Итоговый урок по теме "Психологический портрет друга". 8-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8

Ключевые слова: способность, портрет, характер , темперамент


Поурочный план теоретического и практического обучения

Предмет: Профориентация.

Для учащихся 8 классов по курсу "Познай себя".

Раздел 2. Профессиональное самоопределение.

Тема занятия: Защита творческой работы "Психологический портрет моего друга".

Цели: образовательные:

  • повторить и обобщить знания по изученному материалу;
  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, познавательный интерес, умение выявлять связи, формулировать выводы, собственное мнение;
  • формировать навыки анализа и самоанализа личностных особенностей для правильного выбора профессии.

Воспитательные: воспитывать культуру труда, активизировать интерес и личную ответственность за профессиональный выбор.

Тип занятия: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: объяснение, фронтальный опрос, защита проектов.

Количество часов на тему: 2,5 часа.

Оснащение: мел, доска, презентация "Психологический портрет моего друга", компьютер, проектор, экран.

Литература: “Твоя профессиональная карьера” 8 (9) класс, учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией С.Н. Чистяковой, М., 2012г., Технология (9 класс) под редакцией В.Д.Симоненко, Москва, 2012 г.; Технология (учебник – 8–9 классы). Книга 2 В.М.Казакевич, Г.А.Молева.

Ход урока

1. Организационный момент

- Приветствие, проверка присутствующих, назначение дежурных.

2. Основная часть

Цель занятия: формировать навыки анализа и самоанализа личностных особенностей для  правильного выбора профессии.

Эпиграфом к уроку я взяла слова древнегреческого драматурга Софокла "Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней".

Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему так сказал Софокл? (2-3 ответа)

3. Повторение и обобщение знаний

Действительно, не зря еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. Познать другого человека помогает интересная наука, с которой мы знакомились на этом курсе. Как и любая наука она трудна, но мы уже сделали первый шаг на этом трудном пути, а дорогу осилит идущий.

Давайте вспомним основные термины и определения, которые  мы изучали.

Вопросы:

1. Академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных – это... (психология)

2. Человек как носитель определенных биологических свойств – это… (индивид)

3. Качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека – это… (темперамент)

4. Человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе – это… (личность)

5. Угадай тип темперамента:

  1. "Доверяй, но проверяй" - ? (сангвиник)
  2. "Ни минуты покоя" - ? (холерик)
  3. "Не торопи" - ? (флегматик)
  4. "Не навреди" - ? (меланхолик)

6. Совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения – это….(характер)

7. Специалист, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах – это…(психолог)

8. Какое образование имеет данный специалист? (высшее)

9. В каком вузе Приднестровской Молдавской Республики  можно получить эту профессию?(ПГУ им. Т.Г.Шевченко)

10. Можно ли сказать, что каждый из нас неповторим? (да)

11. Кроме внешних различий, чем мы отличаемся друг от друга? (характером, способностями, привычками, интересами, увлечениями, мыслями, чувствами, мечтами и т.д.)

То, что мы действительно разные, мы сейчас убедимся. Я предлагаю вам немного поиграть. (Физминутка "Мы разные...")

  1. Встаньте, те, у кого темные волосы
  2. Встаньте те, кто родился зимой
  3. Кому нравится осень?
  4. Кто любит играть в футбол?
  5. А теперь те, кто любит танцевать
  6. Кто самый веселый в классе?
  7. Кто самый любознательный?
  8. Встаньте, те, кто любит читать
  9. Кто самый общительный?
  10. Кто мечтает побывать в разных странах?
  11. Встаньте те, кто уже выбрал профессию?

Спасибо, ребята.

Мы все очень разные. Мы живем в удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, люди. Каждый день мы узнаем что то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас - мир внешний. Он у нас общий. Но есть другой мир, который существует внутри нас - наш внутренний мир. Он у каждого человека свой, неповторимый. На что он похож? Каким он предстает перед нами?

 Зачем нам узнавать мир другого человека? На этот вопрос мы ответим в конце занятия
Сегодня мы совершим  путешествие в прекрасный мир нашего друга. Был дан примерный план для сочинения:

Творческая работа (сочинение-анализ)“Психологический портрет моего друга”

1. Особенности его темперамента?

2. Особенности его  характера?

3. Какое настроение чаще всего бывает у моего друга? Почему?

4. Его интересы?

5. Какие способности есть у друга?

6. Насколько общителен ваш друг?

7. Его отношение к другим людям? к самому себе?

8. Что в моем друге есть такого, чего нет в других знакомых?

9. Интересный случай, событие, благодаря которому, я лучше узнал своего друга?

10.Что в жизни  кажется наиболее важным для моего друга по моему мнению?

11. Выводы по работе

Итак, начинаем путешествие!

Слово для рассказа предоставляется ребятам.

Вопросы к учащимся после заслушивания ответов:

  1. Что общего между рассказами?
  2. Чем отличаются рассказы?
  3. Сложно ли писать о другом человеке? Почему?

4. Подведение итогов (рефлексия)

Вопрос учащимся: Зачем нам узнавать другого человека? (ответы учащихся).

(Через самопознание себя и других мы познаем мир и свои возможности, определяем свое будущее).

И в завершение урока я хочу рассказать вам одну притчу, которая называется "Хрупкие подарки".

Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?

Вопрос к учащимся: Прав ли был мудрый человек? Почему?

Вопросы к учащимся:

  • Что понравилось на уроке?
  • Что не понравилось на уроке?

Спасибо за работу!