Как математик сказку читал, или Многоцветие фабульного мира "Снежной королевы"

Разделы: Математика, Литература, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку», Руководство учебным проектом


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


Цель работы:

  • применяя математические методы, выявить палитру цветовой гаммы, использованной Гансом Христианом Андерсеном в сказке «Снежная королева»;
  • установить связь цвета с сюжетной линией и замыслом автора.

Гипотеза исследования: Использование многообразия цветовых характеристик – не случайность, не прихоть автора, а продуманный эффективный художественный приём для раскрытия глубинного смысла произведения.

Задачи:

  • изучение и анализ содержания художественного произведения;
  • выделение основных цветовых характеристик произведения, определение их количественного и качественного состава;
  •  поиск и изучение информации о природе цветового символа;
  • исследование роли цветовой символики в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».
  • поиск других характеристик, тесно связанных с понятием цвета, способствующих восприятию сказочного мира как многоцветного объекта.

Объект исследования: сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» в переводе с датского языка авторов Анны и Петра Ганзен.

Предмет исследования: цветовая символика в сказке писателя.

Методы исследования:

  • изучение и анализ сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» в переводе с датского языка авторов Анны и Петра Ганзен;
  • изучение и обобщение исследовательского опыта других авторов по рассматриваемой проблеме;
  • сбор, подсчёт и статистическая обработка данных;
  • анализ полученных в ходе исследования данных.

Введение

Великолепный сказочник Ганс Христиан Андерсен обогатил язык английской прозы, создав непревзойденные образцы лаконичного, гибкого, точного, богатого оттенками повествования. Все это вместе взятое делает творчество Андерсена заметным явлением в литературной истории Англии.

Сказки Ганса Христиана Андерсена полны описаний. Автор подробно описывает интерьеры комнат и дворцов, одежду и внешность своих героев, деревья и цветы (почти в каждой сказке имеется сад). В этом смысле и «Снежная королева» не является исключением.

И все, что он описывает, как правило, обладает необыкновенной живописностью, изяществом, изысканностью. В системе прилагательных, сравнений, метафор, уподобле­ний, которыми оперирует Андерсен, господствуют цвет и растения, преимущественно цветы. Андерсен в своих сказках создает своеобразный, красивый, живописный мир. Его сказка представляет собой гармонию цветовой палитры и цветочного разнообразия.

Это не случайно. Сказки Андерсена проникнуты символикой. В его произведениях цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для отражения разнообразия и многоцветия событий и переживаний, раскрытия душевного состояния героев.

Какие же цвета использует в своём произведении Андерсен? Каково их значение в повествовании?  Поиском ответов на эти вопросы мы и займёмся ниже.

Цвета, использованные Андерсеном в сказке «Снежная королева»

Несложно заметить, что ярко описанные контрасты сказки «Снежная королева» являются отражением одного из главных противоречий всех времён — противоречие между добром и злом, между чувством и холодным расчётом.

Использование или, наоборот, неиспользование цветового разнообразия служит автором инструментом для более яркого, эмоционального описания событий, происходящих в сказке, для отражения резких, контрастных перемен в сюжетной линии. Язык цвета способствует более полному, точному и конкретному  восприятию характеров героев, их переживаний, мыслей и поступков.

Изучая набор цветовых оттенков, использованных Андерсеном в «Снежной королеве», мы получили следующие результаты:

В тексте сказки присутствие цвета отмечено 95 раз;

Наиболее часто используется белый цвет. На страницах произведения белый цвет упоминается 26 раз. Это единственный цвет, который появляется в каждом из семи рассказов в «Снежной королеве».

Золотой цвет – второй цвет по частоте упоминания, он встречается 17 раз.

Немного отстаёт от золотого красный цвет, его присутствие отмечено в сказке 16 раз.

Четвёртое место занимает зелёный цвет. Частота его упоминания – 10 раз. А далее следуют:

  • чёрный – 7,
  • жёлтый – 5,
  • розовый – 4,
  • серебристый – 3,
  • синий, голубой и медный – по 2 раза.
  • серый цвет упоминается 1 раз.

На диаграмме отражена частота использования Андерсеном каждого из 12 вышеназванных цветов.

Проведённые нами подсчёты выявляют яркое, радужное многоцветие сказочного мира, в котором живут герои Андерсена. И это не случайно. Ведь цвет играет в произведении особую роль. Можно сказать, что использование цветовой палитры является одним из главных художественных приёмов автора, позволяя наиболее рациональным способом добиться желаемого эффекта.

Остановимся на том, какое смысловое значение имеет цвет в произведении Андерсена «Снежная королева».

Символика цвета в сказках Андерсена

Белый цвет, который чаще всего был использован в сказке Андерсена «Снежная королева», всегда являлся многозначным символом во все времена и у всех народов. С одной стороны, белый цвет отождествлялся с дневным светом, с чистотой, невинностью, безмятежностью. Он мог ассоциироваться с добродетелью, благодатью, полнотой жизни. С другой стороны, и это соответствует его роли в сказке «Снежная королева», белый цвет – это холод, тишина, пустота и полный покой. Присутствие белого цвета в сказке служит средством противопоставления глубокого сердечного чувства холодному расчёту и равнодушию. Чаще всего белый цвет в сказке упоминается при описании облика Снежной королевы, а также в сюжетах, участницей которых она является. Так, во втором рассказе, 8 раз используется белый цвет, и все 8 раз – в ситуациях, связанных со Снежной королевой.

Желтый цвет  символизирует теплоту, радость, солнце, жизнь, свет, счастье, богатство. В старину желтый цвет ассоциировался, прежде всего, с золотом. которое воспринималось как застывший солнечный свет. У многих народов женщины отдавали предпочтение одежде желтого цвета. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев. В сказке употребляется в словосочетаниях: жёлтые стёклышки, первые жёлтенькие цветочки, жёлтый платочек, листья пожелтели (рассказ третий), пожелтевшие листья (рассказ четвёртый). Всего 5 упоминаний.

Золотой цвет. Если желтый цвет есть выражение освобождения, счастья, богатства, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золотой цвет после белого – наиболее часто употребляемый. Он упоминается в четырёх из семи рассказов сказки «Снежная королева».

В сказке Андерсена золотой цвет 7 раз использован в третьем рассказе в словосочетаниях: золотой гребешок, золотое сияние, золотой одуванчик. Указанный цвет служит инструментом для описания чудесного, солнечного вишнёвого сада, который наполнен цветами всех видов и расцветок и в котором всегда тепло и волшебно красиво. Столько же раз  слова «золото» и «золотой» повторяются в разных словосочетаниях и в четвёртом рассказе, но здесь эти слова несут совсем другой смысл: они представляют собой символ роскоши, власти и богатства. И это неудивительно: ведь речь идёт о королевском дворце и о принце с принцессой. Использованы в словосочетаниях: золотые блюда, золотой стебель, золотые короны, колотая карета, лакеи в золоте и т.д.

Зелёный цвет – цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Ассоциируется с духовностью, жизненными возможностями, с рождением и надеждой. Зелёный цвет сопровождает первые главы произведения, присутствуя в описании мирных, тёплых картин лета, упорядоченной  жизни, домашнего уюта, добрых, семейных взаимоотношений, простых детских радостей и развлечений: «Горох спускался из ящиков зелеными гирляндами», «Солнышко светило, цветочные ящики опять были все в зелени, «Из зеленой травки выглядывают первые желтенькие цветочки» и т.д. Затем, после долгого перерыва, зелёный цвет опять появляется в заключительных абзацах произведения, как символ возвращения к жизни, возрождения и надежды на будущее: «уже пробивалась первая зелень», «деревья покрылись зелеными почками», «расцветали весенние цветы», зеленела травка».

Голубой, так же, как желтый и зеленый — физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Не зря старушка волшебница укладывает Герду на шёлковую перинку,  набитую голубыми фиалками в комнате с разноцветными, в том числе и голубыми, стёклышками в окнах.

Синий цвет - ассоциируется с холодом, спокойствием, тяжестью, энергией, бесконечностью и тоской. У многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Синий цвет всегда был цветом духовности, символом созерцания, молитвы, небес.

В сказке Андерсена синий цвет упоминается трижды в словосочетаниях: «синяя куртка», «нос посинел», «Кай совсем посинел». У читателя возникают вполне определённые ассоциации с холодом, тоской, бесприютностью. В куртке какого цвета появляется Кай  зимним днём? В куртке синего цвета. И на этом синем фоне он разглядывает снежинки, любуясь их строгостью, совершенством и холодной красотой. Это подтверждает символическую роль синего цвета, как цвета созерцания, идеала, покоя, неподвижности, спокойствия и бесконечного холода в сказке Андерсена «Снежная королева». Давно замечено, что длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности. Именно это слово и стремился составить Кай из ледяных осколков в чертогах Снежной королевы.

Серый цвет – символ скуки, печали, депрессии, безразличия, незаметности, пасмурности, тучи. В сказке, встречаясь один раз в третьем рассказе, он ярко отражает состояние и чувства главной героини: «Каким серым, унылым казался (Герде) весь белый свет»!

Красный цвет играет очень важную и заметную роль в сказке. Словосочетания со словом «красный» и производными от него встречаются в пяти из семи рассказов данного произведения. Это оправдано. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все прекрасное. символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну, агрессию. Красный - цвет всего мистического, таинственного, потустороннего. Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. Красное обозначает также власть, величие. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги.

В сказке красный цвет упоминается в словосочетаниях: красные башмачки (5 раз), красные стёклышки, красные шёлковые перинки, красное одеяние, красное платье, красная лилия, красный лепесток, красные ягоды, красная шапочка.

Розовый цвет, который является самым пассивным из всей цветовой гаммы, символизирует нежность и ласку. Основой психологии розового цвета служат такие чувства, как дружелюбие, некоторое легкомыслие, неиссякаемое женское начало, романтичность и любовь. В сказке слово «розовый» встречается в словосочетаниях «розовые кусты» (3 раза) и «розовый атлас».

Чёрный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Это значение чёрного цвета отражено и в сказке «Снежная королева».

Примеры применения чёрного цвета в сказке:

  • О снежной королеве: «она никогда не остается на земле – вечно носится на черном облаке».
  • О маленькой разбойнице: «Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные».
  • О Вороне: «Ворона осталась вдовой, ходит с черной шерстинкой на ножке».
  • О Кае: «Кай почти почернел от холода».

Рейтинг цветовых оттенков

Давайте выясним, какой из семи рассказов «Снежной королевы» самый красочный. Результаты проведенных исследований цветовой гаммы сказки сведены в таблицу:

Число цветовых оттенков в отдельных рассказах сказки

 

Рассказ I

Рассказ II

Рассказ III

Рассказ IV

Рассказ V

Рассказ VI

Рассказ VII

Итого

 

Зеркало и его осколки

Мальчик и девочка

Цветник женщины, умевшей колдовать

Принц и принцесса

Маленькая разбойница

Лапландка и финка

…в чертогах Снежной королевы…

Белый

1

7

8

4

2

1

3

26

Золотой

0

0

7

7

2

0

1

17

Красный

0

0

9

2

1

2

2

16

Зеленый

0

3

4

0

0

0

3

10

Чёрный

0

1

1

2

1

0

2

7

Желтый

0

0

4

1

0

0

0

5

Розовый

0

1

1

1

0

0

1

4

Серебряный

0

0

0

3

0

0

0

3

Синий

0

1

0

0

1

0

0

2

Голубой

0

0

1

0

0

1

0

2

Медный

0

1

0

1

0

0

0

2

Серый

0

0

1

0

0

0

0

1

Итого

1

14

36

21

7

4

12

95

Итак, подведём предварительные итоги проведённого исследования. Наиболее ярко и красочно описаны события в рассказе № 3 «Цветник женщины, умевшей колдовать». В описании волшебного вишнёвого сада и прекрасного цветника, а также интерьера дома использованы практически все цвета радуги. Здесь больше, чем в других частях сказки,  красного, зелёного, белого и жёлтого цвета.

Второе место занимает рассказ № 4 «Принц и принцесса» со своим повествованием о пышности убранства, красочности одежды героев и богатстве интерьеров королевского дворца.

Третье место занимает рассказ «Мальчик и девочка» с описанием мирной, спокойной жизни, полной покоя, добра и любви. Там же впервые появляется Снежная королева, и все холодные краски использованы для описания этого персонажа.

Описание чертогов Снежной королевы, а также событий, происходивших в их пределах, также потребовало у автора использование красочных цветовых характеристик.

Самой «бесцветной» частью сказки оказался рассказ №1, о разбитом зеркале и его осколках. В рассказе всего лишь один раз употребляется слово «белый», когда говорится об осколках, разлетевшихся по всему «белу свету». Отсутствие цвета лишает рассказ всякой эмоциональной окраски. В нём как будто нет личной заинтересованности автора. Рассказ носит информативный характер, служит вступлением к последующим, более интересным и волнующим событиям.

Дополнительные средства отражения многоцветности мира сказки

Если говорить о многоцветии данного произведения Андерсена, то впечатление о красках фабульного мира сказки может быть создано не только прямым упоминанием конкретного цвета (синий, красный и пр.), но и описанием ярких вещей, которые сами по себе несут в себе энергию красок. Этого можно достичь разными средствами.

К примеру, в сказке «Снежная королева» разнообразную цветовую гамму дополняют и многократно усиливают описания растений. Слово «цветы» в разных вариациях (цветы, цветочки, цветник) встречается целых 43 раза! В сказке мы встречаемся со словом «зелень» 2 раза, а словами «трава (травка)» – 3 раза. «Деревья» на страницах сказки появляются 5 раз. Сложно рассматривать эти понятия вне зависимости от цвета.

А ниже приведём список других растений, украшающих своим присутствием страницы волшебной сказки Андерсена.

Название растения

Количество упоминаний в сказке

Лилия

4

Одуванчик

3

Куст с красными ягодами

3

Гиацинты

2

Колокольчики

2

Нарцисс

2

Вьюнок

2

Фиалки

1

Плющ

1

Цветок яблони

1

Подснежник

1

Тростник

1

Терновник

1

Всего

24

Однако лидером среди всех растений сказочного мира «Снежной королевы» является роза! На страницах сказки слова «роза» и «розы» встречается 26 раз! Если ассоциировать розы с розовым цветом, то этот цвет займёт лидирующее положение среди многообразия цветовых оттенков, использованных Андерсеном в этой сказке. Это не случайно. Сказывается личное, заинтересованное отношение автора к этому цветку. С розой связана личная жизненная история Андерсена.

В детстве у Ганса Христиана Андерсена было мало радостей: он плохо учился, был невнимателен на уроках, неграмотно писал. Учитель за это  часто бил мальчика линейкой по рукам.  Он был нескладен, некрасив, с длинными руками и длинным носом, к тому же любил приврать, за что был гоним одноклассниками. И только одна-единственная девочка Сара однажды подарила ему белую розу. Андерсен был так потрясён, что помнил об этом чуде всю жизнь. Известны слова знаменитого писателя»: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Может быть, говоря о маленьком цветке, Андерсен имел в виду ту самую розу? Кто знает…

Вывод

Как мы убедились, мир фабульной реальности сказки «Снежная королева» полон красок и красочных сравнений. Автор использует разнообразную цветовую гамму для более полного и яркого описания событий, внешности и характеров героев. Всё это способствует украшению авторской речи, живости оборотов, делает произведение более интересным, придаёт ему изящную простоту и лёгкость восприятия, и, самое главное, наполняет сюжет глубоким смысловым значением.