

5. Открытие новых знаний

По данным именам прилагательным определите, о ком или о чём идет речь?

Солнечный, теплый, весенний. 
Красивый, белый, маленький.
Первая, свежая, зелёная. (Дети дают свои варианты ответов.)

Появляются картинки. (Трава, день, подснежник.)

- С появлением картинок легче стало выполнить задание?

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным)

Задайте вопрос от имени существительного к прилагательным.

День (какой?) солнечный, теплый, весенний.

Подснежник (какой?) красивый, белый, маленький.

Трава (какая?) первая, свежая, зелёная.

- Какое время года напомнили вам эти картинки? (Весну)

Почему мы заговорили о весне? (Начался март)

Прочитайте стихотворение.

К нам весна шагает 
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами. 
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

- Найдите в тексте имена прилагательные. (Быстрыми, чёрные, тёплые)

- Какие слова они поясняют? (Шагами, проталины, ноги)

6. Первичное закрепление знаний. Задание в формате ВПР

Прочитайте текст.

1). Хорошо весной  в лесу!  2). Ярко светит весеннее солнце. 3). По голубому небу плывут лёгкие облака. 4). Дует тёплый ветерок. 5). Появилась молодая травка. 6). Выглянул голубенький подснежник. 7).  На берёзках распускаются резные листочки. 8). Запел весёлую песню скворец.

- Выпишите из предложений 3, 5, 6 все имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся.

Задайте вопрос от имени существительного к прилагательному. Запишите в тетрадь.

Делаем вывод.

- Какой вывод мы можем сделать о связи прилагательных и существительных? (Прилагательные употребляются вместе с именами существительными, образуя словосочетание, как бы прилагаются к ним)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные ? (какой? какая? какое? какие?)

- Что обозначают? (Признак предмета)

- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

 (Делают речь более выразительной)

7. Закрепление пройденного

Беседа о маме

- О ком мы говорили в начале урока? (О маме)

- Почему в этот солнечный весенний день мы говорим о маме? (Скоро праздник 8 Марта) Это праздник весны и женщин - именно как дань уважения женщины и матери.

- 8 марта люди в нашей стране отмечают Международный женский день. В эту дату все женщины принимают поздравления. Для каждого человека самая главная женщина в мире конечно мама. Мамам посвящают песни, стихи. Во всех странах мира можно увидеть памятники матери.

8. Работа с предложением

- Составьте из слов предложение.

Найдите главные члены предложения. (Коля подарил)

Найдите в предложении имя прилагательное. (Жёлтые)

Какое слово оно поясняет? (Тюльпаны)

Уберите из предложения имя прилагательное.

Какое предложение вам нравится больше? Почему?

(Первое. Оно более выразительное)

Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

9. Рефлексия

Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?

(Ответы детей)